Аюрведические растения. Культивирование нашей сексуальной энергии

Как свидетельствует растущее число лекарств от нарушений эрекции, которые сегодня выходят на рынок, либидо является серьезной проблемой. Но традиционный подход этих лекарств обычно состоит в подавлении симптомов, оставляя без внимания более широкую картину и не пытаясь найти основополагающую причину проблемы. Другой повод для беспокойства в области репродуктивного здоровья мужчин — это бесплодие. Аюрведа помогает достичь более глубокого понимания этих комплексных проблем и подойди к ним целостно, используя как целебные травы, так и принципы питания и образа жизни. Уникальный аспект этого подхода состоит в том, что его цель – не просто быстро исправить положение; он направлен, прежде всего, на долгосрочное решение этих дисбалансов и устранение основополагающих факторов, которые их вызывают.

Низкое либидо может проявляться как отсутствие сексуальной энергии или желания, сексуальное бессилие или неспособность функционировать должным образом. Симптомы сексуального бессилия могут включать отсутствие интереса, слабость эрекции, преждевременную эякуляцию, ночное семяизвержение и сперматорею, непроизвольное семяизвержение. Мужское бесплодие – это состояние, характеризующееся низким качеством или количеством спермы или ее полным отсутствием. Эту проблему легко не заметить, так как она не обязательно влияет на сексуальное желание.

Все эти симптомы свидетельствуют об истощении одной из самых мощных энергий тела, что может быть в принципе связано с такими факторами, как образ жизни и пищевые предпочтения, привычки, уровень стресса в быту, семейная история, привычки родителей и генетика. Чтобы понять, как Аюрведа и аюрведические травы могут содействовать здоровой сексуальной энергии, нам нужно, прежде всего, понять, что именно ей вредит.

Влияние образа жизни на низкую сексуальную энергию

Существует множество причин отсутствия сексуальных желаний и способностей: плохое питание и неправильное сочетание продуктов, злоупотребление горькими, вяжущими, солеными, кислыми или острыми блюдами, эмоциональное напряжение, неправильное проведение постов, генетические факторы, подавление желаний, чрезмерная физическая нагрузка и занятия велосипедным спортом. Другие важные факторы, встречающиеся в клинической практике и связанные с низким либидо – общий стресс, переутомление, злоупотребление алкоголем или наркотиками, неправильное питание и образ жизни, финансовые проблемы и беспокойные личные отношения, а также использование секса как одного из основных способов избавиться от стресса и давления. Квалифицированное улучшение питания и снижение стресса такими методами, как регулярные занятия йогой, медитация, прогулки на природе и другие творческие средства, может помочь клиентам лучше отреагировать на лечение и быстрее добиться улучшения симптомов.

В случае бесплодия к дисбалансу приводят те же самые факторы, хотя есть и другие, не относящиеся к силе сексуального аппетита, аспекты, которые необходимо принять во внимание. Например, Аюрведа рекомендует мужчинам не перегревать яички, принимая чрезмерно горячую ванну или слишком долго находясь в сауне (без защиты с помощью прохладной мокрой ткани), а также не носить плотно облегающее нижнее белье и не сидеть целый день, особенно на стуле, держа ноги вместе. Чрезмерное количество разогревающих вкусов, таких как соленый, кислый и острый может также перегреть тело, как и употребление марихуаны, табака и алкоголя. Также наблюдалось, что чрезмерное использование слишком горьких трав, таких как ним, может ухудшить спермограмму и либидо.

Другие факторы, ухудшающие сексуальную энергию

Если пара безрезультатно пытается в течение года зачать ребенка, может иметь смысл провериться у доктора, чтобы исключить возможные причины мужского бесплодия, такие как варикоцеле, расстройство, связанное с питтой , вызываемое усиленным кровотоком и повышенной температурой в области яичек и семявыводящих каналов, или гидроцеле, расстройство, связанное с капхой, когда вокруг яичек накапливается избыток жидкости. Другие причины могут включать хронические инфекции простаты, эндокринные нарушения, анатомические дефекты, приводящие к ретроградной эякуляции, а также фармацевтические препараты.

Роль дхату и дош

С точки зрения Аюрведы, мужская сексуальная энергия происходит из шукра дхату, мужской репродуктивной ткани. Эта дхату таит в себе огромный потенциал энергии деторождения, а также топливо для ментального сосредоточения и творчества. Поскольку шукра – последняя ткань тела, которая получает полное питание в результате процесса пищеварения, имеет смысл разобраться, как питание влияет на репродуктивное здоровье в целом. Питанию шукра дхату могут содействовать пищевые привычки, которые включают употребление стимулирующих и пищеварительных трав, такие как фенхель, тмин, пажитник и кардамон.

Если в системе присутствует высокий уровень амы (токсинов), то прежде чем заниматься непосредственно омоложением репродуктивной системы, может быть показано некоторое очищение. Даже ашваганда, одна из лучших репродуктивных трав Аюрведы, может оказаться бессильной, если на ее пути слишком много препятствий.

Важное соображение при лечении плохого репродуктивного здоровья – роль дош как причинных факторов. Низкая сексуальная энергия часто связана с дисбалансом вата-доши. Сухое, легкое, холодное, грубое, беспорядочное и вяжущее свойства вата-доши противоположны свойствам шукры, которая по природе больше похожа на капху. В этом случае лучше всего помочь повысить качество и количество шукры могут согревающие тонизирующие травы, такие как ашваганда .

Благодаря своим горячим и острым свойствам, сыграть свою роль может и избыток питты, который может перегреть и сжечь шукру и даже вызвать жжение при эякуляции. В этом случае хорошим выбором для питания, охлаждения и защиты этой деликатной ткани будут охлаждающие травы, такие как шатавари или бала .

Люди с доминирующей капхой меньше всех подвержены бесплодию, но они могут часто испытывать симптомы низкой или заблокированной сексуальной энергии и жидкостей, что часто связано с такими состояниями как ожирение, застойные явления, психологическая заторможенность и апатия. В некоторых случая капха- типы вырабатывают избыток шукры, которая накапливается как нестабильная, незрелая дхату и может вызвать одержимость сексуальным желанием. Поскольку многие тонизирующие травы тяжелы, сладки и маслянисты (и могут подавлять агни и увеличивать аму ), они могут обострять капху, так что лучше сочетать их с легкими, согревающими и стимулирующими травами, такими как кардамон, имбирь, пажитник и пиппали .

Аюрведические травы ваджикарана и шукрала

После того как установлены все факторы и причины, а также пракрути и викрути пациента, можно выбрать наилучшие травы и вспомогательные меры, которые будут отвечать его индивидуальным потребностям. В аюрведической фармакологии существует особая группа трав расаяны, которые называются ваджикарана и помогают питать и стимулировать сексуальные органы и ткани, а также усиливают красоту и сексуальную привлекательность. Дальнейшая классификация трав, повышающих сперматогенез, называется шукрала.

На санскрите ваджи означает «конь», а карана – «энергия», что передает идею энергии или силы коня. Самый близкий западный общеупотребительный термин для трав этой категории – афродизиаки. Но поскольку травы ваджикарана питают репродуктивную ткань, они также помогают повысить оджас, квинтэссенцию всех тканей тела, которую можно трансформировать в духовную энергию.

Травы ваджикарана могут стимулировать, тонизировать или делать и то, и другое. Стимулирующие травы обычно согревающие и раджасические, такие как дамиана, пажитник, чеснок и лук. Они помогают понизить капху и оказывают более укрепляющее действие на сексуальные органы. Тонизирующие травы, как согревающие, так и охлаждающие, являются более питательными и помогают восстановить общее качество и количество тканей. Некоторые травы, такие как шиладжит, чеснок, пажитник и ашваганда, имеют и стимулирующее, и укрепляющее свойства.

Часто используемые в Аюрведе тонизирующие травы для мужского репродуктивного здоровья

Ашваганда (Withania somnifera)

На санскрите ашваганда означает «запах коня», из-за сильного запаха свежего корня, который напоминает запах конской мочи. Также считается, что он придает сексуальную энергию коня и часто используется в случаях стерильности и бесплодия. Это одна из лучших мужских укрепляющих тонизирующих трав, она улучшает сперматогенез, кровоток и тонус репродуктивных органов, а также регулирует гормональную функцию. Она часто используется для облегчения таких состояний как сперматорея, преждевременная эякуляция, ночное семяизвержение и увеличенная простата.

Ее заземляющие и чрезвычайно питательные свойства делают ее одним из лучших средств, успокаивающих вату. Благодаря своим согревающим свойствам, при употреблении в избытке она может спровоцировать питту . Это особенно верно в случае использования ее в форме настойки, хотя порошок растения, при использовании вместе с охлаждающими травами ваджикарана, такими как шатавари, бала, лакрица или видари, достаточно нейтрален. Ашваганда имеет анаболические свойства и повышает мышечный тонус и силу. Поскольку она помогает бороться со стрессом, расслабляет тело и ум, а также укрепляет дхату, это замечательное лекарственное растение, позволяющее бороться со многими факторами, влияющими на истощение сексуальной энергии.

Как показывает мой опыт, это довольно мягкое растение с широким спектром применения и одно из самых распространенных растений вата пратьяника. Основные симптомы, на которые следует обратить внимание при рассмотрении этого растения, включают общее снижение либидо, стресс, низкую ментальную или физическую энергию, истощение, бессонницу, гиперактивность, нервозность, беспокойство, тревожность и депрессию.

Один из самых простых и эффективных способов использования этого растения – несколько минут кипятить 1 чайную ложку порошка корня в стакане сырого негомогенизированного коровьего молока, подсластить сахаром-сырцом или медом и принимать перед сном или утром после пробуждения. Те, кто не пьет молоко, могут использовать свежее миндальное молоко или просто горячую воду. Лично я использую это растение для большинства расстройств чаще не само по себе, а в составе лекарственных средств или вместе с другими средствами.

Оно обычно используется в сочетании с шиладжитом (мумиё) в составе тонизирующих формул для мужчин. Мужчинам питта– и вата- типов или с избытком тепла в теле следует принимать такие составы с осторожностью. Если дисбаланс связан с капхой, то его лучше использовать вместе со стимулирующими специями, такими как пиппали, имбирь, кардамон или пажитник.

Ашванганда играет ключевую роль в нескольких традиционных составах, весьма полезных для усиления мужественности, таких как ашвагандади чурна и ашвагандади лейя, вкусного травяного джема, который принимают дважды в день от 1 до 2 чайных ложек вместе с теплым молоком или водой. А также ашвагандаришта, препарата на основе вина и трав, который прекрасно подходит при сексуальном бессилии и при недугах ума и нервной системы, по 20-30 мл дважды в день. Умеренная доза порошка растения составляет от 2 до 6 г, 2-3 раза в день.

Благодаря своим саттвическим качествам, в Индии ашваганда издавна используется для увеличения шукра/артава дхату и ее трансформации в оджас, таким образом содействуя духовной энергии и усиливая медитативную силу. Поскольку для общего здоровья необходимо ментальное омоложение, ашваганда – еще и одна из самых ценных трав медхья расаяны в Аюрведе, и она сочетается с другими травами медхья расаяны, такими как брами (готу кола или бакопа Монье), шанка пушпи и вача (аир обыкновенный).

Капикачху (мукуна жгучая, Mucuna pruriens)

Это, возможно, одна из моих любимых трав ваджикарана для мужчин, вторая после ашваганды, часто встречающаяся вместе с ней в формулах целебных составов для мужчин. Она имеет сладкий и горький вкус, а также достаточно тяжела и масляниста. При умеренном использовании она вполне сбалансирована по дошам, но в основном используется для баланса питты и ваты, а при использовании в избытке может привести к повышению амы.

Капикачху часто используется вместе с гокшурой (якорцы наземные, Tribulus terrestris) для лечения сперматореи, а также как сильный афродизиак, если его приготовить с другими омолаживающими веществами, молоком, ги и медом. Простой отвар на молоке с этими ингредиентами может служить альтернативой более сложным препаратам, которые упоминаются в классических текстах для увеличения сексуальной силы и потенции. В сочетании с диуретиками, такими как пунарнава (берхавия, бурхавия раскидистая) и гокшура, оно очень эффективно при лечении увеличенной простаты и отеков. Оно также помогает снизить стресс при использовании с другими растениями, балансирующими вату, такими как бала (сида сердцелистая, sida cordifolia), ашваганда и джатамамси (нард индийский, Nardostachys jatamansi). Типичные дозы порошка растения изменяются от 1,5 до 6 г. Его следует избегать в случаях нарушений питты или высокой амы, кроме как в хорошо сбалансированных составах.

Шатавари (Спаржа кистевидная, Asparagus racemosus)

Лучше известная как одна из важнейших трав для омоложения женской репродуктивной системы, шатавари может также служить как мощный мужской тоник. У нее горько-сладкий вкус, она охлаждающая и очищает печень и кровь, а также помогает регулировать питту в ее главном месте пребывания в тонком кишечнике. При лечении мужского бесплодия, шатавари может сбалансировать разогревающие травы и пищу, которые обычно используются для улучшения спермограммы, таких как ашваганда, чеснок и лук.

Она предупреждает избыток питты от перегорания и истощения спермы, а также, благодаря своим тяжелым, увлажняющим и питательным свойствам, это также полезное растение для ваты, особенно в сочетании с другими ваджикаранами, такими как ашваганда или бала. Также как и ашваганду, ее можно готовить как отвар на молоке в дозах от 3 до 6 г, либо принимать отдельно или в сочетании с другими соответствующими травами.

Для разрешения эмоциональных составляющих, которые могут быть связаны с проблемами либидо и связанных с питтой, таких как гнев и раздражительность, шатавари хорошо сочетается с охлаждающими успокоительными травами, такими как брами (готу коа) и шлемник. Если присутствует больше нервозности, беспокойства или тревожности, то ее лучше комбинировать с успокаивающими и заземляющими травами, такими как джатамамси, ашваганда или тагара (валериана). Если необходимо использовать шатавари, но есть проблема избыточной капхи или амы, то ее лучше смешивать с согревающими травами, такими как пиппали или имбирь.

Поскольку для восстановления и поддержания здоровья ключевым является состояние пищеварения, стоит отметить, что шатавари – одна из лучших трав для уравновешивания питты в ее главном месте пребывания, тонком кишечнике. Она используется для снижения кислотности и воспаления, успокоения слизистых и содействия экскреции благодаря своему мягкому слабительному и охлаждающему диуретическому свойствам.

Шатавари, очевидно, одна из лучших трав питта пратьяники и может служить главным лекарственным растением в составах для многих расстройств типа питта и питта-вата. Некоторые хорошие показания к использованию шатавари включают общую усталость, низкую сексуальную энергию, стресс, раздражительность, воспаление, повышенную кислотность, инфекции мочевыводящих путей и чувство жжения. Типичная доза шатавари составляет от 2 до 6 г порошка растения, 2-3 раза в день. Следует избегать приема этого растения в случаях высокой капхи и амы, а также заложенности носа или синусов.

Поскольку подход Аюрведы очень индивидуализирован и целостен, травы, выбранные для состава, и их пропорции будут отличаться в зависимости от индивидуальных нужд. Например, у мужчины с конституцией, в которой доминирует питта, присутствуют симптомы низкого либидо, а также другие жалобы, такие как изжога, повышенный аппетит, гипогликемия, постоянная раздражительность, краснота глаз и частый жидкий стул. В этом случае в составе можно использовать 4 части шатавари, чтобы поддержать питта пракрути и викрути, омолодить и защитить репродуктивные ткани, облегчить избыточные жаркие и кислые свойства питты в желудке и успокоить и даже нейтрализовать пищеварительный огонь. Можно также добавить 3 части такого вспомогательного растения как видари, чтобы подстегнуть сексуальную и физическую энергию, еще лучше сбалансировать питту в крови, печени и желудочно-кишечном тракте, а также помочь нормализовать стул. Чтобы успокоить ум, можно добавить 3 части готу колы. Наконец, 2 части лакрицы помогут облегчить симптомы гликемии, поддержать сексуальную энергию и облегчить питту в кишечнике, а также в целом гармонизировать состав. Такую смесь можно принимать в количестве от ½ до 1 чайной ложки в виде горячего или холодного настоя, 2-3 раза в день.

Бала (Сида сердцелистая, Sida cordifolia)

Бала на санскрите означает «сила», и это одно из лучших тонизирующих омолаживающих средств для ваты и питты. Она имеет сладкий вкус, тяжелое и маслянистое качество, что может при чрезмерном приеме увеличить капху, а также мягкое охлаждающее действие. Как и большинство настоящих трав расаяны, она питает и укрепляет все ткани тела, особенно плазму, мышцы, нервы, костный мозг и репродуктивные ткани. Как одна из лучших целебных трав против ваты в Аюрведе, она помогает корректировать расстройства, связанные с недостатком в уме и теле. Она играет ведущую роль в лечении балакшаи, или хронической усталости, и может использоваться при истощении физических или умственных сил.

Бала оказывает тонизирующее действие и на мужскую, и на женскую репродуктивную систему, содействует сперматогенезу и фертильности, а также очень эффективна при восстановлении сексуальных жизненных сил.

Прием внутрь, а также массаж пениса с малом бала или ашваганда бала тайлам может значительно улучшить его тонус и предотвратить преждевременную эякуляцию. Для поддержания здоровья предстательной железы, балу можно смешивать с такими травами как гокшура, пальма сереноа, ашваганда, видари канда (ипомея пальчатая, Ipomoea digitata) и капикачху. Обычная доза составляет от 2 до 6 г, 2-3 раза в день.

Видари канда (ипомея пальчатая, Ipomoea digitata )

Этот крахмалистый клубень способствует сперматогенезу и оказывает быстрое действие при приеме в виде молочного отвара. При умеренном приеме он вполне сбалансирован по дошам и, как и ашваганда, легче для капха- типов, чем шатавари и бала. При лечении увеличенной простаты его можно сочетать с капикачху или пальмой сереноа.

Он сладкий и охлаждающий, стимулирует оджас, мышечный тонус и координацию. Видари полезен при сексуальной слабости, связанной с нервным напряжением и адреналиновым стрессом. В этом случае его можно использовать в составе с другими растениями, включая сибирский женьшень, гокшуру, лакрицу и ашваганду .

Использование этого растения гораздо шире, чем указано в этом коротком обзоре, но стоит отметить, что это хорошая альтернатива, если шатавари оказывается слишком охлаждающей или тяжелой, или когда ашваганда может быть слишком согревающей. Он занимает как раз среднее положение между этими травами двумя и весьма ценен и для ваты, и для питта пратьяники. Типичная доза составляет 2-6 г, 2-3 раза в день.

Шиладжит (мумиё, асфальт, минеральная смола)

Шиладжит повышает мужественность и сексуальную силу, в то же время, поддерживая нормальный тонус гениталий. Многие травы виджакарана имеют анаболические свойства и повышают капху, тогда как шиладжит со своим острым вкусом и согревающей энергией бодрит, стимулирует и удаляет из тела избыток капхи .

В случае капха- конституции или репродуктивного дисбаланса, связанного с капхой, его обычно смешивают с ашвагандой. Его также можно использовать с диуретиками, такими как пунарнава (берхавия, бурхавия раскидистая), чтобы еще более понизить капху через почки, либо с согревающими стимуляторами, которые улучшают пищеварение, снижают аму и освежают разум и чувства, такими как ажгон (индийский тмин), имбирь, пиппали, или смесью трикату. Для лечения увеличенной простаты его хорошо смешать с порошком гокшуради гуггул, ашвагандой , пальмой сереноа, пунарнавой или видари .

Я рекомендую использовать шиладжит с другими травами для традиционных препаратов в количестве от 250 до 500 мг дважды в день. Следует быть осторожным при приеме шиладжита в случае высокой питты или ваты из-за его согревающего и очистительного действия, а также во время беременности.

Пиппали (перец длинный, Piper longum)

За исключением шиладжита, большинство трав, которые упоминаются в этой статье, повышают капху, так что пиппали – приятное дополнение к формулам, содержащим эти травы, поскольку это омолаживающее растение с согревающим, стимулирующим и понижающим капху действием.

Пиппали разогревает, но его маслянистое качество не дает ему слишком пересушить вату, а сладкий эффект после переваривание делает его более щадящим к капхе, чем другие острые специи при использовании в малых количествах. В сочетании с ашвагандой стимулирует кровоток к репродуктивным органам.

Основные способы, которыми мы получаем прану – с дыханием, водой и едой. Пиппали увеличивает прана агни, повышая таким образом жизненную энергию и изгоняя нечистоты через дыхание. Он также разжигает джатхара - и дхату-агни, а также улучшает пищеварение, всасывание и усвоение. Таким образом, это ключевое растение для омоложения, которое используется при разнообразных нарушениях пищеварения, респираторных заболеваниях и артритах. Обычная доза составляет от 1 до 3 частей в сложных составах, или от 250 мг до 1,5 г. Следует избегать использования пиппали при высокой питте или воспалительных заболеваниях.

Выбор правильного лекарственного растения

При выборе трав ваджикарана, которые наилучшим образом подошли бы для потребностей конкретного человека, полезно сначала собрать побольше информации о его пракрути и викрути, а также о характеристиках его состояния, задействованных дошах, тканях, каналах и органах, качественных характеристиках состояния, истории болезни, других факторах, силе пищеварения и существующих уровнях амы, а также эмоциональном состоянии. Это, без сомнения, может помочь разработать стратегию выбора целебных трав, которая лучше всего подойдет клиенту.

Например, ашваганда действует на вату в самом ее корне и знаменита способностью усиливать сексуальную энергию, но за счет чего? Снижая стресс, улучшая мышечный тонус, успокаивая ум и нервы, содействуя здоровому сну, восстанавливая энергию почек и стимулируя кровообращение. Не удивительно, что такое растение прекрасно подходит для успокоения ваты на многих уровнях и может поддержать сексуальное и репродуктивное здоровье на многих уровнях.

Понимание динамических свойств трав в свете принципов Аюрведы может помочь нам выбирать относительно небольшие количества трав для максимального охвата имеющихся проблем. Иногда всего лишь одно растение, если оно хорошо подходит человеку, может оказаться очень эффективным. Другой важный момент, о котором нужно помнить, состоит в том, что омолаживающие тонизирующие травы тяжелы, маслянисты и плохо перевариваются людьми с низким агни или высокой амой. У некоторых людей в результате применения таких трав могут появиться газы, вздутие или даже запор. В этом случае, прежде чем давать тяжелые травы, важно усилить агни и очистить аму, или же сочетать эти травы с легкими, согревающими и стимулирующими, такими как кардамон, имбирь или пиппали, чтобы они легче переваривались. Алкогольные экстракты и аюрведические целебные вина (аришта и асава ), такие как ашвагандаришта или баларишта, могут помочь слегка облегчить свойства сладких, тяжелых и маслянистых трав и облегчить их переваривание, поскольку они практически сразу же попадают в кровоток.

Культивирование нашей сексуальной энергии

Наше сексуальное желание уменьшается в процессе старения, но мы можем сберечь свою жизненную энергию и сохранить сексуальные способности, поддерживая сбалансированное питание и образ жизни, а также принимая пищу и травы виджакарана. Выбирая травы для лечения мужских проблем, важно, прежде всего, осознать разнообразные факторы, которые могут влиять на дисбаланс, и устранить эти эмоциональные, пищевые или иные препятствия.

С точки зрения йоги, сексуальная энергия – это мощная сила, которую можно использовать для духовных практик. Следует отметить, что отсутствие сексуально желания не всегда говорит о низкой сексуальной энергии, но также может быть и знаком духовного развития и воздержания.

Обуздание секса до одного или двух раз в месяц может быть мощным способом предотвратить истощение сексуальных жидкостей и дать телу достаточно времени, чтобы восстановить шукра дхату. Соблюдение ограничений вместе с выполнением пранаямы (йогического дыхания) и асан (поз) и соблюдением саттвической (чистой) диеты может помочь воспитать удовлетворение в уме и увеличить оджас, важнейшую субстанцию жизни, которая является побочным продуктом шукры .

Сохранение энергии, как сексуальной, так и любой другой, поможет сохранить здоровье и повысить иммунитет, облегчить выздоровление и развить умиротворенность. Это включает задание ритма в своей ежедневной жизни, снижение факторов стресса, достаточное время для отдыха, расслабления и игр, а также выделение достаточного времени, чтобы побыть наедине с собой или на природе, размышляя о своих внутренних чувствах и решая свои эмоциональные проблемы. Это вместе с соответствующим питанием и с помощью аюрведических трав и здорового распорядка дня обязательно искоренит любые проблемы мужского репродуктивного здоровья.

Здоровье, согласно Аюрведе , имеет две составляющие – здоровье ума и здоровье тела. Тело человека – модель вселенной. Все протекающие в ней процессы, происходят также и в нем.

Заболевания подразделяются на два вида: те, что мы заработали своим мышлением и поведением в прошлом, и болезни, которые формируются вследствие нашего невежества в настоящий момент.

Простые и эффективные методы лечения и профилактики болезней этой древней медицины как будто придуманы самой природой. Следуя им, можно избавиться от болезней, вызванных невежеством. Нарушение нашего здоровья отражается на восприятии мира и поведении. Зная эти закономерности, можно быстро предпринять необходимые шаги по восстановлению здоровья.

Представления ведической медицины о зарождении болезни строго научны. подробно рассматривает процесс возникновения болезни и стадии, которые она проходит в своем развитии. Согласно Аюрведе, все болезни берут начало в каком-нибудь отделе желудочно-кишечного тракта.

Например, есть болезни, которые возникают из эмоций страха, тревоги, беспокойства, и тогда болезнь начинает развиваться в нижнем отделе толстого кишечника. Есть болезни, которые появляются от гнева, злобы, ненависти. В этом случае болезнь распространяется с двенадцатиперстной кишки и тонкого кишечника. А болезни, вызванные жадностью, привязанностью, чувством собственничества, рождаются в желудке.

Причин болезни называет несколько. Некоторые из них -нечистоплотность, загрязненная окружающая среда, повышенная эмоциональность и нечистая пища. Однако в большинстве случаев мы страдаем от неправильного мышления. По статистике Всемирной Организации Здравоохранения на 50% здоровье человека определяется его образом жизни и лишь на 20% – экологией.

Если силы, находящиеся внутри нас, находятся в гармонии и равновесии с внешней средой, мы можем стать неуязвимыми для болезней. Совершенный баланс творит совершенное здоровье. Всякая болезнь, как говорит , может быть предотвращена, если поддерживается баланс не только в теле, за счет правильного питания, дыхания и поступков, но также в мыслях и эмоциях.

Первый вопрос, который задает себе доктор, практикующий Аюрведу, не «чем болен мой пациент?», а «кто мой пациент?». Под словом «кто» он имеет в виду не ваше имя, а то, как устроено ваше тело. Он ищет признаки, по которым можно установить тип вашего тела или вашу природу. Именно это нужно выяснить до того, как перейти к вашим жалобам и симптомам недуга. Таким образом, подход к выявлению и лечению болезней в древней Аюрведе существенно отличается от подхода современной медицины. И надо заметить, первый имеет много преимуществ.

10 преимуществ Аюрведы:

ПЕРВОЕ , что отличает Аюрведу от обычной аллопатической медицины и объединяет с гомеопатией – это холистический подход, т.е. смотрит на тело человека как на нечто целое. Она не лечит непосредственно болезни. Это принцип древней медицины, который гласит, что нужно лечить не болезнь, а человека. Человек же представляет собой комплекс ума и тела. Соответственно, лечит все вместе.

ВТОРОЕ преимущество связано с тем, что принципы Аюрведы и аюрведические препараты практически не дают побочных эффектов. Равно как и в гомеопатии (при правильном назначении).

ТРЕТЬЕ преимущество Аюрведы и аюрведических лекарств как таковых в том, что каждое из них по сути дела является тоником. Каждое лекарство, мало того, что оно не приносит вреда, оно тонизирует человека, дает ему силы. В Аюрведе есть целая область - наука омоложения (ювенология). Целый класс лекарств расаян, тоников омолаживают человека. Если человек живет в соответствии с Аюрведой и пользуется этими лекарствами, то он может чувствовать себя гораздо лучше и быть более молодым, чем он есть на самом деле, то есть практически избавиться от многих неприятностей которые приносит старость.

ЧЕТВЕРТОЕ преимущество Аюрведы, связанное с холистическим подходом - это то, что Аюрведа говорит о психосоматической природе болезни. Болезнь не порождается только самим телом, одним из источников болезни является ум. Аюрведа помогает человеку избавится от этого изначального источника беспокойств в уме. То есть она лечит не только тело, но и ум человека. Она дает возможность человеку успокоить свой ум, и таким образом избавиться от неприятностей.

ПЯТОЕ преимущество Аюрведы в том, что она позволяет предотвратить болезнь и установить наличие болезни или начало болезни гораздо раньше, когда излечить ее гораздо легче, чем на более поздних стадиях. И она дает именно систему, с помощью которой можно не болеть, вместо того, чтобы лечить болезни, которые запущенны и которые трудно вылечить.

ШЕСТОЕ преимущество Аюрведы по сравнению с обычной медициной заключается в том, что там очень хорошо разработана диетология. Аюрведа дает представление о том, как сделать так, чтобы пища стала нашим лекарством. Как говорил Гиппократ: «Пусть еда будет вашим лекарством». Аюрведа предоставляет возможность человеку понять это.

СЕДЬМОЕ преимущество Аюрведы состоит в том, что она дает очень простые методы диагноза. Диагноз в Аюрведе очень прост, и практически каждый человек может научиться его ставить.

ВОСЬМОЕ преимущество Аюрведы- это близость к природе и естественность. Эти методы очень естественны. дает возможность человеку жить в гармонии с природой. Она устанавливает эту гармонию. Она ставит человека в целостную систему материального мира, и дает ему возможность наладить гармоничную связь с окружающей средой. Более того, в соответствии с Аюрведой, здоровье и есть гармония. В соответствии с концепцией Аюрведы, здоровье – это, когда у человека полностью все приведено в равновесие. По сути дела, равновесие или гармония - это синоним здоровья в Аюрведе.

ДЕВЯТОЕ преимущество Аюрведы - это соответствие с практикой йоги. помогает практиковать йогу, а йога помогает человеку излечить свои болезни.

ДЕСЯТОЕ преимущество Аюрведы- это то, что , в отличие от современной медицины, строго индивидуализирует подход к человеку. В Аюрведе не говорится что, скажем это лекарство от этой болезни. Всякое лекарство и всякая болезнь рассматривается аюрведическим врачом на фоне индивидуума. И в соответствии с конституцией человека, с его индивидуальными особенностями, ему прописывается диета, выписываются лекарства. Это еще одно сходство с гомеопатией.

С этой статьей также читают:

Аюрведическая медицина
Одна из возможных причин возрождения интереса к Аю...

Энергии Вселенной в философии мироздания
Учение аюрведы строится на прочном философском фун...

У многих из вас на полках лежат книги по Аюрведе и, возможно, вам часто приходится туда заглядывать, чтобы посмотреть описание того или иного лекарственного средства. Так же многим наверное интересно состояние дош в теле. Всё это и многое другое вы найдете в самом прогрессивном приложении для любителей аюрведы! Основная аудитория для электронного справочника на данный момент – это люди активно практикующие аюрведу и заинтересованные в возможности оперативного доступа к точной информации.

Коллектив авторов: Михаил Альбертович Суботялов и Владимир Юрьевич Дружинин взялись за задачу наполнения справочника аутентичной, проверенной информацией по лекарственным препаратам, подборке статей для изучающих Аюрведу.

Ростислав Недосекин разработчик справочника, взялся за реализацию идеи в виде программы.

Сегодня справочник доступен пользователям:

Все практикующие аюрведу имеют в своем арсенале набор средств, которые они используют день ото дня и хорошо с ними знакомы, однако жизнь постоянно меняется и необходимо время от времени узнать о чем-то новом, подобрать себе или своим знакомым новое средство для поддержания здоровья. Возникает вопрос где взять достоверную информацию. В наше время аюрведа стала популярной темой и на просторах интернета можно найти много информации, в ряде случаев противоречащей друг другу.

Чтобы решить вопрос с доступностью и достоверностью информации коллективом авторов был создан электронный справочник, содержащий в себе как данные по основным принципам аюрведы, так и лекарственным препаратам на основании аюрведических первоисточников.

Как работает справочник? Очень просто! Выбираете средство и читаете его описание в соответствии с шастрами, вот так:)



Что нового

Версия 1.4

Поддержка работы на Android начиная с версии 2.3.3

Исправлены мелкие недочеты по содержанию

Поддержка работы на телефонах

Поддержка работы на планшетах в портретном режиме

Улучшение логики теста на доши. Если кто-то из вас проходил тест и получил в результате тройную конституцию или не получил рекомендаций для свой доши имеет смысл пройти тест заново.

Преимущества:

У вас всегда в доступе актуальная информация по аюрведическим травам и препаратам

Создан на основе первоисточников и содержит проверенную специалистами информацию

Содержит в одном месте информацию сразу по растениям, маслам и многокомпонентным лекарствам

Будет постоянно дополняться новыми статьями и лекарствами, не вошедшими в первый выпуск справочника

Определение индивидуальной конституции методом анкетирования

Возможность лёгкого и быстрого приобретения лекарственных средств у партнёров-магазинов справочника.

Урбанизация, и как следствие снижение активности людей, преимущественно сидячий образ жизни, ухудшение качества продуктов питания и ряд других факторов, привели к тому, что уже в 20 веке чрезмерное увеличение веса и ожирение — стали одними из самых распространённых заболеваний в мире.

Ожирение является источником многих болезней, в том числе: заболеваний сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, сахарного диабета и высокого кровяного давления. Об аюрведическом подходе к лечению излишнего веса и ожирения мы писали раннее в статье , сегодня же мы хотим рассказать о 10 аюрведических растениях и травяных составах, которые в сочетании с соблюдением рекомендаций по питанию и образу жизни используются в Аюрведе для лечения ожирения и связанных с ним осложнений.

1. Врикшамла (Garcinia indica, Гарциния индийская)


Врикшамла — цветущее дерево с жёлтыми плодами овальной формы, произрастающее на юго-западе Индии. Используется в целях снижения веса, так как содержит гидроксилимонную кислоту, которая обладает способностью блокировать выработку особого фермента цитратлиазы, отвечающего за образование жировых клеток в организме. Кроме того, плоды Врикшамлы нормализуют уровень холестерина в крови, снижают аппетит, повышая уровень гормона серотонина, отвечающего за контроль чувства голода.

2. (Трипхала)


Трипхала — мощная смесь из плодов трёх деревьев: амалаки или индийского крыжовника (Phyllanthus emblica), бибхитаки (Terminalia belerica) и харитаки (Terminalia chebula). Одна из самых известных аюрведических формул, которая эффективно устраняет запоры, питает ткани тела, улучшает пищеварение, способствует расщеплению жировых отложений, нормализует метаболизм печени и очищает ЖКТ от токсинов и шлаков. Кроме того, трипхала — один из самых богатых источников витамина С и кальция.

3. Ашока ( Saraca asoca , Сарака индийская)


,

Ашока — ещё одно дерево, высушенная кора, стебель и желтовато-оранжевые цветы которого используются в Аюрведе в целях снижения веса. Ашока балансирует Капха-дошу и применяется в терапии сопутствующих ожирению заболеваний, а также в лечении дизентерии, геморроя, нарушений менструального цикла и спазмов. Ашока улучшает цвет лица, снимает жажду, устраняет чувство жжения, уменьшает отёчность и очищает кровь.

4. (сommiphora mukul, арабский мирт)


Смола небольшого кустарника под названием Гуггул, широко распространённого на севере Индии и входящего в «золотой ряд» лекарственных растений Аюрведы, является традиционным средством для борьбы с ожирением и лишним весом в индийской медицине. Известно, что экстракт смолы Гуггула богат гуггулстероном, который уменьшает уровень холестерина в крови и стимулирует работу щитовидной железы, тем самым улучшая все метаболические процессы в организме и ускоряя снижение веса.

5. Кальмег ( Andrographis paniculata, Андрографис метельчатый)


Название этого небольшого травянистого растения, произрастающего в Индии, Китае и на Цейлоне в переводе с санскрита означает «король горечи». Аюрведа относит кальмег к числу горьких тоников, которые омолаживают, очищают организм, способствуют расщеплению жировых клеток, устраняют неблагоприятные последствия ожирения.

6. ( Aloe barbadensis)


Широко известное растение алоэ вера используется в Аюрведе для стимулирования метаболизма, увеличения силы пищеварения, активизации процессов расщепления и усвоения жиров и, следовательно, увеличения уровня потребления энергии. Кроме того, это одно из лучших растений для выведения токсинов из организма.

7. Катука ( Picrorhiza kurroa)


Входит в состав: ,

Катука — одно из самых известных горьких аюрведических растений, которая традиционно используется для лечения хронических заболеваний печени и регуляции секреторной функции желчного пузыря. Катука улучшает пищеварение, повышает метаболизм в организме, и, следовательно, способствует снижению веса.

8. Читрак (Plumbago zeylanica)


Входит в состав:

9. Мустака ( Сyperus rotondus, Нагармота)


Нагармота — травянистое растение, широко распространённое в Индии, чаще всего использующееся в традиционной индийской медицине при лечении лихорадки и ожирения. Мустака очищает заблокированные в результате несбалансированного питания телесные каналы, устраняя их непроходимость и нормализуя течение тонких энергий и праны в теле, что в свою очередь приводит к нормализации обменных и метаболических процессов в организме и способствует снижению веса.

10. Агниматха ( Clerodendrum phlomidis)


Входит в состав: ,

Корень этого растения, входящего в группу лекарственных корней «Дашамула», — одно из самых мощных аюрведических средств для похудения. Корень Агниматхи обладает выраженными мочегонными свойствами, снимает отёки и выводит излишки жидкостей из организма, балансирует Вата и Капха-доши, устраняет запоры и вздутие живота, улучшает пищеварение и обмен веществ.

В Аюрведе использование горьких трав в качестве тонизирующих не всегда присуще или может помочь. Горький вкус, как указано в главе этой книги, посвященной энергетике трав, является наиболее холодным, наиболее высушивающим, наиболее истощающим и уменьшающим из всех вкусов. Он не является тонизирующим в смысле питательности -- способствования росту или построению тканей в организме. Его влияние носит катаболический или уменьшающий характер, обеззараживая, способствуя истощению или удалению ткани, при этом подавляя или уравновешивая большинство органических функций тела.

Ему более присуще применение в качестве уменьшающего яды и избытки, а не для построения недостающего. Горькие травы являются частью очистительной, успокоительной теплоразрушительной или уменьшающей жар терапии, такое же применение она получили и в китайской медицине.

Аюрведа считает, что горькие травы стимулируют пищеварение, но только в небольших количествах и в основном для пациентов, страдающих от жара, лихорадки или условий сильной питты. Их нечасто прописывают хронически слабым или истощенным. Считается, что более высокая дозировка подавляет пищеварение, ослабляет ассимиляцию и расстраивает перистальтику.

Горькие травы по своей природе, как воздух и прочее высушивают ткани и жизненные флюиды и могут вызвать жесткость мускулатуры и даже спазмы мускулатуры. В большинстве условий горькие травы понижают, а не усиливают соответствующий тон мускулатуры, органов и тканей.

Если большинство западных фитотерапевтов прописывают эти травы при выздоровлении и вялости, то Аюрведа часто считает их бесполезными в таких условиях. Многие случаи слабости и выздоровления представляют собой вату по природе, условия охлаждения, недостатка жидкости и ухода в отбросы тканей организма. Они требуют согревания, увлажнительной и питательной терапии. Горькие травы также вата, воздушны по природе, а потому ничем не обеспечивают перестройку в организме или усиление жизненных флюидов. В основном они служат укрепляющими средствами в условиях затянувшейся лихорадки, перемежающейся или прерывающейся, или слабости (вялости), сопровождающей лихорадку или состояния высокой питты.

Возможно ранее западные фитотерапевты использовали горькие травы в качестве тонизирующих для выздоравливающих пациентов в питта состоянии, которые страдали от лихорадочных заболеваний или получили сверх меры токсинов при переедании мяса, употреблении алкоголя и т. д. Современные вегетарианцы, особенно имеющие вату, будут испытывать слабость при избыточном использовании горьких трав в качестве тонизирующих.

Тонизирующие травы в Аюрведе в основном сладкие с питательными веществами, которые создают ткани, укрепляют жизнеспособность, усиливают жизненные флюиды, повышают сексуальную энергию и продлевают жизнь. Они рассматриваются в отдельном разделе, посвященном тонизирующим травам. Горькие травы могут истощать жизнеспособность, понижать сексуальную энергию и способствовать процессу старения. В этой книге они названы горькими тонизирующими главным образом для удобства, поскольку они известны под этим названием. Мы также называем их "антилихорадочными" или травами, которые разрушают жар, огонь и лихорадку.

Можно сказать с некоторым оправданием, что эти горькие тоники являются тониками для питты, поскольку представляют собой наиболее сильные травы для уменьшения и регулирования ее функций. Но их действие не следует путать с действием тоников, которые являются питательными и омолаживающими.

Тем не менее горькие тоники являются очень важными растительными лекарствами. В Аюрведе и западной фитотерапии существует единое мнение о том, что это наиболее сильные травы для борьбы с лихорадкой, очищения организма и убийства токсинов. Они уменьшают лихорадку, питту, вывозят из организма токсины и жир. Они представляют собой наиболее сильные травы для очистительного нагревания.

Если лихорадка возникла из-за наружных патогенов и протекает в основном в поверхностных условиях, типа лихорадки от холода или флюса, то лечить ее следует диафоретической терапией с применением потения для открытия пор, разрушения циркуляции и истощения вызвавшего ее холода. Однако, если лихорадка сильна, в крови или внутри организма, нагревание печени, при наличии сильной жажды, потенция, воспаления или инфекции, обычно в условиях питты, более подходящими оказываются эти горькие тоники.

Горькие травы не просто подавляют лихорадку. Они разрушают вызывающую ее инфекцию, катаболизируя патогенезы. Они атакуют и разрушают аму, яды, которые проникли в ткани и вызвали лихорадку. Следовательно они показаны в любом случае лихорадки из-за амы (которая, как в случае артрита, может возникать из-за ухудшения ваты или капхи). Благодаря своей легкой природе они разрушают тяжелую по природе аму.

Посредством уменьшения жира, кислотности и токсичности они охлаждают и очищают кровь, они также обладают альтернативным или кровоочистительным действием. Можно подумать, что они аналогичны альтернативам, но они на порядок сильнее по воздействию.

Они регулируют функцию печени, контролируют и уменьшают образование желчи и кислоты в организме. В качестве таковых они показаны при большинстве заболеваний печени типа гепатита и желтухи, в особенности в начальной и острой стадиях.

Они уменьшают количество жира и регулируют сахарный обмен. Посредством этого они также регулируют функционирование селезенки и могут оказаться полезными при заболеваниях типа диабета. Являясь наиболее сильными травами для разрушения жира и уменьшения веса, они имеют сильное анти-капха действие.

Это, наряду с их кровоочистительными свойствами, придает им антиопухолевые функции. Они могут способствовать уменьшению как доброкачественных, так и злокачестве6нных опухолей типа раковых. Поскольку они катализируют катаболические процессы в организме, они очищают твердые наносы и удаляют закупорки из организма.

Будучи наиболее сильными травами для уменьшения питты, а также оказывая сильное понижающее действие на капху, они являются также наиболее сильными травами для ухудшения ваты. Если использовать их при несварениях, вызванных ватой (несварение на нервной почве, которое можно считать гипоглицемией), то они будут лишь вызывать дальнейшее нервное расстройство и еще большую сверхчувствительность.

К типичным горьким тоникам относятся: алоэ вера, американское коломбо, барбарис, калумба, карликовый дуб, горечавка, гидрастис, золотая нить, хинная корка, белый тополь и специфические для Индии чирата, кутки и ним.

Ветрогонные травы (вата-ануломан)

Ветрогонными считаются травы, удаляющие газы из кишечника, снижающие боль и вздутие. Они способствуют пищеварению и усиливают поглощение. Они помогают истощить воду и слизь. Аму, застаивающиеся и закупоривающие желудочно-кишечный (ж. -к.) тракт. Они способствуют необходимой и нормальной перистальтике.

Обычно они представляют собой ароматные или благоухающие травы, обладающие летучими маслами, которые стимулируют нервные окончания желудочно-кишечного тракта (самана и апана вайю, силы ваты, управляющие желудком малой кишечником и кишками), обеспечивая пищеварение и не давая накапливаться непереваренным пищевым продуктам.

Их стимуляция ваты также повышает агни -- как ветер раздувает огонь. В этом отношении они похожи на травы стимуляторы, а также на другие травы, как стимулирующие травы имеют тенденцию к способствованию пищеварению через непосредственное питание агни, эти работают более опосредованно через нормализацию ваты. В этом качестве они особенно хороши при слабости пищеварения из-за нервного расстройства, беспокойства и депрессии.

Они очень похожи на успокаивающие нервы. Путем рассасывания закупорок во всех каналах, оротас, они открывают нервную систему и снимают спазмы и боль. Они могут оказывать также диафоретическое и отхаркивающее действие, являясь также часто стимуляторами циркуляции. Они улучшают общий дух и стимулируют основной поток энергии, праны, в теле.

Все ветрогонные травы движут вату. Это стимулирующее действие выдвигает накопленную вату. Тем не менее их сухость может ухудшать вату, если использовать их слишком долго или в избытке.

Большинство из этих ароматических трав имеет тенденцию к нагреванию и остры на вкус. Однако, вторая группа охлаждает и тяготеет к горькому вкусу.

Разогревающие ветрогонные могут ухудшать питту, а некоторые из них способствовать кислотности, в этом случае следует отдать предпочтение охлаждающим ветрогонам. Охлаждающие ветрогоны чаще оказывают долговременное истощающее действие на вату. Все ароматические и ветрогонные травы уменьшают капху, благодаря своим высушивающим свойствам.

В этой категории трав находится большинство специй, и в качестве специй они должны быть частью ежедневного рациона, в особенности для того, кто имеет вату. От одного до пяти граммов многих из этих специй принимаемые с пищей могут излечить множество заболеваний, поскольку большинство болезней возникает из-за плохого пищеварения. Вместе с пищей или тонизирующими травами эти специи способствуют омоложению. Они лечат многие застойные заболевания и нервные расстройства.

К типичным разогревающим ветрогонам относятся : айван, базилик, лавровый лист, пальма ротанговая, кардамон, коричное дерево, гвоздика (пряность), чеснок, имбирь, ягоды можжевельника, мускатный орех, кожура апельсина, душица, тимьян, имбирь желтый, валериана.

К типичным охлаждающим ветрогонам относятся: пупавка, кошачья мята, хризантемы, кориандр, тмин, укроп, фенхель, липа, горчица, мята перечная, мята колосовая, грушанка. (см. также стимулирующие и пищеварительные травы).

Диафоретические травы (сведана карма).

Диафоретические (потогенные) травы вызывают потение и тем самым восстанавливают циркуляцию, истощают лихорадку и озноб, при этом выводя токсины с поверхности тела. Сильные диафоретики называются потогенными средствами.

Они являются поверхностно-освобождающими агентами, используемые в начальной и острой стадиях простуды и флюса, а также при более хронических условиях астмы и артрита. Первоначальная или острая стадия простуды и лихорадочных заболеваний парализует защитную энергию, которая движется вдоль поверхности тела. Результатом является остановка потоотделения и блокировка циркуляции. Диафоретические травы путем стимуляции восстанавливают защитную энергию организма.

Они оказывают следующее общее терапевтическое влияние: а) способствуют потению, б) снимают напряжение мускулатуры и болевые сочленения, в) низводят лихорадку до внешних факторов (связанных с простудой и флюсом), г) способствуют появлению и прохождению воспалительных процессов на коже, д) способствуют распространению поверхностной воды и отека лица и е) снимают головные боли, возникающие из-за простуды и застоя. В этом качестве они находятся на первой линии борьбы с заболеваниями.

Аюрведа различает два типа диафоретических трав в соответствии с дошей, на которую они работают. Этими двумя типами являются согревающие и охлаждающие диафоретики.

Большинство диафоретиков согревающие по своей природе. В основном, это горячие острые травы, которые уменьшают капху и вату, но увеличивают питту. Большинство холодных являются капхой по природе, вторжением холода и сырости. Вата, или ветер, представляет собой фактор, привносящий их в тело. Согревающие диафоретики лечат обычную простуду рассеиванием ветра, холода и сырости. Они обычно стимуляторы, отхаркивающие и могут обладать антиастматическими и антиревматическими свойствами.

К охлаждающим диафоретикам обычно относятся травы от горьких до острых, которые уменьшают питту и капху, но повышают вату. Они больше подходят для простуд питта-типа и более эффективны при лечении сильной лихорадки, ангины и других воспалительных заболеваний, включая попадание токсинов в кровь. Они обычно являются альтернативами и могут обладать мочегонным действием.

Согревающие диафоретики повышают температуру тела и посредством потения уничтожают озноб. Охлаждающие диафоретики понижают температуру тела посредством потения и выводят жар и токсины через кожу. Оба типа уменьшают содержание воды, флегмы и капхи.

Содержание капхи требует сильного потоотделения из-за ее мокрой позиции. Содержание питты требует умеренного потоотделения, охлаждающего по своей природе. Оно может быть ухудшено согревающими диафоретиками, горячим потом или паровыми ваннами, или горячими банями и саунами, которые уменьшают капху. Вата требует слабого потоотделения с преобладающей согревающей природой, чтобы помочь увлажнению ее поверхностной сухости, а сильные диафоретические методы еще более высушить вату.

Похожие статьи