История моды. Мадам Гре. фото Мадам и её очаровательных платьев. Греческое платье. Секреты великих модельеров Франции Греческое платье. Секреты великих модельеров Франции

Вы не поверите, насколько сильно я волновался из-за сегодняшнего дня, но, честно, говоря, это было даже лучше, чем я мог себе представить.

После завтрака мы все встретились в холле Paris American Academy, где по плану мы должны были провести весь день в обществе Колет Пико, которая была руководителем дома моды Madame Grès с 1964 и до его закрытия в 1988 году.

Американская школа в Париже размещается в здании 17-го века рядом с Монпарнасом и Сорбонной, эти места были описаны в своих творениях Хемингуэем, Пикассо, Шагалом, Модильяни, Дали, Миро Беккет и Дега, именно здесь все они жили.



Здание очень впечатляет человека, который видит это впервые. Это очень прекрасный район Парижа с большим количеством широких дорог и величественных зданий, построенных архитекторами с прекрасным чувством света и пространства.

Мадам Пико попала к мадам Гре в качестве ученицы, когда она была очень молода, постепенно она стала начальником мастерской, а так же лауреатом многочисленных швейных премий и наград в области кутюр. Она очень веселый, теплый и основательный человек.

Первый час пролетел незаметно, за рассказами мадам Пико о истории и эволюции дома моды, а так же о о его основательнице. Пико высказывала свои мысли и воспоминания о том времени. Прежде, чем ей было разрешено сделать первую юбку для клиента, мадам Пико прошла стажировку при доме моды. На стажировку потребовалось четыре года. По ее воспоминаниям выполнять первый заказ было очень страшно, но со временем были выполнены и платья с драпировками на заказ.




Дом моды ГРЕ в конечном итоге был закрыт из-за небывалой популярности RTW, а так же из-за отсутствия готовности дома развиваться и идти в ногу со временем. Мадам Гре, судя по всему, была очень упрямой и желала делать только то, что она любила, но к сожалении, это принесло ей только разорение и ничего больше.

Мадам Пико рассказывает, что в один из дней, когда они пришли на работу, то двери были закрыты, хозяйка хотела сжечь здание и все его содержимое из-за неоплаченного месяца аренды. После долгих просьб работников было разрешено войти в дом, чтобы забрать вещи, которые им были нужны, так мадам Пико удалось сохранить некоторые оригинальные эскизы и образцы принадлежащие этому легендарному дому моды.



Я был так удивлен, узнав, что когда дом был закрыт, мадам Пико потребовался год для того, чтобы найти другую работу. Видимо дизайнерские ателье предпочитают обучить молодого ученика, нежели прибегать к услугам работника, пришедшего из другого дома моды, который имеет свои собственные привычки и идеи.

В конечном итоге мадам Пико присоединилась с дому Balmain и проработала там три года, после чего перешла в дом моды Nina Ricci.

И хотя сейчас мадам Пико находится на заслуженном отдыхе, она передает свое мастерство всем желающим, создавая копии тех платьев, которые были созданы ей во времена работы дома моды мадам Гре. Мини платья полностью повторяют пропорции, детали тех платьев, вплоть до корсетных косточек и технологии сборки корсета.

Плиссированные платья прикрепляются к очень тонкому корсету, выполненного из двух слоев шелковой органзы, нить основы верхнего слоя идет перпендикулярно нити основы нижнего слоя органзы для большей прочности. Нижний корсет помогает держать вес плиссированной основы, которая из-за большого расхода ткани становится очень тяжелой.

Сам трикотаж, из которого создаются эти шедевры, очень тонкий, благодаря его текстуре возможно создание многочисленных тонких складочек. В свое время такой трикотаж стоил огромных денег, потому как на создание двенадцати дюймов ткани уходило примерно 8 часов. Нам показали образец оригинальной ткани, которой пользовались в доме моды мадам Гре, я был, действительно, удивлен насколько это тонкий трикотаж, почти как самый тонкий китайский шелк. А еще, мне очень понравился рассказ мадам Пико о том, что некоторые клиенты настаивали на том, чтобы изделие было без подкладки, для того, чтобы они могли видеть работу, которая была проделана и то, за что они отдают свои деньги. Судя по всему, платье от дома Grés сегодня обойдется вам примерно в 35 000 долларов.

Мы получили углубленный урок о том, как создаются вещи разряда haute couture и как создавать подобные складки. И знаете что? Это занимает часы и часы, огромное количество времени и кропотливой работы.

Нам выдали по куску бумаги и органзы. После чего мы прикололи сначала бумагу, а затем и кусок органзы к манекену, так, чтобы они лежали идеально ровно и плоско, после чего начали набирать мелкие складки. Мы вырезали приличный кусок ткани, а затем с помощью специального приспособления начали размечать ровные расстояния, примерно полтора дюйма каждое. Затем ткань скалывается так, как видно на фото. После того, как складки будут набраны, ткань переносят на манекен. Важно не растягивать ткань на манекене, сохраняя складки, которые вы сделали ранее. Как только складки прочно прикреплены к манекену посередине, ткань укладывают по краям, так же закалывают булавками, а затем закрепляют строчкой. После того, как ткань закреплена вертикальными строчками, начинают прокладывать горизонтальные строчки, отгибая складки, так как это видно на фото. Важно, чтобы ваша горизонтальная строчка не была в дальнейшем. Затем ткань снимается с манекена и обрабатывается утюгом с паром, а следующим этапом будет соединение этого куска с корсетом.

Ровно 114 лет назад, 30 ноября 1903 года, в Париже родилась одна из самых талантливых кутюрье своего поколения, да и, пожалуй, всего XX века, Жермен Эмили Кребс, известная нам как Мадам Гре. Сейчас о ней говорят не много, но если говорят, то всегда в превосходной степени. Гре - королева драпировок.

Она начинала в 30-е годы под псевдонимом Аликс Бартон. Тогда Европа, погрязшая в экономическом кризисе, жила в предвкушении войны. Опьяненной любопытством и страхом публике на тот момент порядком наскучил аскетичный мальчишеский стиль 20-х, модницы тянулись к женственной красоте и роскоши. И творения Аликс, будущей Мадам Гре, пришлись как раз ко двору.

В юности она мечтала стать скульптором - эта «первая любовь» сказалась на ее дизайнерской манере. Аликс «лепила» наряды - и не на манекенах, а прямо на клиентках, безо всяких выкроек. Поэтому они садились на своих хозяек безупречно. Она складывала воздушные шелка, тафту и креп нежных пастельных или, наоборот, богатых глубоких цветов в изящные драпировки. Каждая складочка волшебным образом оказывалась на своем месте. Получались не платья, а скульптуры, превращавшие земных женщин в статных греческих Кариатид.

В 1937 году Аликс вышла замуж за Сержа Гре (под этим псевдонимом в Париже творил русский художник Сергей Черевков) и стала Мадам Гре. Свой модный Дом она тут же переименовала в Grés. Брак с Сержем, кстати говоря, продлился недолго, но псевдоним мужа остался с Аликс на всю жизнь.

Мадам Гре состояла в «армии» модельеров, отстоявших французскую моду в период фашистского гнета. Согласно плану торжествовавших после введения режима Виши немцев, на первый план при фашистской диктатуре должны были выйти кутюрье из Вены и Берлина. Под их началом предполагалось осуществить так называемую централизацию европейской моды. Но затмить Францию было невозможно, и Гре сыграла в этом противостоянии отнюдь не последнюю роль, создавая великолепные коллекции, которые печатали модные журналы по всему миру, вопреки предписаниям «сверху».

На исходе войны, в 1944-м, Аликс создала патриотичную коллекцию в цветах французского флага в знак протеста против фашистского гнета. А в 1947 году ей вручили орден Почетного легиона. Гре была великолепным кутюрье, но так и не стала успешной бизнес-леди. После войны ее модный Дом год за годом приносил все меньше и меньше прибыли. Но уважения к ней это не умаляло. В 1970-м Мадам Гре заняла пост председателя Синдиката высокой моды. А в 1984-м Grés купил Бернар Тапи, и это стало началом конца.

Сейчас о Grès почти ничего не слышно, но наследие самой Мадам, ее мастерство живет в работах других дизайнеров. Так драпировать, как драпировала она, мало кому удается, но попытки совершают многие. Гре одевала великих женщин - Грету Гарбо, Марлен Дитрих, Грейс Келли, Вивьен Ли, Барбру Стрейзанд и многих других. Предлагаем возомнить себя голливудской дивой и надеть что-то не Grès, но в стиле Grès - в знак почтения таланту великой Мадам.


Аликс Гре – скульптор и кутюрье… Созданные ею платья с греческими складками превращали каждую женщину в богиню. Мадам Гре родилась 30 ноября 1903 года под именем Жермены Эмили Кребс. Но впоследствии она сменила своё имя, и стала Аликс Бартон.


Её карьера кутюрье началась в 1930 году в условиях экономического кризиса и политических переломов. На горизонте обозначилась опасность войны. Для многих становилось очевидным, что заверениям Гитлера о мире нельзя верить. Но в эти смутные времена проснулась тоска по красоте и роскоши.



В 30-е годы многие модельеры отказались от мальчишеского образа с коротенькой стрижкой, плоской грудью, от образа милашки 20-х годов, которая отплясывала днём и ночью в платье-рубашке. Дамы 30-х годов стремились к женственности, они носили длинные платья и непременно из шёлка. И Аликс создала свои первые шедевры… Она хотела стать скульптором, но семья не оказала ей поддержки. Тогда она занялась шитьём, и свою мечту воплотила в уникальных произведениях искусства. Это были её платья. Девушка пыталась проникнуть в тайну тканей, создать образы, в которых бы ткань струилась мягкими складками, как вода по камню. Вскоре был открыт Модный Дом под именем Аликс Бартон.


Шанель и Скиапарелли в 30-х годах настолько блистали, что, казалось, никто не смог бы их затмить. Однако, не только благодаря им возникали шедевры в моде тех лет, которые впоследствии стали источником вдохновения модельеров последующих десятилетий. Например, крой по косой, изобретённый Вионне, романтические платья Нины Риччи с вышитыми цветами и нежными красками, маленькие произведения искусства из пуговиц и перьев Марсель Роша, скульптурные драпировки мадам Гре.



Мадам работала с необыкновенным чутьём к материалу. Её античные драпировки продолжают влиять на идеи дизайнеров и сейчас. Обратите внимание на драпировки Альбера Эльбаза, Хайдера Акермана или Азеддина Алайи, который для музея моды в Марселе скупил работы, сделанные Мадам Гре с 1934года по 1942.


Она также, как и Нина Риччи, драпировала платья непосредственно на ткани без выкроек на фигурах клиенток.



Свой первый модный Дом Аликс открыла в 1931 году. Аликс стала известным модельером наравне с и . Но по-своему характеру она была замкнутой личностью, выходу в свет она предпочитала свою работу. Вечеринки и общения со знаменитостями её не привлекали. В 1937 году Алис вышла замуж за русского художника Сергея Черевкова, известного в Париже под псевдонимом Серж Гре. И теперь появилась уже не Аликс Бартон, а Аликс Гре. Совместная жизнь была недолгой, но впоследствии она всегда старалась материально поддерживать Сержа до самой его смерти.


Вскоре она открывает новый модный Дом – Дом Гре («Gr?s»). Её платья были чаще всего белого цвета, что напоминало скульптуру греческих кариатид. Драпировка из струящихся складок, обволакивающих тело, представляла собой фантастическое зрелище, в котором не было никакого хаоса, напротив, всё было чётко продумано так, что ткань подчёркивала соблазнительные очертания фигуры.



Платья Мадам Гре – это, как ожившие греко-римские скульптуры. В немецком журнале 1940 года писали: «Складки в одежде хороши не сами по себе, а только тогда, когда они образуют какой-то рисунок, например, идут под углом друг к другу, изгибаются, переплетаются…, то есть драпируются». Она стала использовать шёлковое джерси, и ткань в руках Аликс послушно ложилась на строго определённое ей место. Мастера ткацкого дела выпускали для неё ткани шириной больше обычного, чтобы задуманная идея могла воплотиться в реальность. Модели мадам скопировать было не просто, ведь на некоторые её творения уходило до 20 метров шёлкового джерси. Её платья появились в модных журналах, о её скульптурном обращении с тканью заговорили.


Во время войны многие женщины не могли мечтать о красивой одежде, шляпках, обуви, и поэтому идеи, выдумки и фантазии для того, чтобы себя украсить, у каждой были свои. Косынки и платки стали завязывать в виде тюрбанов. Тюрбан Аликс стал её визитной карточкой, этот головной убор был само совершенство.



Началась война, события складывались так, что Аликс решилась покинуть Францию. Когда президент Синдиката высокой моды Люсьен Лелонг узнал об этом, он сказал: «Нельзя допустить, чтобы Аликс уехала…Мы должны сохранить высокую моду». Это было время военного поражения Франции. Но, несмотря на все усилия немецких модельеров, влияние французской моды продолжало превосходить страну-победительницу, и оставалось, пусть и не на прежнем уровне, но всё же на высоком. А руководство рейха было намерено устранить это влияние. План немецкой стороны был таков – осуществление централизации европейской моды. В этом плане новыми модными центрами должны были стать Вена и Берлин, а Французская мода могла оставаться автономной.


Французские модельеры решили действовать. Они начали кампанию по привлечению внимания публики к своим изделиям. Французские модели были настолько совершенны, что многие журналы не могли не поместить фотографии коллекций одежды французских кутюрье. В одном из журналов была подпись: «Новые весенние платья показывают, что французы живы», другие превозносили весеннюю коллекцию 1941 года.


И Аликс Гре вернулась. В 1944 году она выпустила коллекцию в национальных цветах Франции. Это был знак протеста против нацистского влияния на моду. В 1947 году она была награждена орденом Почетного легиона. Вскоре на международной выставке «Театр моды» были представлены 228 моделей, созданные французскими кутюрье, в числе которых были Пьер Бальмен, Кристобаль Баленсиага, Нина Риччи, Люсьен Лелонг и Аликс Гре.



Затем вторая выставка – «Поезд благодарности» в США в 1949 году. В этих выставках роскошные платья Мадам Гре принимали участие. Париж оставил за собой звание столицы мировой моды. Но время требовало больших изменений в модной индустрии. Индивидуальные работы сократились, мода стала работать с более широкой аудиторией, где не требовалось той изысканности и уникальности изделий. Изменились возможности дизайнеров. Теперь им стало во много раз сложнее продвинуть свои творческие идеи. Для Мадам Гре, творческой личности, но посредственно разбиравшейся в бизнесе, оказалось это просто невозможным. Ей пришлось сократить своё производство. Она пыталась бороться, но при этом в плане руководства делала ошибку за ошибкой.



В 1981 году она всё же обратилась к направлению pret–a-porter, только уже началось угасание её модного Дома.


А в 70-х годах прошлого столетия Мадам Гре была председателем Синдиката Высокой Моды. Однако триумф сменился поражением.



В 1984 году Бернар Тапи купил её модный дом, чтобы затем перепродать его с выгодой для себя. Уже не молодая, но по-прежнему наивная Мадам Гре, поверила в чистые чувства Тапи, который признавался не только ей, но и журналистам, в своей любви к Мадам. Она была очарована им. Состоялась помолвка. Тапи открыто говорил о своём стремлении помочь мадам: «… я дам ей средства, чтобы она посвятила себя творчеству, не думая о деньгах». Но… она потеряла всё. Дочь Анна пристроила её в клинику в Провансе, где в 1993 года Мадам Гре скончалась.



Модный дом «Гре» ещё несколько сезонов выпускал коллекции, но затем полностью перешел на повседневную линию. Продажи компании резко упали. Сегодня модный дом почти неизвестен, он постоянно перепродается новым владельцам. Небольшой доход приносит ещё парфюмерная линия…


Мадам любила говорить, что мечтала стать скульптором, и поэтому для неё нет никакой разницы – работать с тканью или с камнем. В своих интервью она часто подчёркивала, что именно красота человеческого тела стала источником вдохновения. Её клиентками были почти все знаменитости: Марлен Дитрих, Вивьен Ли, Грета Гарбо, Грейс Келли, принцесса де Бурбон, Барбара Стрейзанд, герцогиня Виндзорская, Жаклин Кеннеди. Чистые и строгие линии античности платьев Мадам можно увидеть на многих фотографиях, которые снимали почти все великие фотографы того времени.





Мадам Гре (Madame Grés) – великий французский модельер. Её платья были произведеньем искусства. Её клиентками были Марлен Дитрих, Виьен Ли, Грейс Келли, Барбра Стрейзанд, Жаклин Кеннеди, Гарбо.

Настоящее имя Мадам Гре - Жермен Эмили Кребс. Она родилась в 1903 году в Париже, в небогатой семье. Жермен мечтала стать балериной или скульптором. Позже она училась на скульптора, но семья не поддержала её увлечения.

Свою карьеру Жермен начала делая шляпы в небольшом салоне. В 1932 она открыла свой салон "Alex Couture”, специализирующийся на спортивной одежде. В 1933 она с подругой Жюльеттой Бартон начала создавать свою одежду под вывеской "Alix Barton". А в 1934 Жермен берёт псевдоним Аликс и, уже одна, открывает собственный салон с одноимённым названием.

Первым её успешным шагом было создание костюмов для пьесы Жана Жироду "Троянской войны не будет", поставленной в 1935 году.

Силуэт платьев Аликс основывался на полном переосмыслении методов пошива одежды. На протяжении многих лет форма платья была примерно одинаковой: сверху лиф, часто с корсетом, снизу – юбка. Жермен же хотела, чтобы женщина выглядела как древнегреческая статуя. Особенностью модельера было то, что она работала, не используя выкроек и лекал, что делало её модели неповторимыми. Жермен не пользовалась плечиками, подкладками, застроченными складочками, она всегда добивалась того, чтобы ткань ложилась строго на определённое место.

В 1935 году Жермен Кребс выпустила широкое манто без какого-либо кроя. Её модели становились всё известней, и в 1939 получили приз за лучшую коллекцию Высокой моды на Международной выставке в Париже.

Но наступил 1940 год. Началась война. По плану Гитлера Дома Высокой Моды должны были переместиться в Берлин, чтобы столица Третьего Рейха стала столицей высокой моды. Салон “Аликс” был закрыт, а Жермен бежала на юг Франции вместе с семьёй. Но, оставшись без средств к существованию, ей пришлось вернуться в Париж, чтобы начать своё дело.

“Мадам Гре”- псевдоним, который был перенят у мужа, русского художника Сергея Черевкова, который подписывал свои картины “Гре”.

В 1942 году Жермес открыла ателье, но просуществовало оно до 1943.

В 1941 году оккупационными властями были введены карточки на продовольствие и ткань. Для уменьшения расходов материалов на производство одежды были введены ограничения на длину юбки, ширину брюк, запрещены отвороты на одеждах и т.п. Из изъятых на фабриках материалов выполнялись немецкие военные заказы. На этом этапе мода становится формой протеста оккупантам. Модельеры старались использовать как можно больше ткани, чтобы немцам доставалось меньше.

Мадам Гре была активной участницей этого движения. Она не обслуживала любовниц немецких военных, а на показе мод для немцев показала платья всего трёх цветов – синего, красного и белого – цвета французского флага. Дом Мадам Гре закрыли за превышение лимита использования ткани. Она вывесила свой национальный флаг на здание салона, после чего ей пришлось бежать, чтобы избежать ареста.

Вернулась она только в 1945 году, и Дом Мадам Гре был снова открыт.

Ударом для Дома Мадам Гре было введение в 1947 году Диором стиля New Look. В моду вновь возвращаются пышные юбки и корсеты.

В 1956 году Мадам Гре была выбрана для поездки в Индию, с целью изучения индийских ткацких технологий и приспособления их к западному рынку. Пленённая редкими ароматами, она решилась на создание духов для женщин.

В 1959 году вышел в свет легендарный кожно-шипровый парфюм – «Cabochard» (в переводе - упрямец).

В 1947 кутюрье была удостоена награды ордена Почетного легиона.

В 1966 году Ричард Аведон провёл фотосессию с Барброй Стрейзанд для Vogue, где Барбара в пончо и туниках от Мадам Гре.

В 1976 была запущена линия одежды Grès Boutique.

В 1982 году парфюмерное производство было продано, а все средства Мадам Гре вложила в линию Haute Couture. Но в 1984 году Модный Дом был продан бизнесмену Бернару Тапи. В одном из интервью бизнесмен рассказывал о своих планах: "Я дам ей средства, чтобы она посвятила себя творчеству, не думая о деньгах. Ей не нужно будет ни перед кем отчитываться. Я буду отвечать на вопросы, а она... просто будет. Я не знаю, сколько ей лет, и я делаю ставку на знаменитую женщину, способную проработать трое суток без остановки для своей последней коллекции. На это не способен ни один из моих тридцатилетних коллег". Но его слова оказались пустым звуком. Через три года Тапи продал производство дизайнеру Жаку Эстрелю. Модный Дом был исключён из Синдиката Высокой моды, в связи с проблемами с налогами.

В 1987 году Модный Дом Мадам Гре был закрыт.

Немного фото с обложек журналов и фото с моделями

Само платье Санни

Дочь Жермен – Анна в течение года скрывала смерть матери от общественности. Официально о смерти Жермен Эмили Кребс было объявлено в 1994 году.

Мадам Гре обладала большим количеством наград и титулов. В 1973 году она была избрана президентом "Синдиката Высокой моды", в 1976 году она первая, кто получил награду "Dé d"Or de la Haute Couture" ("Золотой Напёрсток Высокой моды"), а в 1980 году её назвали “Самой элегантной женщиной в мире“ и она стала кавалером ордена Почетного Легиона.

Имя Мадам Гре, к сожалению, незаслуженно забыто. Историки моды связывают это с тем, что в отличие от таких имён как Шанель, Ланвен, Скиапарелли, которые до сих пор известны обществу, хотя Дома Ланвен и Скиапарелли уже не существуют, Мадам не устраивала революций в мире моды, а её техника создания одежды на моделях очень сложна и практически невоспроизводима, поэтому немногие могут повторить её. К тому же Мадам Гре была лишена светской жизни. Она не любила рассуждать о своём искусстве, не рассказывала о себе. На фоне других модельеров, таких как Коко Шанель, она выглядела замкнутой и скучной.

Собственно Жермен.

Рaris.chance продолжает серию статей по книге Бертрана Мейер-Стабле «12 кутюрье. Женщины-легенды, изменившие мир». Сегодня наша героиня - истинная парижанка по духу и праву рождения. В ее «золотой» книге клиенток - принцессы, герцогини, первые леди и звезды мирового масштаба, на ее счету - ни одной провальной коллекции! Благодаря своему художественному совершенству ее платья принадлежат истории европейской культуры, как портреты кисти выдающихся художников. Именно ее имел в виду американский дизайнер Билл Бласс, говоря: «Мода - не искусство и никогда ею не была, за исключением того, что производилось в ателье двух мастеров - Кристобаля Баленсиаги и Мадам Гре». Скульптор высокой моды Мадам Гре, чье сидение в автомобиле было обито норковым мехом, ушла из этого мира в полном забвении и бедности. Сегодня ее имя незаслуженно забыто, оно явно держится в тени более предприимчивых современниц, сумевших создать не только уникальный стиль, но и бизнес-империю, увековечившую их достижения. Для проекта paris.chance огромной честью будет исправить эту историческую несправедливость, тем более, что у нас в запасе - такой замечательный источник, как книга Бертрана Мейер-Стабле.

Жермен Кребс родилась в 1903 году в Париже. Мы мало знаем об ее детстве, но судя по мечте стать балериной, а затем скульптором можно сделать вывод - искусство играло заметную роль в воспитании девочки. Первой работой во взрослой жизни для будущей Мадам Гре стала должность помощницы закройщицы в модном доме на Вандомской площади. Знаковое место для профессионального старта, особенно, в условиях 20-х годов прошлого века, когда Парижем грезила и Европа, и Америка. Уже в 1930 году она начинает продавать свои выкройки платьев и манто крупным закупщикам и комиссионерам обоих континентов. Тремя годами позже она становится совладелицей модного дома Alix Barton. Надо сказать, эта удивительная женщина с легкостью меняла имена! История моды знает ее, как Жермен Кребс, Марсель Аликс, Аликс, Аликс Бартон, Аликс Гре, Мадемуазель Гре, Мадам Гре - творческий поиск в действии! На самом деле, это был поиск абсолютного совершенства - совершенства ткани, технологии и эстетики. Созданный ею новый стиль драпировки получил признание после спектакля Жироду «Троянской войны не будет» . Работая на тот момент под маркой Alix, она сумела придумать такие костюмы для спектакля, что актрисы начали носить их в жизни, заставив Париж заговорить о новом модельере.

Уже в первых коллекциях Alix Barton проявились основы индивидуального стиля будущей Мадам Гре, в частности, ее особой техники - создания силуэта при помощи драпирования фигуры тканью при минимуме швов. Чем ей удалось выделиться на фоне других кутюрье? Прежде всего, виртуозной техникой драпирования, и, конечно же, скульптурной эстетикой. В эпоху, когда в моде торжествовали две женщины-кутюрье, представлявшие два полярно противоположные взгляда на моду - Вионне и Шанель , творчество Жермен Кребс явило собой искусство в чистом виде, рассказанное доступным языком волнистых линий и завитков. Мишель де Брюнхофф, бывший на тот момент постоянным представителем парижского стиля в журнале Vogue и открывший для публики немало гениев высокой моды, был настолько потрясен технологией ее кроя, что посвятил ей целых две страницы журнала, стимулировав интерес заокеанской клиентуры.

В 1934 году Аликс открыла собственный модный дом, став его единственным творческим директором. В то время понятие «минимализм» еще не было введено в обиход, но сама эстетика минимализма была с успехом воплощена в доме 83 по улице Фобур-Сент-Оноре. Вот как описывает Бертран Мейер-Стабле обстановку дома Alix: «Салон с белыми стенами, зеркала от пола до потолка, стулья и кресла из светлого дерева, никаких украшений; ковер, прибитый к полу - светлых тонов, как и обивка мебели. При модном доме нет магазина, здесь не увидишь витрины с сумочками или шарфами. Интерьер и обстановка подчеркнуто строгие и аскетичные...».
После успеха ее костюмов к пьесе «Троянской войны не будет» ее завалили заказами звезды сцены и экрана. У нее одевались аристократки и особы королевской крови - и все восхищались оригинальностью ее стиля. Как художник по костюмам, Аликс всегда умела верно передать тональность и колорит пьесы - от костюма Смерти для пьесы по П. Мериме до костюма индийского мальчика по Р. Тагору. На парижской Всемирной выставке 1937 года Аликс одела в платье из уложенной складками ткани статую в Павильоне «Элегантность». Она также продемонстрировала горельеф в платье из драпированной ткани во французском павильоне на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Она исследовала формы человеческого тела как скульптор и создавала одежду, облекающую это тело, как модельер: «редко бывает, чтобы человеку удалось выполнить обе эти задачи с одинаковым успехом».

Псевдоним Grès появился в жизни Жермен Кребс, как обратный акроним имени ее второго мужа - русского художника Сергея Черевкова , который, как поговаривают, пришел в ярость, узнав, что жена присвоила его собственный псевдоним. Но для Жермен (она же Аликс) он оказался очень успешным. Между стилем Grès и стилем Alix нет принципиальной разницы, и кутюрье осталась верна методу, который сделал ее знаменитой еще во время первых экспериментов с драпировками из шелкового джерси. Показ первой коллекции дома Grès пришелся на период оккупации Парижа, и свою позицию Мадам Гре выразила через цветовую гамму.

Если отдельные модели коллекции синего, белого и красного цвета могли натолкнуть на мысль о флаге независимой Франции, то последнее платье, объединившее в себе все три цвета в нужном порядке, снимало напрочь все сомнения. Немцы закрыли дом Grès. После войны дом не просто возобновил свою работу, но и вышел на пик успеха, несмотря на то, что концептуально он противостоял новым веяниям в лице Кристиана Диора с его женщиной-цветком в стиле New Look.
Идеальная одежда в понимании Аликс должна быть сделана без швов из одного куска ткани. Ее стиль по праву называют неоклассицизмом во французской моде. Как определить знаменитую складку Гре? Если верить организаторам выставки Madame Grès, состоявшейся в музее Бурделя весной 2011 года, «это последовательность складок, укладываемых на ткани по прямой через каждые 3 см. У складок одинаковая глубина -1,5 см, они зашиваются с изнанки, а их высота с лицевой стороны составляет 2 мм. Специально для платьев, состоящих из таких складок, в конце шестидесятых годов на фабрике Racine была изготовлена шелковая ткань исключительной ширины. 280 см такой ткани после укладывания складками по технике Гре превращаются в 7 см.

Складки фиксируются с помощью огромного количества булавок на деревянном манекене, обтянутом крафт-бумагой. В процессе работы джерси отматывается от рулона по мере надобности и отрезается только один раз - когда работа завершена. Уложенный складками лиф платья нашивается на бюстье с косточками… Юбка (для нее используется джерси без складок) составлена из полотнищ, которые представляют собой продолженное бюстье. Обычно на юбку для драпирующего платья Гре уходит от 13 до 21 метра ткани».

Новизна платьев Мадам Гре складывается из трех компонентов: новизна материала, новизна техники и новизна колорита. Для нее были созданы ткани с причудливыми названиями: дьерсафин, дерисил, дерсатимикс. Она первая начала работать с джерси из искусственного шелка, и на фоне тяжелых платьев Диора, Фата и Бальмена ее костюмы облегают тело, как вторая кожа. Говоря о виртуозности ее техники, приведем один, но яркий пример - за период создания каждой коллекции Мадам Гре приводила в негодность, в среднем, три пары ножниц. «Когда я драпирую манекенщицу шелковой тканью, она начинает реагировать на мои прикосновения, а я пытаюсь отгадать смысл этой реакции и использовать ее в моих целях. Так я придаю платью силуэт и форму, которую хотела бы принять сама ткань» , - признавалась кутюрье. Ее кредо - тело должно ощущать себя свободным, поэтому ткань на ее платьях, как живая, обвивается вокруг тела, обрисовывает его формы. Избыток собирается в мягкое плиссе, подчеркивая изгиб поясницы, талия не бывает широкой, бедра тяжелыми, а декольте непристойным. Это искусство! Плюс ко всему, Мадам Гре - непревзойденная колористка, которая всегда безошибочно находила нужный цвет и гармоничные переходы.

Любопытная деталь: показы коллекций модного дома Grès принципиально отличались от тех показов, к которым мы привыкли сегодня. Холодная белизна салона, отсутствие отвлекающих факторов в виде шоу, торжественно запертая перед началом дефиле дверь… Манекенщицы выходили на подиум без шляп, драгоценностей, перчаток и почти без макияжа. Зрители не распыляли внимание, рассматривая разряженных кукол, а сосредотачивались на архитектуре каждой модели. «Одна из целей, к которым я стремлюсь - безупречность, - призналась Мадам Гре. - Чтобы платье, созданное в одну эпоху, могло оказаться востребованным в следующей, оно должны обладать абсолютной чистотой линий. В этом секрет долголетия модели». К 1967 году у великого кутюрье наметился творческий кризис, но ей помог совет главного редактора французского Vogue Франсина Крессана - забыть о классике и нацелиться в своем творчестве на «молодых сексапильных женщин». Первым прорывом в попытке объединить неоклассицизм и эротическую эклектичность конца 20-го века стало белое шелковое платье с черным бархатным передником для Жаклин Кеннеди. Фотография этого платья обошла весь мир! Вторая волна успеха преобразила затворницу, какой всегда оставалась гениальная, но очень непростая в общении Жермен Кребс. Она начала участвовать в жизни своей отрасли, путешествовать, получать премии, выставлять свои произведения в музеях. У нее появились проекты в области парфюмерии, совместный проект по производству ювелирных изделий с домом Cartier и даже попытки найти себя в прет-а-порте.

Если бы мы задались целью снять фильм о Мадам Гре, то нам пришлось бы немало потрудиться над психологическим портретом героини, тем более что она тщательно скрывала от публики все, что не касалось творчества. Писательница и журналистка Эдмонда Шарль-Ру назвала ее «диктатором, который прикидывается мышкой. Это великая скрытница. Вытянуть из нее, кто она такая, гораздо труднее, чем заставить разговориться главаря мафии». А дизайнер дома Grès Пегги Юин Лин рассказывала: «Она носила на поясе связку ключей и казалась каким-то женским вариантом Синей Бороды. Она тряслась от холода, даже когда на ней была лисья шуба мехом внутрь. С теми, кого она любила, всегда была мягкой, готовой помочь, а с остальными держалась высокомерно и презрительно. Она ревновала друзей к их окружению» …. Фильм о Мадам Гре, к большому сожалению, не может завершиться хеппи-ендом. Будучи гениальным скульптором моды, она не сумела противостоять нечистоплотности хитрых дельцов. Уступив контрольный пакет акций Бернару Тапи, она перестала владеть ситуацией. Ей довелось воочию наблюдать падение собственного детища - были разворованы архивы, перекрыты кредиты, и в 1987 году модный объявлен банкротом. Даже поддержка Юбера Живанши , истинного аристократа и джентльмена, не сумела остановить судебную машину. Три этажа модного дома были опустошены за один день. Судебные исполнители порубили топорами мебель и деревянные манекены, а выкройки и платья - вынесли в мешках для мусора….
Уход из жизни Мадам Гре стал причиной для общественного расследования и взаимных обвинений между французским модным сообществом и дочерью кутюрье Анной Гре. В нашем фильме заключительным кадром стал бы взгляд уже состарившейся Мадам Гре, которая провела последние годы в специальной лечебнице, куда-то вдаль, где над горизонтом плывут причудливые облака, и из их изгибов и завитков рождаются плавные линии платьев Grès . Платьев, не подвластных времени, словно статуи античных богов и героев….

Похожие статьи