Особенности организации досуга детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические особенности организации досуга детей младшего школьного возраста Нужна помощь по изучению какой-либы темы

дошкольный досуг дети педагогический

Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей со взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Развивающий потенциал детского досуга значительно менее исследован в теории дошкольной педагогики. Вместе с тем, содержательный досуг - мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека, о чем в свое время писал великий русский педагог К.Д. Ушинский. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится голова, сердце, и нравственность». Сказанное выше предопределяет интерес к исследованиям различных аспектов досуга, как инструмента развития ребенка.

С позиции современных исследователей (А.Б. Антонова и Т.С. Комарова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, М.В. Созинова и др) досуг - сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей. Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства. Данное обстоятельство стало решающим при определении приоритетов в исследовании детского досуга в дошкольной педагогике последних лет.

Досуг дошкольника организуется взрослыми не только в дошкольных учреждениях, но и в семье. Семья и дошкольное учреждение - важнейшие институты социализации в период дошкольного детства. Это определяет необходимость поиска оптимальной модели их взаимодействия с учетом социокультурных традиций досуга, ведь для каждой страны характерны свои традиции проведения свободного времени, досуга.

Детский досуг целенаправленно организуется педагогами для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпрепровождения детей. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность выбора ребенком предпочитаемого вида деятельности: игры, рисования, конструирования и пр. В досуге преобладают непродуктивные виды деятельности, хотя досуг дошкольника может включать и разнообразные продуктивные виды детской деятельности (рисование, конструирование, ручной труд и др.).

В дошкольных учреждениях воспитатели пытаются использовать досуг в целях разностороннего образования ребенка. В детских дошкольных учреждениях предоставляется достаточно широкий спектр дополнительных образовательных услуг, ориентированных на развитие художественно-творческих способностей и одаренности детей, ознакомление с культурой страны, народным искусством. Особое внимание уделяется развитию интеллектуальных способностей, обучению детей иностранному языку, танцам, развивающим играм, обеспечивающим эффективную подготовку к обучению в школе. Большинство родителей (66%), как указывает, Шамсутдинова Д. охотно принимают предлагаемые образовательные услуги, рассматривая их как важное средство эстетического развития, подготовки к школе и развития творческого потенциала своего ребенка. Однако родители осуществляют выбор кружков за детей, ориентируясь на свое желание.

Задача педагогов детского дошкольного учреждения - привлечь внимание родителей к проблеме организации досуга детей, разъяснить его своеобразие, многообразие видов, развивающий потенциал, важность выбора вида досуга самим ребенком.

Для решения поставленных задач целесообразны: тематические беседы и «открытые дни для родителей», выставки детских фотографий («Это мы в часы досуга», «Экскурсия в «Книжный дом» - детскую библиотеку и др.), рисунков и коллективных творческих работ («Семейные увлечения», «Как я провел выходные дни», «Как я провел вчерашний вечер», «Праздник в детском саду» и т.д.).

В ходе данного этапа родители имеют возможность под руководством педагогов и психолога просмотреть видеоматериалы по разным видам детского досуга в условиях семьи и детского сада. Проведенная работа позволит не только познакомить родителей с многообразием содержательного досуга дошкольника, но и показать им сам образовательный процесс, педагогическую технологию руководства.

Третий этап обеспечивает реализацию взаимодействия по линии индивидуального подхода к конкретному ребенку, определение единой тактики развивающего взаимодействия взрослых в детском саду и семье.

На основе анализа педагогической литературы можно выделить следующие основные характеристики досуга детей:

  • - досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
  • - досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
  • - досуг формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; формирует потребность детей в свободе и независимости;
  • - досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; стимулирует творческую инициативу детей; способствует формированию ценностных ориентаций;
  • - досуг детерминирован внутренне и внешне; выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
  • - досуг способствует объективной самооценке детей; формирует позитивную «Я - концепцию»; способствует самовоспитанию личности; формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
  • - досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие.

Таким образом, можно констатировать, что сущностью детского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

Характерологические особенности детского досуга являются основополагающими для определения его функций.

Досуг для детей - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.

Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые, закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Значит, детскому досугу свойственна творческая функция.

Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга - коммуникативную.

Досуговое время оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.

Одна из важных задач детского досуга - помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения.

Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А, наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности.

Жизнедеятельность современных детей предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.

Заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функция.

Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы, не будь побуждения извне. То есть детский досуг предполагает прокреативную функцию.

Одной из сфер, определяющих благополучие любого человека, является область свободного времяпрепровождения - досуга.

Древнеславянское слово "досуг" происходит от глагола "досягать", "досягнуть", что буквально означает возможность что-то совершить. Зарубежные аналоги слова "досуг" связаны с латинским словом licere, означающим "быть дозволенным, разрешенным", от него происходят французское loisir (свободное время) и английское leisure (свобода в выборе действий). С античности досуг признан в качестве неотъемлемой составной части жизни человека; досуг связывался с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства и т. п. (Аристотель).

Представление о досуге как высшем благе в дальнейшем развивалось многими известными мыслителями (Р. Декартом, А. Шопенгауэром, К. Марксом и другими). Постепенно возникли две основные трактовки понятия "досуг": свободное время и занятия человека в это свободное время. Для понимания границ и объемов досуга обычно свободным называют время, когда человек не занят трудом в общественном хозяйстве (обязательной учебой), удовлетворением физиологических и бытовых потребностей и домашним трудом, другими словами, свободным можно назвать время, которое использует человек по своему усмотрению. Ключевым признаком досуга является то, что человек

149может предаваться ему по доброй воле, будучи свободным от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей (Ж. Дюмазедье).

Выделяются два ключевых назначения досуга: восстановление сил, потраченных человеком в процессе производственной деятельности, и развитие человека в физическом, интеллектуальном и духовном плане (К. Маркс).

Если свободное время рассматривать функционально, т. е. как время, используемое человеком, во-первых, для восстановления своих сил и, во-вторых, для развития и реализации своих способностей, то реальность этих функций отражается в разнообразии и единстве многих форм использования свободного времени. Активная творческая деятельность, учеба, самообразование, культурное потребление индивидуального и публично-зрелищного характера, физические занятия, любительские занятия, общение и занятия с детьми, товарищеские встречи, пассивный отдых и другие формы образуют структуру свободного времени индивида и общества.

Определяя место досуга в социокультурной структуре общества, можно обратиться к пониманию клуба Г. П. Щед- ровицким как специфического социокультурного института, "особого пространства" человеческой жизни, пространства "особых, личных и "личностных" отношений", в котором происходит "свободное" движение людей, в нем они сталкиваются и взаимодействуют как независимые личности, в нем они относятся друг к другу по поводу производства, потребления и культуры. В пространстве клуба каждый человек выступает как индивид (изолированная целостность), поведение и взаимодействие которого с другими индивидами определяется его внутренними качествами. Пространство клуба характеризует в первую очередь особые отношения и коммуникации между людьми, в этом пространстве существует возможность обсуждения, прожектирования и проектирования новых вариантов социального развития.

Следует различать:

Клуб как социокультурный институт;

Клуб как учреждение, созданное для организации досуга определенных категорий граждан;

Клуб как специфический тип объединений - добровольная ассоциация.

Под клубным учреждением понимается социальная организация, основной деятельностью которой является предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством. Клуб как особый тип объединений имеет следующие черты: он образован для удовлетворения интересов его членов; членство в клубе является добровольным; организация такого типа, как правило, не связана с местными, региональными или федеральными органами, "во главе стоит лидер, отличающийся обаянием и огромной притягательной силой, или харизмой" (Н. Смелзер).

Соединяя все три понимания клуба, применительно к рассматриваемой теме можно утверждать:

Молодежный досуг проходит в институциональном молодежном клубе, который является частью общественного клуба;

Для организации досуга молодежи государство, частные лица, общественные объединения создают клубные учреждения (как молодежные, так и рассчитанные на все категории населения);

В ходе досуговых занятий молодежь объединяется в клубные объединения, существующие как в клубных учреждениях, так и вне их.

Достаточно важным для понимания молодежного досуга является представление об исторически сложившейсяинфраструктуре общественного досуга - совокупности социальных учреждений, объектов и сооружений, являющихся материальной базой обеспечения досуговых практик населения (А. Ф. Воловик, В. А. Воловик). Инфраструктуру общественного досуга целесообразно рассматривать применительно к локальному поселению (сельский муниципальный район, городской округ, малый город, микрорайон крупного города). В инфраструктуру общественного досуга следует включать различные по интеллектуальности и форме организации свободного времени.

Учреждения, предлагающие пассивное потребление, гедонистический досуг

Первая группа - учреждения, предлагающие пассивное потребление, гедонистический досуг: предприятия общественного питания, ночные клубы, дискотеки, бильярдные, игровые клубы, казино, торгово-развлекательные комплексы. Времяпрепровождение в предприятиях общественного питания (бары, рестораны, кафе) актуально практически для всех категорий населения. Сама трапеза обрела характер проведения досуга (А. Ф. Воловик, В. А. Воловик), кроме того, она дополнена важными досуговыми аксессуарами (приятная беседа, знакомства, музыка, возможность потанцевать). Рестораны, бары, кафе, кофейни предлагают посетителям различные национальные кухни (японскую, турецкую, латиноамериканскую, итальянскую и проч.), определенный стиль отдыха (организацию пространства, громкость музыки, освещение). В кафе практикуется такой важный элемент обстановки, как живая музыка.

Молодежные ночные клубы объединяют определенные категории юношей и девушек, как правило, одного имущественного и социального положения в рамках одного стиля рекреации, развлечения и отдыха. В нашей стране есть закрытые молодежные клубы (хотя в любом клубе существует более или менее фиксированное членство). Члены клуба посещают место встреч в определенные дни. Ночные клубы нередко организуют своим посетителям встречу с известными и популярными исполнителями. Существенной частью досуга в вечерних и ночных клубах являются дискотеки - танцевально-развлекательные мероприятия для молодежи с музыкой, записанной на пластинках, дисках.

Особое место среди мест общественного досуга занимают бильярдные и боулинг-клубы. Нередко бильярд или боулинг совмещается с дополнительными услугами в виде бара и кухни, такие клубы - место проведения досуга и компаний, и посетителей-одиночек. Этот вид развлекательных заведений по-прежнему считается наиболее демократичным и, следовательно, потенциально доступным.

теста отдыха - парки культуры и отдыха - предназначены для аналогичного проведения свободного времени. Парк - большой сад с дорожками для гуляния, часто разбивается на несколько зон - прогулочную, спортивную и выставочную, что позволяет строго регулировать поток отдыхающих, направлять его по определенным маршрутам. В парке ведутся ландшафтные и восстановительные работы, отдельные пространства периодически на два-три года "закрываются на отдых" Весьма существенной площадкой парка культуры и отдыха являются аттракционы (устройства для развлечения в местах общественных гуляний). Самым известным примером парка с аттракционами для детей служит "Диснейленд" - индустрия развлечений, где множество площадок посвящено тем или иным мультфильмам, кинокартинам, историческим событиям, сказкам и т. п. Площадки отличаются по ландшафту и предлагаемым досуговым услугам.

Вторая группа учреждений досуговой инфраструктуры предлагает интеллектуальный досуг в роли зрителя : театры, кинотеатры и киноконцертные залы, культурные центры иностранных государств, культурных автономий, музеи, библиотеки, выставочные залы и галереи.

Наибольшей популярностью среди практически всех категорий молодежи пользуется просмотр кинофильмов. Посещение кинотеатров стало для молодежи самостоятельной формой потребительского поведения. Молодые люди идут в кино как в своего рода клуб - малой группой, компанией, а в фойе, буфетах и зрительных залах встречают таких же людей.

Более интеллектуальная часть молодежи проводит свободное время, посещая картинные галереи, музеи, библиотеки.

В досуговых учреждениях третьей группы организуется активное деятельное спортивное времяпрепровождение. Это спортивные сооружения - стадионы, бассейны, тренажерные залы, парки активного отдыха, аквапарки. Самым масштабным спортивным сооружением является стадион, включающий, как правило, спортивное ядро (футбольное поле, беговые дорожки, места для прыжков и метания), окруженное трибунами для зрителей, площадки для спортивных игр и гимнастики. Конец XX и начало XXI в. в нашей стране ознаменовались модой на активный образ жизни, поддержание себя в хорошей физической форме, регулярные тренировки, пробежки и проч. Символом такого отношения является фитнес (от англ. fitness - "соответствие"). В первую очередь это соответствие проявляется в подборе разных видов спортивных упражнений и других мер индивидуально для каждого человека с целью общего оздоровления и коррекции фигуры. Фитнес включает в себя физические нагрузки, уход за своим телом и лицом, здоровое питание, это не просто занятия физической культурой, а стиль жизни современной молодежи.

Четвертая группа - учреждения, создающие условия для самостоятельного времяпрепровождения - пункты проката спортивного снаряжения и оборудования, пункты проката видеопродукции, бюро туризма и путешествий. Туризм - это один из видов активного отдыха, он осуществляется, как правило, туристскими организациями по туристским маршрутам. Существуют многочисленные виды и формы туризма (внутренний, международный, самодеятельный, организованный, ближний, дальний, познавательный, водный, горный, автомобильный, пешеходный, спортивный и т. д.).

Пятая группа - клубные учреждения различной ведомственной принадлежности (органов по делам молодежи, отделов культуры, предприятий, воинских частей, профсоюзных организаций и т. п.), осуществляющие в сфере досуга прежде всего функцию социального воспитания молодежи.

Существенную роль в свободном времени молодежи занимают домашние виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, видеофильмов, прослушивание музыки. Специалисты отмечают российскую тенденцию к последовательному одомашниванию досуга. Для подавляющего большинства российского населения свободное от работы и домашних дел время фактически целиком занято в последние годы просмотром телевизионных программ.

В современных условиях, указывает социолог Н. В. Ко- тельникова, наблюдается рост роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния видов досуговой деятельности, значимых для молодежи, распространяемых и пропагандируемых через них ценностей, образцов поведения на процесс социализации молодого поколения.

Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу ее специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей. Обычно молодежный досуг характеризуется следующими специфическими чертами:

Преобладание поисковой, творческо-экспериментальной активности;

Повышенная эмоциональная, физическая подвижность, динамичная смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость;

Предпочтение проводить свободное время вне дома, в компании сверстников, в коммуникативно насыщенной среде;

Обостренное стремление к самостоятельности и индивидуальности в выборе форм поведения, друзей, книг, одежды;

Самоопределение в сфере любительских занятий, досуговых интересов, стиля самовыражения;

Формирование особых молодежных субкультур.

В числе факторов, определяющих характер занятий молодежи в свободное время, специалисты чаще всего называют СМИ. Это Интернет, формирующий новые досуговые увлечения молодежи (компьютерная живопись, графика, игры и проч.); периодические издания и телевидение, оказывающие наряду с кинематографом влияние на выбор приоритетных ценностей молодого поколения, формирование его духовного мира.

Досуг для молодого человека превращается в образ жизни. Особенности досуга современной молодежи - высокий уровень технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство. Н. В. Котельникова предложила ввести термин "досуговая стратегия", под которой понимаются механизмы удовлетворения потребностей в сфере досуга или через него, способы реализации целей, в которых молодой человек видит результат своего досугового времяпрепровождения. На основании проведенного автором социологического исследования выделены следующие молодежные досуговые стратегии:

- "полезность" (участие в благотворительных акциях, общественно-полезной деятельности и проч.);

- "взять от жизни все, или гуляй, пока молодой" (посещение дискотек, занятие экстремальными видами спорта и проч.);

- "поиск смысла жизни, или поиск путей в будущее" (занятия спортом, музыкой, участие в художественной самодеятельности и проч.);

- "отдохнуть" (просмотр телепередач, слушание музыки и проч.);

"хоть чем-то заняться (гуляние без определенных целей, "посиделки");

- "уход" (употребление алкоголя, наркотиков с целью снятия стресса, ухода от решения проблем и проч.);

- "эпатаж" (членство в неформальных молодежных объединениях и проч.);

- "побег от одиночества" (увлечение Интернетом, посещение кафе и дискотек, массовых мероприятий и проч.);

"престижность" (увлечение современными видами спорта, посещение "продвинутых" клубов, дискотек и проч.).

Достаточно серьезные опасения вызывает у специалистов ряд широко распространившихся тенденций молодежного досуга. Прежде всего настоящей бедой, проникающей в молодежную среду через залы игровых автоматов, стала игровая зависимость - патологическое влечение к азартным играм. Объектом зависимости является механическое или электронное устройство.

Вторая опасная тенденция связана с особенностями рок- музыки - темпоритм, низкий частотный ряд, откровенные тексты, описывающие прелести наркотика, призывающие к самоубийству, умело используются для вовлечения молодежи вупотребление психоактивных (чаще всего наркотических) веществ. Места выступлений "наркоориентированных" рок- групп - ночные клубы, которые одновременно являются и местом продаж наркотика.

Современное общество с явно выраженной имущественной дифференциацией в сфере молодежного досуга также демонстрирует разнообразие экзотических развлечений для одних и недоступность даже скромной доли - для других.

Существенную роль в неорганизованном досуге подрастающего поколения играет молодежная субкультура. Существуют три основных подхода к трактовке субкультуры: сфера культуры внутри господствующей культуры, социальная коммуникативная система, система ценностей и норм.

В соответствии с характеристикой сущности субкультуры, данной А. В. Мудриком, молодежная субкультура определяется как движущая сила, обусловливающая характер процесса социализации и отдельные его черты. В социологических исследованиях указывается, что молодежная субкультура оказывает значительное влияние на социализацию в связи с тем, что обеспечивает реализацию потребностей юношества (защита возрастной автономии, регулирование поведения, эмоциональная поддержка, самовыражение).

Вероятностные последствия влияния молодежной субкультуры на социальную ситуацию подростков и молодежи

Можно условно выделить три вероятностных последствия влияния молодежной субкультуры на социальную ситуацию подростков и молодежи:

Позитивная тенденция (освоение социальных ролей в группе сверстников, социальное и культурное самоопределение на основе социальных проб и экспериментирования);

Социально-негативная тенденция (наркотизация, принятие идеологии национализма, экстремизма, приобщение к криминальному образу жизни);

Индивидуально-негативная тенденция (мораторий на социальное и культурное самоопределение, самооправдание инфантилизма и эскапизм - "бегство" от социальной реальности).

В субкультуре реализуется одна из основополагающих потребностей молодых людей и девушек - выстраивание образа "Я" Однако ценностное самоопределение молодежи зачастую подменяется присвоением внешнего субкультурного образа, транслируемого представителями субкультуры. Субкультура выступает как форма самопредъявления человека на культурно-эстетическом уровне, когда человеку нравятся прежде всего внешние атрибуты (музыка, одежда и т. д.).

В качестве важного элемента неофициальных субкультур можно выделить социокультурные контексты: "радикально- силовой" (скинхеды, футбольные фанаты), "либеральный" (хиппи, ролевики), "радикально-протестный" (панки) и другие. Здесь следует говорить о наличии резонанса между состоянием человека и социокультурным контекстом субкультуры, который помогает человеку справиться с внутренним конфликтом или найти объяснение своего состояния. Так, например, эмоциональная неуравновешенность, склонность к агрессии резонируют с радикально-силовым контекстом субкультур.

Влияние неофициальной молодежной субкультуры обеспечивает компенсацию негативного отношения к себе, низкого уровня самоуважения, непринятия образа собственного тела (несоответствия внешнего вида эталонам маскулинности и феминимности). Компенсация происходит благодаря крайнему преувеличению и мифологизации своей непохожести, исключительности. Таким образом, нахождение в субкультуре может выступать для молодого человека или девушки психологической защитой.

Эмоциональная привлекательность "неформального" (иного, отличного от насаждаемого взрослыми) стиля жизни нередко снижает значимость целенаправленной деятельности (спорт, искусство, познание), способствует размыванию жизненных перспектив. Этому содействует неуспеваемость в учебном учреждении (школе, колледже, вузе), отсутствие у молодого человека опыта самопознания и самоопределения.

Кроме того, у представителей неофициальных молодежных субкультур возникают осложнения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками как вследствие некомпетентности в общении, повышенной агрессивности, других возрастных особенностей, так и вызванные провоцирующим имиджем. Можно отметить, что рассогласования в сфере общения со старшими усиливаются после того, как молодой человек начинает предъявлять себя в качестве представителя субкультуры.

Можно выделить четыре основных варианта реагирования окружающих на проявления молодежных субкультур и их влияние на социализацию подростков и молодежи.

Вариант реагирования "блокирование" предполагает, что окружающими отвергаются и ценностно-смысловая, и бытий- но-символическая составляющие данной субкультуры; субкультурные проявления оцениваются как социально опасные и запрещаются. Молодежная субкультура не допускается в относительно контролируемое представителями власти и педагогами пространство жизнедеятельности. Блокирование в отношении антисоциальных субкультур осуществляется государством путем законодательного ограничения и его реализации силами правопорядка.

Реагирование по типу "замещение" строится на основе негативной оценки идеологии субкультуры, но при этом отношение молодежи к субкультуре воспринимается как предмет преобразования. Социальные работники и педагоги чаще действуют не прямо, замещая одно значение другим и изменяя символику незначительно (внешняя часть символа остается, а трактовка изменяется). Возможна реализация данного варианта и на государственном уровне путем социальной пропаганды тех или иных ценностей, поддержки молодежных объединений и движений, транслирующих определенную субкультуру.

Вариант "сопровождение " строится исходя из безусловного принятия личности молодого человека, какие бы идеи он ни разделял и ни пропагандировал. Сущностью социальной работы выступает посредничество между молодым человеком и культурой, где движение осуществляется от индивидуального понимания юношами или девушками смысла существования к социокультурным значениям. Сопровождение как вариант социально-педагогического реагирования на влияние молодежной субкультуры предполагает оснащение молодых людей недостающими средствами самопознания и самовыражения в сфере молодежных субкультур.

Кроме указанных трех существует четвертый вариант - "игнорирование", который характеризуется индифферентным отношением к внешним проявлениям при неприятии ценностной составляющей субкультуры. Субъект социальной работы отказывается от вмешательства в данную сферу, не расценивая ее как опасную, реагирует на проявления субкультуры и запрещает в том случае, если они будут представлять опасность для жизни и здоровья окружающих и самих учащихся.

Из описания следует, что выбор того или иного варианта социального реагирования на проявления молодежных субкультур во многом зависит от тех ценностей, идеологии, стиля поведения, которые эти субкультуры транслируют.

Социальная работа с молодежью в сфере досуга регулируетсясоответствующей частью государственной молодежной политики. В этом плане достаточно важны наиболее общие основания, определяющие позицию государства и общества в рассматриваемой области.

Н. В. Котельникова считает, что управление как целенаправленное воздействие, содержащее четкую и жесткую регламентацию деятельности молодежи на досуге, должно смениться ее регулированием, подразумевающим в большей степени не воздействие, а содействие молодежи и взаимодействие с ней.

Приоритетами социального воспитания молодежи в досу- говой сфере являются:

Создание правовых, социально-экономических условий для выбора молодыми людьми своего жизненного пути, самореализации и участия в общественной деятельности, реализации инновационного потенциала молодежи;

Реализация общественно значимых инициатив, содействие общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений, социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, обеспечение последовательного повышения интеллектуального развития молодого поколения, способного к творческой деятельности;

Обеспечение в молодежной среде норм толерантного поведения и сознания как платформы общественного согласия в демократическом обществе;

Обеспечение организационных и материальных условий для развития художественного, научного и технического творчества молодежи: создание системы организаций, ориентированных на развитие творчества молодежи; организация фестивалей, конкурсов, выставок и других форм развития и представления достижений молодежного художественного, научного и технического творчества; поддержка талантливой творческой молодежи путем предоставления премий, стипендий, грантов и иных форм поощрения творчества молодежи; пропаганда достижений творческой молодежи.

Государственная молодежная политика в сфере организации и обеспечения досуга молодежи предполагает на государственном и региональном уровнях формирование идеологии молодежного досуга. Особая роль должна быть отведена социальной рекламе - пропаганде позитивных форм молодежного и детского досуга, здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом, достижений молодых спортсменов. Также важна и просветительская работа среди юношей и девушек. Непосредственно органы по делам молодежи и учреждения данной сферы занимаются организацией и проведением молодежных праздников, фестивалей, концертов и других массовых мероприятий, способствуют включению молодых людей в деятельность клубов, профильных молодежных лагерей, общественных объединений по интересам.

Отдельное направление содействия в организации молодежного досуга связано с обеспечением безопасности физического и нравственного здоровья молодежи в вечернее время суток с учетом возрастных особенностей молодежи.

Важным методом регулирования свободного времени и досуга молодежи выступает контроль над деятельностью субъектов, предоставляющих молодежи услуги культурно-досуговой сферы. Главная цель такого контроля заключается в обеспечении таких условий досуговой деятельности, которые отвечали бы потребностям самой молодежи и содействовали формированию более высокого уровня культуры ее досуга. Это окажет положительное влияние на социокультурную ситуацию в сфере досуга современной молодежи.

Организацию молодежного досуга осуществляют четыре группы субъектов: коммерческие структуры, предоставляющие услуги в сфере свободного времени; молодежные общественные организации и объединения; государственные учреждения культуры; государственные органы по делам молодежи. Интересы каждой группы организаторов сферы молодежного досуга существенно различаются.

Комитеты по делам молодежи, департаменты культуры, образования и науки субъектов Федерации осуществляют контроль деятельности функционирующих в пространстве досуга молодежи компьютерных клубов, дискотек; возрождают работу с молодежью по месту жительства через создание единой системы социоклубного пространства (дворовая площадка - клуб по месту жительства - молодежный центр).

Наиболее комплексным набором функций в организации свободного времени молодого поколения наделены учреждения органов по делам молодежи (молодежные центры, дома и дворцы творчества молодежи, молодежные клубы). Назначение молодежных центров состоит, с одной стороны, в удовлетворении культурных интересов и потребностей различных категорий молодежи в сфере свободного времени, вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым занятиям, а с другой - в социальном воспитании учащихся и молодых рабочих и служащих.

Городские и районные молодежные центры призваны реализовывать досуговые программы для молодежи, которые обеспечивают:

Организацию занятий и массовых мероприятий в свободное время для юношей и девушек, включение незадействованных групп молодежи;

Возможность неформального общения, снятия психологического напряжения для молодых людей;

Предоставление набора занятий, обеспечивающего каждому из посетителей центра возможность наиболее полной реализации досуговой активности;

Развитие инициативы и самодеятельности молодежи;

Активизацию деятельности всех существующих учреждений общественного обслуживания путем разработки и постановки на их базе высококачественных, современных досуговых программ, пользующихся спросом у населения;

Обеспечение поступательного процесса включения населения в современную сферу досуга, воспитания культуры рационального использования свободного времени.

В работе с молодежью центры следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива. Во многих населенных пунктах молодежные центры становятся любимым и привычным местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга для относительно постоянного состава населения (детей, подростков, молодежи и взрослых), а другие центры, наоборот, бывают рассчитаны на постоянно меняющийся контингент посетителей, которые приходят сюда, имея возможность свободного выбора.

Экономическую основу деятельности молодежных центров может составлять хозяйственный механизм, включающий использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т. д. Структура молодежного центра основана на взаимодействии профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров, с одной стороны, а с другой - развивающей, творческой,игровой, развлекательной,оздоровительной деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых. Молодежный центр может включать в себя различные структуры: кафе, пункт проката, студию звукозаписи, клуб, библиотеку, парк, музей, кинотеатр и т. д.

В зависимости от контингента посещающих центр молодых людей, их сложившихся вкусов, традиций, предпочтений центры могут быть преимущественно рекреативно-развлекательного характера, спортивно-оздоровительного, ориентироваться на активные формы культурной деятельности населения (например, выступать как база деятельности различных любительских объединений) или сочетать в себе в равной степени все обозначенные виды. Такие центры создаются и функционируют в разнотипных микрорайонах больших, а также средних и малых городов.

Психологическая атмосфера молодежных центров характеризуется безоговорочным демократизмом, самодеятельностью и инициативой молодых, их общественным самоуправлением. В центрах должны максимально использоваться большие потенциальные возможности таких социальных институтов, как семья, трудовой или учебный коллектив, различные общественные организации и т. д.

Молодежный центр концентрирует пространство культурно-досуговой деятельности социальной общности молодежи, связанной единством территории проживания. Молодежный центр может представлять собой и совокупность зданий, предназначенных для различных видов культурных занятий, находящихся в пределах ограниченной территории. Молодежный центр окажется более привлекательным для молодых людей, если будет включать в себя совокупность традиционно сложившихся мест отдыха, наиболее часто используемых населением для встреч, общения, массовых гуляний и т. д. (например, какой-либо парк, улица города, набережная и т. д.).

Молодежные центры являются местом определенной концентрации социально-культурной деятельности молодых людей в сфере досуга, местом, где юноши или девушки приобретают навыки самоутверждения в творчестве, самореализации, опыт досугового поведения, т. е. сферой наибольшего благоприятствования для развития личности. В арсенале молодежного центра - неисчерпаемые возможности создания ситуации успеха для каждого человека, высокий уровень культурно-технической оснащенности, использования современных досуговых технологий, форм и методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса. Здесь культурный досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнение свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными видами деятельности.

В молодежных центрах могут быть реализованы программы различного профиля: социально-гуманитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; научно-технические. Каждый молодежный центр - это своеобразная арена социально-культурной деятельности как различных молодежных групп, так и отдельных индивидов. Возможности такой деятельности существуют в любом молодежном объединении центра: группе любителей, семейном клубе, дискотеке, игротеке и т. д. Молодежный центр предоставляет широкий выбор "технологий досуговых занятий", создает для них подходящие условия; функциональная модель данного учреждения подвижна, содержит некоторый набор вариантов. Центр, имея гибкую организационную и функциональную модель, использует в своей деятельности технологии, ориентированные на быстрые изменения в соответствии с изменением задач культурной политики.

Молодежный центр должен иметь высокий уровень материально-технического обеспечения, функционировать на базе современных технологий и новых видов техники, проектируется с учетом последних достижений в области управления, социального и технического творчества. Центр ориентируется на массового посетителя, вместе с тем в нем предполагается формировать постоянный контингент, имеющий собственную структуру социальных ролей, например, такую: разовый посетитель - постоянный клиент - член клуба (студии, кружки, секции) - член оргкомитета или совета директоров и т. п. Социально-ролевая структура центра создает предпосылки для развития самоорганизации населения в сфере досуга и повышения досуговой культуры его посетителей.

Для достижения указанных целей молодежные центры выполняют следующие функции:

Разработка, постановка, оснащение и запуск новых досуговых программ и мероприятий с постоянным обновлением и совершенствованием своей технической базы;

Переподготовка специалистов для работы с новыми техническими средствами и осуществление соответствующих досуговых программ;

Реализация досуговых программ и проведение мероприятий для посетителей на базе как самих центров, так и их филиалов, на выездных площадках учреждений и организаций.

Площадками реализации могут служить практически все учреждения: клубы и дома культуры, кафе и рестораны, спортивные залы и стадионы, детские сады и школы, парки, концертные залы и т. д. Программы, подготовленные специалистами молодежного центра, могут проводиться как работниками самих центров, так и соответствующим образом обученными сотрудниками учреждений, реализующих эти программы на своей базе;

Апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой промышленностью для использования в сфере досуга.

Исключительно популярным увлечением современной молодежи сегодня являются экстремальные виды спорта - вело- сноу- и скейтбординг, они связаны с повышенной опасностью при выполнении различных элементов езды. Для того чтобы обезопасить занятие столь привлекательными для молодежи видами спорта, в нашей стране строятся крытые спортивные комплексы, полностью оборудованные для езды на роликах, велосипеде и скейтборде, а также летние площадки под открытым небом. Власти не только избавляют улицы от велосипедистов и скейтбордистов, устраивающих слалом в толпе прохожих или среди автомобильного движения, но и привлекают молодежь в крупные центры, где даже не имеющий спортивного снаряжения может себе позволить взять его напрокат за доступную и приемлемую плату. Эти виды спорта активно пропагандируются СМИ и весьма привлекательны из-за возможности риска, адреналина, который можно выплеснуть не в драке, а в упражнениях.

Отдельные виды увлечений молодежи смогли со временем превратиться в массовые любительские молодежные движения, самый известный из них - международный союз КВН (клубов веселых и находчивых). Источником возникновения движения стала телепередача - соревнование двух или более команд в находчивости, юморе, музыкальности. На данный момент на территории России и стран СНГ не существует ни одного движения, которое могло бы конкурировать с организованным движением КВН - охват примерно следующий: организовано движение КВН в 110 городах России, около 1000 постоянно соревнующихся студенческих команд и 2000 школьных команд, около 40 тыс. играющих, свыше 5 млн зрителей в залах за один год.

Особенности организации досуга младших школьников

Актуальность статьи. Проблема свободного времени школьников волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знания.

Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса.

Что такое досуг? Досуг – «деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности».

Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека.

Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение.

Поставлена приоритетная задача организации любых форм досуга детей – здоровьесбережение подрастающего поколения.

Досуг является благоприятной почвой для удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга школьнику гораздо проще формировать уважительное отношение к себе.

Досуг школьника, как уже было замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, они часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования досуга, тем не менее ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда, с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга.

Важно понимать, что это не пустое времяпрепровождение, не простое бездельничанье по принципу: “ что хочу, то и делаю”. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

В будний день доля свободного времени обучающегося в школе школьника – относительно небольшая величина. Это время человек может увеличивать или сокращать, затрачивать его на занятия, не связанные с досугом.

В зависимости от типа социально-досуговых учреждений, занимающихся организацией досуга, выделяют:

  • семейный досуг;
  • досуг в условиях дошкольного образовательного учреждения, школьный досуг, досуг, осуществляющийся в условиях других учебных заведений (ПТУ, колледжи, техникумы, вузы и т.д.);
  • досуг в школах - интернатах, детских домах;
  • досуг в летнем лагере;
  • досуг, который проводится в библиотеках, культурно-досуговых центрах, физкультурно-спортивных комплексах, музыкальных, хореографических, художественных школах и т. п.

Все вышеперечисленные социально – досуговые учреждения и институты являются основными.

К вспомогательным досуговым учреждениям относятся: средства массовой информации, театры, кинотеатры, творческие союзы, технические и спортивные общества, массовые добровольные организации.

Виды досуговой деятельности человека можно условно разделить на три группы:

а) просто отдых: игры, развлечения и т.д.

б) просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей;

в) творчество: техническое, научное, художественное.

Таким образом, существуют различные виды досуга в зависимости от времени и места его проведения; типа социально - досугового учреждения, занимающегося его организацией, формы организации, вида досуговой деятельности.

В современных социально – экономических условиях досуг (в том числе и детский досуг) недопустимо коммерциализируется, и включенность в сферу деятельности досуговых учреждений становится уделом избранных в силу отсутствия у многих людей материальных средств, поэтому говорить о масштабности сферы влияния данных учреждений не приходится.

В результате в обществе создается вакуум в сфере социализации подрастающего поколения. Поэтому главным источником социальной информации для детей становится улица. В конечном итоге улица все больше и больше превращается в одно из самых действенных средств социализации подрастающего поколения.

В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в семье, в школе, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть посещение кино, театра, выставки, выбора литературы для чтения и музыки для прослушивания.

Семья, являясь источником первоначального развития природных свойств человека, местом, где формируются его специфические социальные роли.

Важную роль в социализации школьников играет школа. Более активно целенаправленная социализация школьников осуществляется через систему внеклассных мероприятий. Так, лекции и беседы на нравственно – этические, экологические, искусствоведческие и другие темы проводятся во всех общеобразовательных школах.

Внутришкольные вечера, диспуты по различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся.

Однако внеурочная деятельнность не носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватывает всех учащихся.

Важным и эффективным фактором социализации школьников является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать различные социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность.

Досуговое учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения.

Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки), профилактика девиантного поведения.

Формы досуга, как игровые программы, массовые праздники и другие – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, так как самосознание социально по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа.

Отличительной особенностью детей младшего школьного возраста является их восприимчивость к театрализации. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют младшего школьника переживать, страдать и радоваться, что способствует формированию у детей возвышенных идеалов и выработке системы ценностных предпочтений.

Досуговое время младших школьников оказывает огромное влияние на их познавательную деятельность. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи. В досуговой деятельности происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, дети учатся полноценно проводить своё свободное время, овладевают различными досуговыми видами деятельности.

Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей младшего школьного возраста должны вызывать широкий резонанс в их душах, чтобы в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, дети обсуждали услышанное, увиденное, совершенное.

В посдеднее десятилетие среди наиболее распространённых и эффективных форм организации детского досуга выделилась педагогическая анимация , которая, по существу, объединяет различные формы досуговых занятий (игру, театрализацию, психологические, познавательные тренинги, массовые праздники и т. д.).

Данная форма организации досуга детей пришла к нам из за рубежа.

В нашей стране школьная анимация также начинает приобретать популярность как одна из эффективных форм организации детского досуга.

Таким образом, можно констатировать, что сущностью досуга детей младшего школьного возраста является их творческое поведение в свободной для выбора рода занятий и степени активности среде, детерминированное потребностями и интересами, направляемое (но не навязываемое) педагогами - специалистами в области организации детского досуга совместно с другими взрослыми.

Компьютерным играм посвящают свое свободное время 22,2% школьников. Компьютер как одно из проявлений индустрии развлечений не так давно вошел в жизнь подростков и детей. Появившиеся компьютерные игры с отличной графикой привлекают детей и подростков в любом возрасте. Фактор наличия компьютера дома не всегда является решающим, в большинстве случаев подростки посещают компьютерные салоны или друзей, имеющих чудо – технику дома.

Досуг может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть.

Предварительный просмотр:

Дети не являются однородной недифференцированной группой. Наиболее упрощённо они подразделяются на младших школьников, подростков и старшеклассников.

В КДД применяется принцип дифференцированного подхода к детским досуговым группам с различными социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, место проживания, уровень знаний, интересов, состояние здоровья и т.д.).

Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста являются стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. Этими особенностями определяется основной метод КДД – метод массового воздействия . Наиболее характерными формами работы являются детские утренники и массовые игры. Принцип игры занимает ведущее место во всех занятиях с младшими школьниками.

Младшие школьники отличаются эмоциональностью восприятия. Наибольший эффект на малышей оказывают наглядно-образные формы. Демонстрация разнообразных игровых кинофильмов, театрализация отдельных частей праздника, красочность в оформлении помещений, костюмирование артистов и самих участников (бумажная шапочка, эмблема и т.д.) – всё это делает праздник эмоционально действенным, привлекательным и запоминающимся.

Ребят младшего школьного возраста отличает ситуативность в восприятии и выполнении требований, неумение обобщать, невозможность длительное время сосредотачивать внимание на одной теме, одном предмете. Им необходима перемена видов деятельности, черодование форм, введение нового, небычно материала.

Младшим школьникам свойственно желание демонстрировать свои таланты. На это опирается принцип соревновательности, конкурсности, присущий многим детским мероприятиям.

Основные направления СКД для детской аудитории

Направления КДД с детской аудиторией обуславливаются педагогическими задачами, стоящими перед воспитателями и организаторами досуга.

Направления КДД

· Художественно-эстетическая (кружки, коллективы, выставки, концерты и т.д. по жанрам)

· Природно-экологическая (экскурсии, «зелёные патрули», экологические программы, праздники птиц, оранжереи,)

· Научно-техническая (кружки, выставки технического творчества, экскурсии на предприятия)

· Спортивно-оздоровительная (спорт. игры по видам спорта, соревнования, посещение спорт.-зрелищных мероприятий, прогулки)

· Трудовая деятельность (уроки труда, работа в мастерских, на пришкольном участке, кружки ДПИ, социальная помощь престарелым на дому)

· Военно-патриотическая (клубы исторической рекострукции, «юный пожарник», экскурсии, общественные организации)

В детских КДУ активно развиваются игровые формы досуговой деятельности:

1. Массовые мероприятия (КВН, познавательные конкурсы, - музыкальные, исторические, литературные, концерты с участием детских и юношеских коллективов, фестивали)

2. Вечера общения (диспуты, пресс-конференции, брифинги, ток-шоу, конференции-споры)

3. Встречи с интересными людьми (профессионально-ориентированные, валеологические, творческие, встречи с ветеранами)

4. Праздничные музыкально-танцевальные или театрализованные мероприятия (балы, карнавалы, вечера, утренники для детей)

Для ознакомления детей и подростков с лучшими отечественными художественными традициями в КДУ проводятся детские недели (музыки, книги, театра).

Молодёжь

Характерной чертой этого возраста является эмоционально-чувственное отношение к культуре в целом и художественной в частности. Это проявляется в глубоко личном восприятии культурной информации, в сопереживании, отождествлении себя с героями произведений, подражании своим придуманным кумирам.

Психология возраста определяет предпочтение молодёжью событийности, динамизма сюжетов, действий, а не рассуждений. Ей недоступны глубоко иннтеллектуальные праоизведения.

Кроме того, молодые люди тянутся к зрелищным формам культурной деятельности как к наиболее эмоционально насыщенным и воздействующим на чувственную сферу.

Молодёжь ищет в культуре не только эмоционально-нравственное, но и развлекательное содержание.

На формирование вкусов и досуговые предпочтения молодёжи значительное влияние оказывают СМИ .

Сегодня молодёжь тяготеет к зрелищности, шоу, внешней выразительности, красоте.

Молодёжь привлекает красочность, экспрессивность. Она следует моде. Однако она не всегда доверяет модным течениям, а пытается найти свой неповторимый стиль.

Молодёжь – самая активная социальная группа в нашем обществе. Молодые люди социально мобильны, не обременены семейно-бытовыми проблемами, им не свойственен консерватизм взглядов. Молодые люди всегда находятся в поиске чего-то, что помогло бы выразить свою индивидуальность, использовать свои возможности. Перед молодёжью наиболее остро стоит проблема самоопределения, выбора жизненного пути, а также самореализации.

Молодёжь уходит в досуг, как в защитный панцирь, где она по-настоящему свободна. Основными элементами досуга являются: отдых, активная физическая деятельность, развлечение, просвещение, самообразование, творчество, созерцание, размышление, праздник. Для молодёжного возраста ведущими из них стали общение, развлечение и самообразование. В досуговой деятельности наиболее полно реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлекательная функции культуры.

Важной особенностью молодёжной культуры является преобладание потребления над творчеством.

В молодёжной среде вырабатываются и превалируют групповые стереотипы поведения. В их основе лежит стремление к идентификации со сверсниками, со своей группой и противопоставление себя взрослых, своих чужим.

Молодёжную культуру можно рассматривать как явление субкультуры . Она отличается от официальной культуры и множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждениями и оценками, нравами и вкусами, жаргоном и манерой поведения . Молодёжь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений.

Среди социальных факторов, способствующих приходу молодёжи в неформальные группы, основными оказались: невозможность самореализации в семье, школе, общественных организациях, конфликты с преподавателями и родителями.

Похожие статьи