Понятие о диспансеризации детского населения. Организация диспансерного наблюдения за детьми. Цели детской диспансеризации: предупрежден - значит вооружен

На этом этапе можно выявить патологии развития, скорректировать отставание, предотвратить формирование предпосылок для появления хронических патологий в школьном возрасте. Обязательная диспансеризация детей имеет некоторые особенности, в частности, ведется наблюдение за развитием нервной системы.

Особенности детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет

Начиная рассматривать особенности детей дошкольного возраста 3-7 лет, стоит сказать, что именно в эти годы идет активное формирование нервной системы и всех основных органов. Возраст от трех до семи лет называют дошкольным периодом. После преодоления кризисного этапа ребенок меняется прямо на глазах. Он становится покладистым, сговорчивым, управляемым, и вы не нарадуетесь случившейся с ним перемене. Конечно, впереди еще много трудностей и конфликтов, непредсказуемых поступков и серьезных разногласий, но ясно одно: ваш несмышленыш превратился в самостоятельную личность. И эта метаморфоза требует от вас изменений в поведении и в отношении к ребенку.

Все меньше времени и хлопот занимает у вас физический уход за малышом, зато большее внимание стоит уделять его умственному и физическому развитию, знакомству с окружающим миром и взаимоотношениям с людьми. Ведь не зря этот период зовется дошкольным. Все особенности возраста от 3 до 7 лет заключаются в том, что малыш готовиться к серьезным физическим и умственным нагрузкам.

Через 3-4 года ребенок войдет в новую, школьную жизнь, в которой существуют свои правила, и законы и где он должен будет рассчитывать только на свои силы. Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы сохранить и укрепить здоровье, данное ему природой от рождения, и выпустить в самостоятельную жизнь закаленным морально и физически.

Где пройти диспансеризацию ребенком у детей дошкольного возраста

Диспансеризация детей дошкольного возраста является ведущим направлением с целью улучшения здоровья нации. Одной из основных особенностей отечественной медицины всегда было и остается ее профилактическое направление, означающее предупреждение заболеваний или выявление их на ранней стадии, когда они легко поддаются лечению. Этим требованиям отвечает комплекс мероприятий под названием «диспансеризация», включающий в себя систематические профилактические осмотры и коррекцию выявленных нарушений.

В 2002 году по приказу Министерства здравоохранения РФ была проведена всероссийская диспансеризация детей, выявившая удручающую картину: более 70% детей оказались нездоровыми и нуждающимися в медицинской помощи. Из больных детей вырастают больные взрослые, а проблемы со здоровьем станут настоящей преградой на пути профессионального становления и в личной жизни.

В последние годы проводилась всероссийская диспансеризация детей до 18 лет. Для каждой возрастной группы была предусмотрена своя программа диспансеризации, включающая врачебный осмотр (от 8 до 12 специалистов), лабораторные исследования, электрокардиографию, флюорографию и более серьезное обследование по показаниям. Диспансеризация проводилась в детских садах, школах, детских домах и интернатах, других детских учреждениях закрытого и открытого типов. Если ваш ребенок не посещает ни одно из детских учреждений, ответственность за прохождение диспансеризации возлагается на вас. Вы должны самостоятельно обратиться в поликлинику, где пройти диспансеризацию ребенком и получить необходимое обследование.

Обязательно ли проходить диспансеризацию ребенку в 3 года в детском саду?

Здоровье ребенка надо беречь не только, когда он «лежит поперек лавки». Диспансеризация ребенка в 3 года - время плановой расширенной программы, когда ребенок подвергается подробному обследованию у специалистов. Обязательно ли проходить диспансеризацию ребенку в это время - вопрос, на который есть только один правильный ответ. И он утвердительный. Нередко мамы избегают профилактических осмотров, мотивируя свое решение нежеланием «тратить время по пустякам: я и так знаю, что он здоров». И совершенно напрасно. Самостоятельно выявить сколиоз или плоскостопие вы не можете, а обнаруженная в подростковом возрасте, эта патология потребует более значительных усилий, моральных и материальных затрат, нежели в 3-4 года. Нежелание лечить кариозные молочные зубы («Зачем? Все равно выпадут») приведет к формированию очага хронической инфекции в организме.

Своевременная проверка остроты зрения у ребенка предупредит развитие близорукости. А какой маме придет в голову, что у ребенка «глазки видят плохо», ведь он на это не жалуется?!

Если «слабые места» детского организма будут выявлены в 3-4 года, у вас будет достаточно времени, чтобы до школы привести их в порядок. Так что не откладывайте диспансеризацию до последнего момента перед поступлением в школу. Она проводится в интересах вашего ребенка.

Если ваш ребенок не посещает ДДУ, где диспансеризация ребенка в детском саду проходит в плановом и обязательном порядке, найдите время для посещения поликлиники и необходимого обследования. Заранее узнайте расписание работы узких специалистов, которых необходимо посетить, и спланируйте «поход за здоровьем» с минимальной затратой времени. В некоторых поликлиниках, кроме «грудничкового» дня, выделен диспансерный день для детей старше года, когда все специалисты ведут прием в одно время. Это очень удобно, и за одно посещение вы сможете сдать необходимые анализы и пройти осмотр у всех врачей.

Эффективность, особенности и цель диспансеризации детей

Эффективность диспансеризации детей зависит от своевременности и полноты обследований. Для того, чтобы достичь поставленную цель диспансеризации детей, необходимо посетить всех, перечисленных далее врачей. Они знают особенности диспансеризации детей, на что стоит обратить пристальное внимание, даже если родителям кажется, что малыш полностью здоров.

Ортопед проверит осанку ребенка и наличие или отсутствие у него плоскостопия. Тут-то вы и поймете, почему ваш малыш не любит длительных прогулок и часто жалуется, что «ножки болят». А вам и в голову не приходило, что у него плоскостопие, думали, что просто устает к вечеру.

Хирург определит, нет ли у ребенка пупочной или паховой грыжи, на месте ли у мальчика яички, правильно ли развиваются половые органы.

Невропатолог даст оценку нервно-психическому состоянию, проверит рефлексы и достижения общего развития. Особое внимание невропатолог уделяет детям, перенесшим перинатальную энцефалопатию, внутричерепную гипертензию, фебрильные судороги.

Окулист проверит остроту зрения малыша. Ничего, что он еще не выучил буквы. Существуют специальные таблицы для маленьких, на которых изображены знакомые предметы: елочки, машинки, белочки и т. д. Многие современные малыши испытывают повышенную нагрузку на органы зрения из-за пристрастия к телевизору, компьютеру, из-за раннего обучения чтению и письму. Поэтому важно своевременно установить склонность к близорукости и найти на нее управу.

Стоматолог проверит состояние молочных зубов и объяснит, что молочные зубы, пораженные кариесом, надо лечить обязательно. Тогда постоянные зубы будут красивыми и здоровыми. Одновременно врач оценит состояние прикуса и при необходимости направит к ортодонту.

Отоларинголог проверит остроту слуха, оценит состояние носоглотки, выявит аденоиды, которые нарушают носовое дыхание и отрицательно сказываются на развитии умственной деятельности, и назначит лечение, способствующее сокращению аденоидной ткани. При необходимости предложит оперативное удаление аденоидов.

Закончится «диспансерный марафон» в кабинете у педиатра, который даст заключение о состоянии здоровья вашего ребенка и рекомендации по дальнейшему развитию.

Диспансеризацию детей Минздрав РФ обещает сделать ежегодной, а это должно повысить качество здоровья наших детей.

В нашей стране проводится диспансеризация всего детского населения. Особенность диспансеризации детей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка практически начинается до его рождения. Активно внедряемый в практику советского здравоохранения дородовой патронаж привел к тому, что в последние годы матери 80-85% новорожденных находились на дородовом патронаже (А. С. Бойцова, 1974).

Дальнейшее наблюдение за детьми ведется в соответствии с возрастными группировками в дошкольных, школьных и других детских коллективах (школы-интернаты, специальные детские сады и школы и т. д.). Советская система здравоохранения и просвещения выработала специальные режимы развития, воспитания и оздоровления детей, направленные на формирование здорового поколения советских людей.

Дети первого месяца жизни не менее 3 раз осматриваются медицинской сестрой и 2 раза врачом (чаще на дому). Это позволяет выявить признаки врожденной патологии, пороки и аномалии развития, проконсультировать у специалиста и приступить к коррекции пороков и аномалий по показаниям.

Детей первого года жизни ежемесячно осматривает участковый педиатр. Прием детей ведется в комнате здорового ребенка, специально оборудованной наглядными формами, позволяющими обучить мать правилам гигиены, режима кормления, закаливания и т. д. На первом году жизни ребенку проводят многие профилактические прививки.

К концу первого года у ребенка уже прорезались зубы, формирование которых происходило в антенатальном периоде. Есть убедительные данные о том, что дети, рожденные от матерей с экстрагенитальными заболеваниями (ревматизм, туберкулез, гипертоническая болезнь, нефропатии и др.) или перенесших в период беременности токсикоз, дети, рожденные недоношенными, перенесшие в период новорожденности гнойно-септические заболевания, получавшие антибиотики и т. д., имеют повышенный риск развития пороков твердых тканей в виде гипоплазий и аплазий. Диагностика этих пороков и аномалий развития возможна к концу первого года жизни.

Своевременно принятые меры позволяют предотвратить развитие кариеса, а затем его осложнений.

В конце первого года жизни в истории развития ребенка пишется эпикриз с привлечением данных, полученных при лабораторном исследовании и обследовании ребенка другими специалистами.

В истории развития ребенка (форма № 112) в первом эпикризе должна быть запись стоматолога о количестве прорезавшихся зубов, их положении и состоянии твердых тканей. Родителям надо дать совет об индивидуальном уходе за полостью рта ребенка, сроках обращения к стоматологу для профилактики стоматологических заболеваний. При обнаружении патологии ребенок должен быть взят на лечение и диспансерное наблюдение стоматологом, необходимо утвердить с педиатром план комплексной терапии и применения средств профилактики (см. «Диспансеризация детей с кариесом зубов»).

Начиная с трех лет детей осматривают раз в год, в месяц рождения ребенка. При этом предусматривают обязательные лабораторные исследования крови, мочи, .

Детей пятого года жизни педиатр осматривает раз в год. Помимо педиатра, ребенка обязательно осматривают другие специалисты: оториноларинголог, окулист, стоматолог, хирург-ортопед, логопед и психоневролог. Осмотр стоматолога, если он производится впервые, для 70% детей в этот период бывает запоздалым. Такие осмотры позволяют до поступления ребенка в школу провести лечение выявленной патологии и коррекцию установленных отклонений в развитии.

На седьмом году жизни ребенок готовится к поступлению в школу. В индивидуальную карту развития ребенка все специалисты-педиатры вносят свои записи на основании обследования ребенка и формулируют рекомендации (форма № 26, утверждена МЗ СССР 16/VII 1945 г.).

В школе углубленный осмотр детей производит ежегодно школьный врач с участием специалистов.

Во время этих осмотров проводят антропометрию, спирометрию, динамометрию, измерение артериального давления, определение остроты зрения и слуха, по клиническим показаниям - функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, а также необходимые лабораторные и инструментальные исследования. Последовательность осмотра такова, что она предусматривает осмотр вначале врачами-специалистами, а в заключение школьным врачом. Школьный врач определяет уровень физического развития школьников и группу здоровья.

Участие стоматологов в проведении этой работы необходимо. Нередко стоматологи считают, что в это же время нужно проводить санацию полости рта. Такой подход к роли стоматолога в профилактических осмотрах неправильный. Задача профосмотров состоит в выявлении патологии и определении уровня физического развития школьника. Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков МЗ СССР, в качестве критериев физического развития детей и подростков при комплексной оценке ее выдвигается наряду с длиной тела, погодовыми прибавками массы тела, оссификации кисти, развитием вторичных половых признаков число прорезавшихся постоянных зубов (Е. П. Стромская и др., 1974).

Исходя из указанного, участие стоматолога в профосмотрах должно предусматривать заполнение пункта 10 индивидуальной карты ребенка (форма № 26) в следующей последовательности: количество прорезавшихся постоянных зубов, наличие кариеса и степень его активности (компенсированная, суб- и декомпенсированная форма); состояние прикуса, при наличии аномалии с указанием активнодействующих причин и факторов риска, состояние пародонта и гигиенический индекс.

Именно эти данные составляют основу определения физического развития ребенка и группы здоровья. Сведения о том, что ребенок нуждается в лечении аномалии прикуса или санации полости рта доводятся до сведения участкового стоматолога, обслуживающего детей данной школы.

Стоматологи участвуют в диспансеризации детей с рядом хронических заболеваний, таких, как ревматизм, нефропатии, заболевания желудочно-кишечного тракта, хронические тонзиллиты и т. д. Больного ребенка с направлением от педиатра или другого специалиста педиатрического профиля стоматолог обязан тщательно обследовать, провести лечение и в карте диспансерного наблюдения записать развернутый стоматологический диагноз, указав активность развития процесса (кариес, гингивит, пародонтоз), тяжесть патологии (аномалии и деформации прикуса), количество прорезавшихся постоянных зубов, гигиенический индекс. Необходимо здесь же обосновать периодичность диспансеризации у стоматолога. Нужно подчеркнуть, что у стоматолога на диспансерном наблюдении находятся все дети участка, это же группа наблюдается со специальной периодичностью, учтенной при отборе детей на диспансерный учет. Ребенок, направленный педиатром, должен быть осмотрен и санирован. Контакт педиатра со стоматологом при наблюдении детей, отягощенных общей патологией, должен осуществляться в порядке двойного дифференцированного контроля.


В нашей стране проводится диспансеризация всего детского населения. Особенность диспансеризации детей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка практически начинается до его рождения (дородовый патронаж беременной).
Дальнейшее наблюдение за детьми ведется в соответствии с возрастными группировками в дошкольных, школьных и других детских коллективах (школы-интернаты, специальные детские сады и школы и т. д.).
Советская система здравоохранения и просвещения выработала специальные режимы воспитания и оздровле- ния детей, направленные на формирование здорового поколения советских людей.
Детей первого месяца жизни не менее 3-х раз осматривает медицинская сестра и 2 раза врач (чаще на дому). Это позволяет выявить признаки врожденной патологии, пороки и аномалии развития, проконсультировать у специалиста и приступить к коррекции пороков и аномалий по показаниям.
Детей первого года жизни ежемесячно осматривает участковый педиатр. Прием детей ведется в комнате здорового ребенка, специально оборудованной наглядными формами агитации, позволяющими обучить мать правилам гигиены, кормления, закаливания и т. д. На первом году жизни ребенку проводят многие профилактические прививки.
К концу первого года у ребенка уже прорезались зубы, формирование которых присходило в антенатальном периоде. Есть убедительные данные о том, что дети, рожденные от матерей с экстрагенитальными заболеваниями (ревматизм, туберкулез, гипертоническая болезнь, нефропатия и др.) или перенесших в период беременности токсикоз, дети, рожденные недоношенными, перенесшие в период но- ворожденности гнойно-септические заболевания, получавшие антибиотики и т. д., имеют повышенный риск развития пороков твердых тканей зубов в виде гипоплазий и аплазий. Диагностика этих пороков и аномалий развития возможна к концу первого года жизни.
Своевременно принятые меры позволяют предотвратить развитие кариеса на местах порочно развитых тканей, а затем его осложнений.
В конце первого года жизни в истории развития ребенка пишется эпикриз с привлечением данных, полученных при лабораторном исследовании и обследовании ребенка другими специалистами.
В индивидуальную карту ребенка (форма № 112) в первом эпикризе должна быть запись стоматолога о количестве прорезавшихся зубов, их положении и состоянии твердых тканей. Родителям надо дать совет об индивидуальном уходе за полостью рта ребенка, сроках обращения к стоматологу для профилактики стоматологических заболеваний. При обнаружении патологии ребенок должен быть взят на лечение и диспансерное наблюдение стоматологом, необходимо утвердить с педиатром план комплексной терапии и применения средств профилактики (см. «Диспансеризация детей у стоматолога в возрасте от рождения до четырех лет»). Приказ № 770 от 20 августа 1986 г. предусматривает ежегодные осмотры ребенка стоматологом.
Детей в возрасте трех лет и старше осматривают раз в год, в месяц рождения ребенка. При этом предусматривают обязательные лабораторные исследования крови, мочи, кала. Участие стоматолога при осмотре детей этих возрастов описано в главе «Диспансеризация детей дошкольного возраста».
Детей пятого года жизни педиатр осматривает раз в год. Помимо педиатра, ребенка обязательно осматривают другие специалисты: оториноларинголог, окулист, стоматолог,
хирург-ортопед, логопед и психоневролог. Ребенок готовится поступить в школу. Осмотр стоматолога, если он производится впервые, до 70% детей в этом периоде бывает запоздалым. Такие осмотры позволяют только выявить и до поступления ребенка в школу провести лечение наиболее тяжелой формы кариеса зубов: осложненных форм, удалить разрушенные зубы, и некоторую коррекцию отклонений в развитии челюстей.
На основании обследования ребенка все специалисты- педиатры, в том числе и детские стоматологи, вносят записи в индивидуальную карту развития ребенка и формулируют рекомендации.
В школе ежегодно углубленный осмотр детей производит школьный врач с участием специалистов.
Во время этих осмотров проводят антропометрию, спирометрию, динамометрию, измерение артериального давления, определение остроты зрения и слуха, по клиническим показаниям - функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, а также необходимые лабораторные и инструментальные исследования. Последовательность осмотра такова, что она предусматривает осмотр вначале врачами- специалистами, а в заключение - школьным врачом. Школьный врач определяет уровень физического развития школьников и группу здоровья.
Участие стоматологов в проведении профилактических осмотров необходимо. Нередко стоматологи считают, что в это же время нужно проводить и санацию полости рта, однако это неправильно. Задача профосмотров состоит в выявлении патологии и определении уровня физического развития школьников. Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков, при комплексной оценке ее выключается наряду с длиной тела, погодовыми прибавками массы тела, оссификации кисти, развитием вторичных половых признаков число прорезавшихся постоянных зубов [Стромская Е. П. и др., 1974].
Исходя из указанного, участие стоматолога в профос- мотрах должно предусматривать заполнение пункта 10 индивидуальной карты ребенка (форма № 26) в следующей последовательности: количество прорезавшихся постоянных зубов, наличие кариеса и степень его активности (I, II, III степень), состояние прикуса, при наличии аномалии прикуса следует указать активно действующие причины и факторы риска в их прогрессивном развитии, оценить состояние пародонта и гигиенический индекс.
Именно эти данные составляют основу для определения физического развития ребенка и группы здоровья.
Детей, имеющих кариес зубов в III степени активности, педиатр относит в третью группу здоровья, а детей со сформированной аномалией прикуса, обуславливающей нарушение откусывания и пережевывания пищи, - во вторую группу здоровья.
Поскольку распространенность стоматологических заболеваний у детей высокая, объем работы по санации полости рта велик, то стоматологу можно не участвовать в осмотрах, а вносить свои данные в форму № 26 по мере проводящегося в стоматологическом кабинете специального осмотра и санации полости рта.
Ребенка с направлением от педиатра или другого специалиста педиатрического профиля стоматолог обязан тщательно обследовать, провести лечение и в карте диспансерного наблюдения записать развернутый стоматологический диагноз, указать активность развития процесса, сформулировать индивидуальную программу лечебных и профилактических мероприятий, периодичность повторных осмотров и т. д. Контакт педиатра со стоматологом при наблюдении детей, отягощенных общей патологией, должен осуществляться в порядке двойного дифференцированного контроля.

Первый этап диспансеризации детей включает несколько взаимосвязанных периодов:

Первый период - антенатальная охрана плода, осуществляется участковой педиатрической службой в контакте с акушером-гинекологом женской консультации.

В этом периоде основной задачей является организация преемственности в деятельности женской консультации и детской поликлиники, которая должна осуществляться в виде постоянной информации, поступающей в детскую поликлинику, о каждой беременной женщине, взятой под наблюдение. Для этого применяют такие формы работы, как школа молодой матери и дородовые патронажи (в 28 и 32-36 недели беременности). Дородовый патронаж, как правило, выполняет участковая медицинская сестра. Педиатр проводит патронаж беременных с нормально протекающий беременностью на приеме в поликлинике, а при неблагоприятно протекающей беременности и отягощенном анамнезе на дому. Следует отметить, что при втором патронаже, проводящемся в 32-36 недель беременности, будущая мать должна получать необходимые сведения по уходу и организации условий жизни ребенка. Рождение здорового ребенка является в известной степени показателем эффективности и качества антенатальной профилактики.

Второй период - динамическое наблюдение за новорожденным, которое проводит участковый педиатр совместно с медицинской сестрой. Качественно важным моментом при этом должна стать оценка особенностей течения беременности и родов у матери, раннего постнатального онтогенеза, т.е. выявление возможной принадлежности ребенка к группе риска. Уже при первом патронаже новорожденного можно в известной степени прогнозировать состояние здоровья ребенка и назначить соответствующие корригирующие и оздоравливающие мероприятия, в соответствии с состоянием здоровья ребенка и группой риска. При первом патронаже целесообразно также собирать генеалогический анамнез для того, чтобы проводить по показаниям своевременные лабораторные методы исследования. Задачи и цели динамического наблюдения за новорожденным заключаются в том, чтобы дать матери определенную систему знаний с учетом конкретных условий семьи, ее санитарной грамотности в вопросах воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний.

Третий период - ежемесячное динамическое наблюдение за ребенком на протяжении 1-го года жизни. Следует помнить, что физическое и нервно-психическое развитие, а также уровень состояния здоровья ребенка в первые 3 месяца жизни могут быть показателем эффективности и качества наблюдения ним в периоде новорожденности. При оценке качества наблюдения в течение 1-го года жизни необходимо большое значение придавать комплексной оценке уровня развития и состояния здоровья в декретированные для ребенка этого периода жизни возрасты: 3, 6, 9 и 12 месяцев. Врач, делая заключение о состоянии здоровья ребенка в эти возрастные периоды, пишет этапный эпикриз, в котором отражает развитие и здоровье ребенка за прошедший период, оценивает уровень его физического развития, для чего пользуется местными стандартами определения гармоничности развития, важно оценить уровень нервно-психического развития. Решающее значение для оценки состояния здоровья имеет факт наличия или отсутствия заболеваний в момент обследования, а также частота и длительность острых заболеваний, перенесенных ребенком, в предыдущий квартал.

Кратность и длительность заболеваний косвенно отражают состояние реактивности организма ребенка.

Четвертый период - динамическое наблюдение за ребенком в возрасте от 1 года до 7 лет. Такое наблюдение, как известно, проводит участковый педиатр в том случае, если ребенок не посещает детское дошкольное учреждение, а воспитывается в семье. В возрасте 5-7 лет это обследование совмещают с комплексным осмотром перед поступлением в школу. Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о необходимости проведения осмотра детей в возрасте 3 и 5 лет с целью профилактики хронических заболеваний всеми врачами-специалистами: ЛОР, окулистом, хирургом-ортопедом, невропатологом, стоматологом, логопедом.

Для всех детей дошкольного возраста большое значение имеют комплексная оценка состояния здоровья. У детей 2-го и 3-го года жизни обязательно оценивают нервно-психическое развитие. Поскольку участковый врач ввиду ограниченности времени заниматься оценкой нервно-психического развития ребенка на приеме и поликлинике не может, эта функция возложена на медицинскую сестру кабинета здорового ребенка. Данные указанной оценки следует заносить в «Историю развития ребенка» с тем, чтобы врач на приеме, составляя свое комплексное заключение, мог бы учесть показатели нервно-психического развития ребенка. Таким образом, на протяжении первых 7 лет жизни ребенок находится под наблюдением участковой педиатрической службы и специалистов детской поликлиники.

Следует отметить, что состояние здоровья ребенка при поступлении в школу является показателем качества и эффективности такого наблюдения.

Детей, у которых выявляются отклонения в состоянии здоровья или заболевания в любом периоде, берут под дифференцированное наблюдение участкового врача или врача-специалиста. Для этого ребенку назначается необходимый комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, т. е. осуществляется третий этап диспансеризации.

Получив необходимые данные, участковый педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья, которая дает более широкое представление о состоянии здоровья каждого ребенка и контингента наблюдаемых детей в целом, чем только диагноз. Кроме того, она позволяет выделить «угрожаемый» контингент детей. При комплексной оценке состояния здоровья ребенка учитывают:

§ наличие или отсутствие хронической (и том числе врожденной патологии;

§ функциональное состояние органов и систем;

§ резистентность и реактивность организма;

§ уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.

В результате научных исследований, проведенных в детских лечебно-профилактических учреждениях ряда территорий страны, предложено 5 групп здоровья. К I группе относят здоровых детей; ко II группе - здоровых, но с наличием риска возникновения патологии; к III, IV и V группам - хронически больных детей в состоянии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации патологического процесса.

Дети I группы здоровья должны наблюдаться в обычные сроки, установленные для профилактических осмотров здоровых детей. Врачебные назначения детям этой группы включают в профилактические, общеоздоровительные и воспитательные мероприятия.

Дети II группы здоровья с наличием риска возникновения патологии нуждаются в особом внимании педиатра, так как профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, проведенные своевременно и целенаправленно, дают наибольший эффект по предупреждению формирования у них хронической патологии. Сроки наблюдения за данной группой детей устанавливает врач индивидуально для каждого ребенка в соответствии со степенью риска в отношении формирования хронической патологии, выраженности функциональных отклонений и степени резистентности. Часто болеющие дети, а также дети, перенесшие острую пневмонию, болезнь Боткина и др., относятся ко II группе здоровья, в период реконвалесценции их берут под особый контроль. Врачебные назначения детям этой группы включают не только профилактические, воспитательные и общеоздоровительные, но и специальные лечебно-оздоровительные мероприятия. Лечебно-оздоровительные мероприятия детям II группы здоровья назначает не только педиатр, но и врачи-специалисты.

Дети III, IV, V групп здоровья находятся под диспансерным наблюдением у педиатра и соответствующих специалистов и должны получать необходимое лечение в зависимости от имеющейся у них патологии. Объединение детей в однородные группы здоровья позволяет обеспечивать дифференцированное обслуживание контингентов детей и более рационально планировать медицинскую помощь.

Организация медицинского контроля за состоянием здоровья школьников предусматривает ежегодное проведение профилактических осмотров, которые проводятся поэтапно: первый этап - скрининговые исследования, второй этап - обследование детей, отобранных при помощи тестов; третий этап - обследование специалистами школьников, направленных врачом школы на консультацию. Эти принципы организации массовых медицинских осмотров обеспечивают не только повышение эффективности самих осмотров, но и совершенствование организационных подходов медицинского обслуживания учащихся. В частности, они способствуют повышению роли среднего медицинского персонала в контроле за состоянием здоровья детей; рациональному использованию рабочего времени врача школы и врачей-специалистов для дифференцированного контроля за состоянием здоровья школьников; более широкому проведению лечебно-профилактических мероприятий среди детей с начальными формами отклонений.

Всех детей, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья, берут на диспансерный учет, и на каждого из них заводится «Контрольная карта диспансерного наблюдения». Кроме врача детского учреждения, эти дети наблюдаются врачами-специалистами поликлиники и участковыми педиатрами. Сроки их осмотров зависят от тяжести и течения патологического процесса.

В дошкольных учреждениях и школах силами медицинских работников этих учреждений и детской поликлиники должны быть обеспечены консервативное лечение хронических заболеваний ЛОР - органов, санация зубов, занятия корригирующей гимнастикой и лечебной физкультурой.

Врач школы совместно с администрацией и педагогами составляет комплексный план профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, который предусматривает организацию рационального учебного и трудового режима, питания, физического воспитания, проведение закаливающих процедур, выполнение санитарно-гигиенических требований. План обсуждается на педагогическом совете и утверждается директором школы, а также заведующим детской поликлиникой, в районе деятельности которой находится школа.

Большие задачи стоят перед персоналом дошкольных учреждений и школ по широкой пропаганде медицинских и педагогических знаний среди родителей, организации практической помощи семьям в решении задач физического воспитания детей, снижению заболеваемости. В этом плане особую важность имеет вовлечение детей в регулярные занятия физической культурой, спортом, туризмом.

Успешное проведение диспансеризации во многом зависит от четкого оформления и ведения медицинской документации. Основным документом, содержащим все сведения по диспансеризации, является «Медицинская карта амбулаторного больного» (ф.025/у), «История развития ребенка» (ф.112/у), «Карта учета диспансеризации» (ф.131/у) и «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (ф.030/у).

Перед поступлением ребенка в детский сад, образовательное или спортивное учреждение ему необходимо пройти комплекс медицинских обследований – скрининг. Диспансеризация детей в 2018 году может проводиться для каждого ребенка, однако более детальная диагностика предназначена не для всех. Что входит в скрининг, и какой порядок прохождения процедуры?

Что такое диспансеризация

Это комплекс мероприятий, который направлен на выявление и предупреждение развития различных заболеваний у всех групп населения. Скрининг состоит из профилактических медицинских осмотров, консультаций врачей, исследований, которые проводятся в установленный возраст человека. С 2013 года взрослая и детская диспансеризация стала частью системы обязательного медицинского страхования.

Где и когда проходит в 2018 году

Бесплатное обследование проводится в городской поликлинике. Родителям необходимо отвести ребенка в медицинское учреждение по месту временной или постоянной регистрации, учебы. Когда можно пройти скрининг, поинтересуйтесь в детской поликлинике. С января 2018 года будет известен график диспансеризации разных возрастных групп. Записываться к врачу необходимо заранее через регистратуру учреждения здравоохранения или по электронному терминалу.

Зачем нужна диспансеризация

Своевременная диагностика позволяет на раннем сроке выявить опасное заболевание, провести соответствующую терапию. Есть патологии, которые на начальной стадии протекают бессимптомно. Чем раньше болезнь обнаруживается, тем быстрее она лечится. Медосмотр детей – необходимый комплекс процедур, которым не стоит пренебрегать. Своевременное выявление факторов риска патологии порой важнее, чем непосредственно лечение на запущенной стадии. Диспансеризация детского населения на это и направлена.

Здоровых детей

Нередко во время скрининга специалист обнаруживает условия, при которых может развиться определенная болезнь. Если скорректировать образ жизни, реально избежать патологического состояния. Например, при склонности к ожирению необходимо изменить питание и добавить физическую нагрузку. Родители и так об этом знают, но если врач подкрепит свои рекомендации результатами анализов и обрисует все «перспективы» ожирения, мама с папой отнесутся к проблеме более серьезно.

Медицинский осмотр детей и ряд профилактических мероприятий существенно снижают процент развития самых частых неинфекционных заболеваний населения возрастом 1-17 лет. К ним относятся:

  • язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрит, энтероколит, гастроэнтерит;
  • патологии кишечника, желчного пузыря;
  • сахарный диабет;
  • искривление позвоночника, плоскостопие;
  • проблемы со слухом, зрением;
  • глистные инвазии.

Детей-инвалидов

Углубленные бесплатные обследования положены детям с врожденными или приобретенными хроническими заболеваниями, которые привели к инвалидности. Дополнительные медосмотры нужны, чтобы контролировать состояние здоровья, не допускать ухудшений, своевременно реагировать на отклонения. Диспансерное наблюдение детей помогает подобрать самую эффективную терапию и добиться успехов в лечении или поддержании стабильного состояния.

Спортивная диспансеризация детей

Медицинский осмотр несовершеннолетних необходим тем, кто планирует выступать на соревнованиях. В идеале спортивную диспансеризацию детей в 2018 году нужно пройти всем, кто посещает спортивные секции и получает высокую нагрузку. Ребят тщательно осматривает спортивный врач и специалисты, положенные по возрасту. Дополнительно могут проводиться такие исследования:

  • ЭКГ на велотренажере;
  • УЗИ сердца;
  • рентген легких.

Очень важно посмотреть, что происходит с сердцем под нагрузкой. Детальный скрининг выявляет проблемы сердечно-сосудистой, дыхательной системы или факторы риска. Если отклонений в здоровье нет, можно продолжать спортивные занятия. При обнаружении проблем назначаются дополнительные анализы, осмотры, на основании которых делается заключение, можно ли ребенку получать высокоинтенсивные нагрузки.

Профосмотры детей и подростков по приказу 1346н

Министерство здравоохранения приняло приказ, который определяет порядок диспансеризации. В 2018 году углубленный скрининг положен мальчикам и девочкам возрастом 1, 3, 6, 7, 10, 14-17 лет. Для бесплатного прохождения профилактического осмотра необходимо предъявить полис обязательного медицинского страхования (ОМС). Этапы диспансеризации:

  1. Посещение педиатра. Специалист измеряет рост, вес, некоторые параметры тела, спрашивает о самочувствии ребенка. Выписывает направления на анализы, сообщает, каких врачей нужно пройти.
  2. Сдача крови, мочи, прохождение исследований, необходимых по возрасту.
  3. Посещение разнопрофильных врачей.

Специалисты проводят профилактические, предварительные и периодические медицинские осмотры. Первые осуществляются в установленные возрастные периоды для выявления патологий и факторов риска. Предварительные осмотры нужны при поступлении в образовательные учреждения. Периодические консультации необходимы для динамического наблюдения за состоянием здоровья. Диспансеризация детей в 2018 году отличается для разных возрастных групп.

Детей первого года жизни

За малышами ведется тщательное наблюдение. Ежемесячно осуществляется плановый прием педиатра. Углубленная диспансеризация детей до года проводится в 1,3, 6, 12 месяцев. Грудничкам необходимо проходить таких врачей:

  • Невролог. Оценивает нервно-психическое состояние ребенка.
  • Детский хирург. Осматривает половые органы на предмет фимоза, опущения и водянки яичек, выявляет грыжу, дисплазию суставов.
  • Офтальмолог. Выявляет нарушения зрения.
  • Травматолог-ортопед. Осматривает опорно-двигательный аппарат.
  • Детский стоматолог. Оценивает состояние десен, зубов, прикуса, уздечки.
  • Отоларинголог. Обнаруживает ЛОР-патологии.
  • Детский психиатр. Нужен малышам с подозрениями на отклонения в психическом развитии.

Диспансеризация детей первого года жизни включает разные исследования: неонатальный и аудиологический скрининг, УЗИ брюшной полости, тазобедренных суставов, нейросонография, общие анализы крови и мочи, исследование уровня глюкозы, кала на яйцеглист и энтеробиоз, ЭКГ. Каких конкретно врачей необходимо пройти в установленный возрастной период, сообщит участковый педиатр.

Диспансеризация дошкольников

С одного года до двух лет плановые приемы педиатра осуществляются один раз в три месяца. С двух до трех лет родители приводят детей к врачу раз в 6 месяцев. В два года малыш дополнительно посещает только детского стоматолога, а в три проходит полноценный медосмотр. Список врачей остается таким же, как и для годовалого возраста, к нему еще добавляется акушер-гинеколог для девочек и детский уролог-андролог для мальчиков.

В 4 и 5 лет дошкольник проходит только педиатра и детского хирурга, сдает общие анализы крови, мочи. В 6 лет список врачей немного расширяется: добавляется невролог, офтальмолог, стоматолог. Семилетним детям вновь предстоит пройти углубленный скрининг по списку врачей как для трехгодовалых малышей. Дополнительно назначается ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы, репродуктивных органов.

В детском саду

Дошкольные учреждения сами организовывают медосмотр. Родители подписывают бумагу, которая разрешает диспансеризацию. В детский сад приходят не все врачи. Для встречи с некоторыми необходимо посетить поликлинику по месту прописки или учебы. Если у специалистов, принимавших в детском саду, возникают вопросы, они вызывают родителей. Нередко такие осмотры носят формальный характер, поскольку врачам за короткое время нужно принять большое количество детей.

В школе

Ежегодно учащийся должен проходить специалистов. Диспансеризация подростков проходит без участия родителей – школьный класс собирают и ведут в поликлинику. Там говорят, каких врачей необходимо пройти. Скрининг осуществляется быстро, часто поверхностно. Диспансеризация в школе будет иметь смысл, если каждый родитель поведет своего ребенка в индивидуальном порядке. Список врачей в 7 лет такой же, как и для трехлеток, в 10 лет из перечня исключается гинеколог и андролог.

Врачи по возрасту:

  • 8, 9, 13 лет: педиатр;
  • 11 лет: педиатр, хирург, офтальмолог;
  • 12 лет: педиатр, гинеколог / уролог-андролог;
  • 14-17 лет: углубленная диспансеризация, список врачей определяется возрастом. К стандартному перечню добавляется эндокринолог, подростковый психиатр.

Видео


🔴 Детская диспансеризация. Диспансеризация детей в клинике «Семейный доктор»

Похожие статьи