Почему у бриллианта 57 граней. Бриллиант: истинное воплощение вкуса. Бриллиантовая искорка на золотом фоне

Сколько граней у бриллианта сказать сложно. Ответ на этот вопрос зависит от размеров кристалла и его формы. Камень может иметь от 2 до 102 фальцетов, классической считается огранка в 57 фальцетов, то есть бриллиант имеет 57 граней и форму круга. Такие кристаллы считают идеальными, поскольку они обладают удивительным блеском. Впрочем, не стоит забывать и о других методах обработки.

История круглой европейской вырезки и круглой бриллиантовой вырезки

Круглая форма существует с конца 19 века, когда развиваются новые технологии резки. С наиболее производительными африканскими алмазными рудниками, которые еще предстоит обнаружить, современные фрезы имели гораздо меньшее количество необработанных алмазов для работы, чем на сегодняшнем рынке, часто с меньшей ясностью или цветом, чем мы привыкли и сегодня. Старый европейский разрез был спроектирован таким образом, чтобы обходить его ручными камнями для увеличения цвета и четкости. В то время как круглые бриллианты сегодня вырезаны для блеска, старый европейский разрез был вырезан для цвета, используя уникальную структуру огранки, чтобы выявить лучшее в каждом отдельном камне.

Основные части бриллианта

Немного истории

Алмаз не отличается блеском и по этому параметру значительно проигрывает бриллианту. Неудивительно, что до того момента, пока камни не научились обрабатывать, особым спросом они не пользовались.

Ситуация в корне изменилась тогда, когда одному из придворных ювелиров пришла в голову мысль немного поработать с алмазом. Он подверг его обработке, мастер создал всего несколько граней и представил королю результат работы. Случилось это в XVI веке, с тех самых пор бриллианты стали редкими и дорогими, они стали восприниматься как символ власти и благополучия.

Другие методы обработки

По мере того, как технологии алмазной резки продвигались вперед и появлялись новые алмазы более высокого качества и ясности, был разработан современный круглый блестящий разрез, чтобы максимально увеличить свет и блеск камня. Эти изменения были реализованы, чтобы отразить свет, который входит в камень прямо назад в глаз владельца, создавая блеск подписи и гламур многих современных украшений.

Напротив, старый европейский разрез захватывает свет по-разному и привлекает глаз к камню, а не излучает свет назад. В настоящее время круглые бриллианты вырезаны с использованием блестящей структуры огранки огранки. Если вы ищете камень в старом европейском разрезе, вам нужно выбрать старинный бриллиант или найти резака, который потрудился узнать престарелый корабль. Обе версии круглого алмаза эволюционировали как фавориты за прошедшее столетие.

Первоначально использовали огранку в форме розы: ювелиры создавали всего несколько граней, немного шлифуя алмаз. Впрочем, этого было достаточно для того, чтобы камень начал сверкать.

Сегодня подобная форма обработки считается устаревшей, но все же кристаллы гранят таким образом, поскольку «роза» имеет два весомых преимущества: легка в исполнении, позволяет минимизировать затраты. В процессе обработки минерал теряет от 35 до 70% от первоначальной массы. Если камень редкий и стоит дорого, то сложная огранка способна значительно уменьшить его вес - по этой причине ювелир может использовать огранку в форме розы.

Различия между двумя разрезами тонкие, поскольку оба они имеют круглую форму. Оба имеют 58 граней. Как уже упоминалось, первичными визуальными отличиями являются качество света, которое отражает алмаз, и его общий блеск. В то время как старые европейские порезы рисуют свет и глаза, современный блестящий разрез был разработан, чтобы максимизировать возврат света и рассеивание. Из-за этого старые европейские порезы имеют более теплый шарм для них, в то время как современный блестящий разрез дает высокий уровень огненного белого света, придавая ему свой блеск блеска.

Несмотря на то что алмазы стали обрабатывать давно, значительных успехов в этом деле ювелирам удалось достичь не сразу.

В 1919 году математик Марсель Толковский сумел рассчитать идеальные пропорции бриллиантов. Стоит отметить, что еще в XVII веке существовала огранка, похожая на бриллиантовую или классическую, но такой способ обработки кристаллов был далек от идеального.

Если вы качаете или наклоняете старый европейский разрез, вы заметите в камне другой образец света и темного камня, чем вы увидите в современном круглом бриллианте. Старые европейские вырезанные камни часто вырезались вручную, поэтому они несут большую степень уникальности, чем современный круглый бриллиант. Форма и расположение граней могут сильно варьироваться от камня до камня, а технические характеристики современной алмазной резки означают, что современный круглый блестящий камень будет иметь меньшую дисперсию на этом фронте.

Многие потребители ценят разное взаимодействие старого европейского производства со светом, предназначенным для освещения при свечах и газом, в отличие от нашего современного, более жесткого света. Старый европейский разрез обычно показывает большие лицевые шаблоны света и темноты, которые приводят к «шахматной доске» или «блочному» рисунку. Более плотная мозаика света и темноты достигает большей степени блеска, но также приводит к раздробленному рисунку света.

Благодаря расчетам Марселя Толковского удалось создать огранку, при которой свет входил в камень через корону, он преломлялся от граней, которые располагались внизу. В результате чего свет начинал играть лучами, создавалась «радуга». Это и была так называемая идеальная огранка в 57 фальцетов, которую используют до сих пор.

Сегодня существует несколько форм обработки бриллиантов, во многом способ огранки зависит от размера камня и наличия в его структуре дефектов.

Carat weight - масса камня в каратах

У алмаза размер стола меньше или равен 53% диаметра кристалла, угол короны больше или равен 40 градусам, нижняя половина длины фасеток меньше или равна 60% от общего кристалла или размер кюлета, который немного больше среднего. Когда бриллиант получает обозначение в виде старого европейского разреза, он не выпускает гранулированную оценку геммологической лабораторией из-за различий между каждым камнем. Вырезанные сорта основаны на научных спецификациях для резки круглых блестящих камней, первоначально разработанных Марселем Толковским.

57 фальцетов

Бриллиантовый блеск поражает и заставляет восхищаться камнем. Но не многим известно, что блеск кристалла напрямую зависит от метода обработки. Плохая огранка способна испортить алмаз, вместо игры света и яркого блеска в итоге можно получить совершенно невзрачный камень, который будет мутным и непрозрачным.

Cut - огранка камня

Только круглый бриллиант может быть присвоен классом разреза. Независимо от того, выбираете ли вы антикварный, старый европейский разрез или яркий современный бриллиант, вы гарантированно получите бриллиант впечатляющей красоты и блеска. Тем не менее, вы захотите выбрать настройку, которая идеально подходит для вашей конкретной алмазной резки.

Старый европейский разрез лучше всего подходит для старинных и античных стилей, которые отражают собственное происхождение и исторические корни. Подумайте о стиле Эдвардского стиля с боковыми камнями, который отражает одну из самых популярных эпох популярности старого европейца. Или рассмотрите коллекцию античного стиля с цветочными деталями на стороне, которые улучшают традиционный шарм и элегантность реза. Современный блестящий срез выглядит хорошо с практически любой настройкой, универсальностью, которая добавляет к своей доминирующей популярности.

Идеальный бриллиант имеет:

  1. Форму круга.
  2. 33 грани на внешней стороне.
  3. 24 грани на тыльной.

Грани кристалла имеют форму треугольника или ромба, кроме того, на разных ярусах они расположены по типу шахмат. Верхняя часть бриллианта называется короной (верхом). Плоскую часть ювелиры называют площадкой (таблицей). Нижнюю часть бриллианта именуют павильоном (низом). А еще кристалл обладает рундистом - линией, которая соединяет верх и низ, то есть корону и павильон. Грани камня сходятся в одну точку, которую называют шипом.

Подумайте о чем-то, что усиливает искрение еще больше - ведь вы выбираете алмазную огранку с максимальной яркостью. Расколотое хвостовое кольцо с меньшими боковыми камнями обеспечивает шикарный элегантный стиль, который подчеркивает этот размер вашего бриллианта и добавляет к общему блеску кольца. Или рассмотрим установку гало, чтобы обеспечить, Несомненно, максимальный блеск. Однако, если вы хотите пойти в противоположном направлении и выбрать настройку, позволяющую блеску вашего камня стоять самостоятельно, отправляйтесь на пасьянс - классическая четырех - или шестиугольная настройка поднимает камень, позволяя его блеску стоять выше толпа на пальце.

Особенностью подобного вида обработки можно считать и то, что грани расположены симметрично. Если нарушить симметрию, то можно испортить камень, поскольку этот факт способен повлиять на блеск кристалла.

Огранка в 57 фальцетов идеальная, но не все камушки можно обрабатывать подобным образом, поскольку некоторые из них слишком малы. В таком случае количество фальцетов может быть меньше:

Бриллиантовая искорка на золотом фоне

Независимо от того, ищете ли вы старинную элегантность старого европейского обреза или современный блеск и огонь круглого блестящего разреза, вы не ошибетесь с круглым ограненным бриллиантом для блеска, красоты и вневременного очарования. Вы можете нажать на следующую ссылку и получить доступ к своей работе: Толковский.

Блеск алмаза следует пропорциям его размера

Это очень широкий аспект, который по-прежнему делит профессионалов сегодня. Чтобы получить максимальный блеск, огонь, жизнь, алмаз должен быть вырезан в соответствии с определенными размерами и пропорциями. Процент общей высоты. Симметрия и блеск алмаза определяют «огонь» алмаза.

  • если масса камня менее 0,03 карата, используют огранку в 17 фальцетов;
  • 33 фацета - таким способом гранят алмазы массой до 0,05 карат.


Идеальный бриллиант

Кристаллом, массой больше 0,05 карат придают 57 граней, но нередко такое количество фальцетов может наблюдаться и у бриллиантов массой от 0,03 карата.

Оценка «симметрии» алмаза обусловлена ​​наблюдением. Хорошее столкновение граней. Наличие важных дополнительных и простых граней. Центровка задней грани. Алмаз может иметь хорошую симметрию, но посредственные пропорции. Некоторые примеры дефектов симметрии алмаза.

Возможно, вы также совершили такую ​​распространенную ошибку, когда пришли к тому, чтобы назвать бриллиантов «блестящими». Но это путаница, к которой привыкли дизайнеры ювелирных украшений, и ее очень легко прояснить: яркими являются только бриллианты, размер или форма которых круглая.

Другие методы обработки

Существует несколько способа огранки бриллиантов. Чтобы сделать алмаз красивым и блестящим ювелир может использовать:

  1. Ступенчатую огранку.
  2. Видоизмененную.
  3. Смешанную.

Одной из наиболее старых считается ступенчатая огранка. Таким способом обрабатывают камушки, которые имеют форму прямоугольника, треугольника и трапеции. Грани кристалла при этом расположены параллельно рундисту - подобный вид обработки поможет скрыть дефекты алмаза, подчеркнет цвет камня и его прозрачность. Нередко используется при работе с фантазийными алмазами.

Это правда, что среди всех видов алмазов, которые есть на рынке, они являются самыми красивыми, потому что, когда они вырезают их, они ищут такое совершенство в своих углах, которое достигается тем, что светит, как ни в какой другой форме. Фактически, размер является фактором, определяющим яркость алмаза, и учитывает как форму, так и ее качество и пропорции.

Различные бриллианты по размеру

Правильный способ назвать их - это бриллиантовые бриллианты. И поэтому вы должны также назвать остальную часть драгоценных камней круглой вырезкой: например, блестящий рубиновый рубин. Поэтому не все бриллианты блестящие, но мы находим их разных типов в зависимости от их размера.

Следующий тип обработки камней довольно хорош, он помогает создать бриллианты высокого качества, по характеристикам (прозрачности и блеску) они могут не уступать тем кристаллам, которые имеют 57 фальцетов. Видоизмененная огранка позволяет модифицировать камень и придавать ему различные формы. При этом удается сохранить количество граней и их расположение.

Эмеральд: прямоугольная резьба. с двумя остроконечными концами.

  • Яркий бриллиант: круглая резьба.
  • Овальные бриллианты: эллиптическая резьба.
  • Принцесса диаманта: квадратная резьба.
  • Серьга диаманта: резьба по кайне.
  • Сердце диаманта: резьба по форме сердца.
Другое важное значение также имеет то, что цвет, чистота и вес бриллиантов будут определять их высочайшее качество, но это происходит с круглыми, в частности, углы грани короны и головы относительно плоскости пояса получают что этот размер или форма представляют максимальную яркость и дисперсию.

Смешанный тип обработки имеет ряд преимуществ: он помогает снизить расходы в процессе работы, а также придать камню блеск. Ювелиры утверждают, что такой тип обработки сочетает в себе преимущества ступенчатой и . Подобные камни в настоящее время пользуются спросом. Впервые минерал, обработанный таким способом, был представлен общественности в 60-х годах XIX века.

Лица нижней части - это те, которые заставляют весь свет «перемещаться правильно, чтобы создать максимально возможную яркость». Таково его значение, что, если углы неправильны, «большая часть из них будет преломляться наружу, выходя из неправильного места», что будет влиять на окончательное появление алмаза и определять его красоту.

Автор бриллиантов

На веб-сайте Института геммологии мы даже находим правильные пропорции, которые делают бриллиантовое бриллиантовое достижение совершенным. Бриллианты можно вырезать по-разному, а некоторые из них более подходят для одного типа драгоценностей, чем другие. Самый общий размер - это «Блестящий размер», поэтому слово «Бриллиант» часто смешивается с «Бриллиантом».

Есть еще и изумрудная огранка. Она позволяет зрительно увеличить камень в размере. Впрочем, таким способом кристаллы обрабатывают редко, они имеют форму прямоугольника или квадрата.

Существует еще и «Русская огранка» - этот термин возник во времена СССР, но используется и в наши дни. Ничего нового ювелиры Советского Союза так и не придумали, по этой причине термин остался в качестве бренда.

Давайте кратко опишем различные способы, которыми мы можем найти Алмаз. Он обычно состоит из 57 граней. Эта верхняя часть имеет в общей сложности 32 грани. Все это приводит к камни с плохим внешним видом или блеском. Это связано, прежде всего, с рудиментарными инструментами, доступными резчикам, а во-вторых, желанием максимально использовать необработанный камень и, следовательно, иметь минимально возможные потери. С тех пор его «Идеальный размер» следует за большинством резчиков в мире.

Из недавнего использования этот размер был изобретен Лазаре Капланом в начале года. Он имеет те же характеристики, что и блестящий размер, но его форма не круглая, а овальная. Легенда гласит, что эта резьба возникла, когда Сан-Кинг потребовал, чтобы камень был вырезан с устью маркизы де Помпадур. Это также размер, полученный из блестящего размера, такого как размер Оваля, он отличается только своей формой «рта». Удлиненная удлиненная форма - один из самых элегантных размеров. Этот размер очень красив, используется в кольцах как пасьянс или в союзах, но в то же время он очень деликатный из-за хрупкости его кончиков.

Во второй половине XX века ювелиры создали более сложные методы . В основном они используются для крупного размера массой более 1 карата:

  1. «Хайлайт-Кат» подразумевает под собой создание 73 фальцетов, при этом 41 грань находится сверху, а 32 внизу.
  2. «Королевская огранка» в 86 фацетов, при этом 49 граней расположены вверху, а 37 находятся внизу.
  3. «Величественная огранка» в 102 фальцета подразумевает под собой наличие 61 грани сверху и 41 внизу.

При оценке бриллианта ювелиры используют систему «4 C» - она позволяет полностью охарактеризовать камень и определить его стоимость. Огранка также учитывается при оценке качества кристалла. Это понятие считается субъективным, поскольку может влиять на стоимость минерала, но при оценке камня учитывается не только способ обработки, но и другие критерии. Существует несколько форм обработки, которые считаются распространенными и встречаются довольно часто, среди них можно выделить:

Длина размера позволяет пальцам руки выглядеть более стилизованными. Это не так подходит для склонов, и предпочтительно защищать кончики скобами или скосами. Это также размер, полученный из блестящего размера, но на этот раз его форма напоминает падение. Он имеет один наконечник и круглый конец, где расположена максимальная яркость. Это великолепный размер, который можно использовать в качестве подвески на шее или в качестве конечной части длинных сережек с движением.

Этот тип размера не очень подходит, если камень, который мы собираемся приобрести, весит менее 1%, так как его форма сердца недостаточно заметна. Размер сердца также является производным от блестящего размера и состоит из 59 граней, распределенных между верхней и нижней частью камня.

  1. «Маркиз» с наличием 55 фальцетов.
  2. «Изумруд» с 65 гранями.
  3. «Овал» с 57 фальцетами.
  4. «Треугольник» с 52 гранями.
  5. «Сердце» с наличием 57 фальцетов.
  6. «Квадрат» с 33 гранями.
  7. «Багет» с 25 и 33 фальцетами.

Все эти методы обработки называют фантазийными, они встречаются реже. Уникальной считается «багет», его стоит рассмотреть подробнее. «Багет» используют при работе с алмазами небольшого размера. Проверка качества обработки производится в соответствии с соблюдением нескольких критериев: определение пропорции и качества симметрии.

В классической вариации бриллиант имеет 57 граней и форму круга. Но кристаллы иной формы с меньшим количеством граней нельзя назвать менее красивыми, поскольку они также эффектно сверкают на солнце и вызывают зависть у окружающих.

Есть пять главных правил.

1. «Бриллиант» — название самого известного вида огранки, а не материала.

2. Название «бриллиант» предполагает конкретный вид огранки круглой в плане формы, симметричной, с 57-ю гранями (плюс пришлифованный шип — колета, где сходятся грани павильона; эта грань предохраняет низ камня от обламывания), — из них 33 грани на короне (включая площадку — большую центральную грань) и 24 на павильоне; прочие виды огранок круглой формы с меньшим числом граней имеют каждая своё название: те у которых более 57 граней, называются модификациями бриллианта.

3. Недопустимо применять название «бриллиант» к прочим видам огранки без обозначения камня.

4. В том случае, когда речь идёт о бриллианте, огранённом из алмаза, наименование материала может быть опущено. В этом случае «бриллиант» означает и вид огранки, и алмаз.

Ещё совсем недавно ювелирные магазины в нашей стране были полны удивительной продукцией из синтетического корунда. Другие камни встречались крайне редко. О качестве камня покупатель ничего не знал и не спрашивал. Побудительным мотивом к покупке чаще всего служили слухи об очередном повышении цен на золото. В эти периоды с прилавков магазинов сметалось почти всё…

Сейчас ситуация меняется. На прилавках появилось больше различных ювелирных изделий с природными и синтетическими камнями. Непривычно велик и ассортимент украшений с бриллиантами. Слухами об очередном повышении цен покупателя уже не пугают, и он может делать свой выбор основательно. Но для этого необходимо иметь хотя бы общие понятия о том, что и как выбирать.

Алмаз — это минерал, состоящий из чистого углерода. Он действительно самый твёрдый природный минерал. По шкале твёрдости — 10. Рубин, у которого твёрдость 9, примерно в 150 раз «мягче» алмаза! Кстати, удивительно, но самый мягкий минерал — графит (твёрдость 1) также состоит из чистого углерода. Секрет кроется в структуре этих минералов, т. е. в расположении атомов углерода относительно друг друга. Алмаз твёрд только к истиранию (царапанью), но хрупок и может расколоться даже от лёгкого удара. Вам следует об этом помнить, если вы имеете изделия с бриллиантами. К любым кислотам и изменениям температуры в обычных условиях он удивительно стоек, и здесь вам нечего опасаться.

Для некоторых из вас будет сюрпризом узнать, что действительно бесцветный алмаз, каким мы его себе представляем, встречается крайне редко. Стоимость бесцветного бриллианта круглой огранки и высокого качества массой 1 карат (0,2 г) достигает 11—12 тысяч долларов. Но обычно алмаз окрашен в желтоватые, коричневатые или сероватые цвета, реже в голубоватые, зеленоватые или розоватые. Окраска может быть интенсивная, так называемая «фантазийная», но она никогда не бывает чистой, т. е. если цвет алмаза синий, то не такой чистый, как цвет у сапфира, а красный не может сравниться с цветом рубина.

Очень высоко ценятся пурпурно-красные алмазы из Австралии. В 1995 году их стоимость была, в среднем, 100 тысяч долларов за карат!

Цвет алмазов обычных окрасок — от бесцветного до светло-жёлтого (коричневого, серого) оценивается по специальной шкале. В разных системах оценки бриллиантов используются разные шкалы цвета. По системе Геммологического института Америки в этом диапазоне выделяется 23 цвета, которые обозначены буквами алфавита английского языка, начиная с буквы «D» —для бесцветного алмаза и кончая буквой «Z» — для светло-жёлтого.

В России используются 9-бальная шкала (для камней массой более 0,30 карата), 7-бальная (для камней массой меньше 0,30 карата) и 4-бальная (для мелких камней простой огранки). В ювелирных магазинах нашего города вы можете встретить маркировку цвета пока только по одной шкале, но ситуация может измениться. Вам следует помнить, что бриллианты первых 3 цветов 9-бальной шкалы встречаются редко, особенно 1 цвет. Разница же в стоимости между 1 и 3 цветами составляет около 30%. Причём на глаз вы не заметите разницу в цвете оправленных камней, имеющих маркировку цвета от 1 до 6, а у мелких камней в жёлтом металле с маркировкой 7 и даже 8 вы можете ещё не заметить какой-либо окраски. Будьте осторожны при покупке камней с маркировкой цвета 1—3!

Как вам прочитать маркировку камня? На ярлыке к изделию вы можете увидеть что-нибудь вроде Кр 57 3/4. Кр57 означают форму камня и количество граней, в данном случае огранка круглая и на камень нанесено 57 граней (стандартная бриллиантовая огранка ). Следующая цифра означает цвет, а последняя — качество.

Качество, как и цвет, в разных системах оценивается различно, но все эти системы хорошо стыкуются между собой. Качество здесь означает степень свободы камня от каких-либо дефектов, обычно внутренних. Оценивается качество при десятикратном увеличении и невооружённым глазом. В системе Геммологического института Америки выделяются 11 групп качества бриллиантов.

В системе, используемой в России, как и с цветом, используются три шкалы качества, в зависимости от размеров камня, соответственно 12, 9 и 6-бальные. Чем дефектней камень, тем больше цифра. Следует помнить, что бездефектные камни встречаются крайне редко. Будьте осторожны, если видите на маркировке высшие оценки качества! Если изделие дорогое, то лучше проконсультироваться у геммолога, прежде, чем покупать его. Никогда в таких случаях не полагайтесь на написанное на ярлыке. Мне приходилось видеть такие несоответствия качества бриллиантов с их маркировкой.

Специалист, конечно, обратит внимание и на качество огранки камня. В нашей стране качество огранки, как правило, хорошее. Плохое качество отмечается обычно у камней индийского производства. Кроме того, бриллианты могут быть облагорожены: заполненные специальным веществом трещины, выжженные лазером включения, изменённая окраска. Могут встретиться и синтетические алмазы, но себестоимость их производства пока чрезвычайно высока, и реальной угрозы рынку алмазов с их стороны на данный момент нет.

кандидат геолого-минералогических наук,
Александр Кисин

В 1919 году математик Марсель Толковский рассчитал пропорции бриллиантовой огранки (на западе этот бриллиант известен, как бриллиант Толковского; в России - просто «бриллиантовая» огранка), при которой свет входящий в камень через корону, полностью отражается от граней павильона по закону полного внутреннего отражения и выходит обратно, создавая сильные блеск и «игру» (за исходную форму был принят круглый бриллиант с 57 гранями). При таких пропорциях бриллиант не пропускает свет «насквозь», в отличие от имитаций.

Диаметр: ширина бриллианта, измеряется по диаметру рундиста.
Площадка: верхняя горизонтальная грань алмаза.
Корона: верхняя часть камня, расположенная над рундистом.
Рундист: узкий ободок бриллианта, отделяющий корону от павильона.
Павильон: нижняя часть камня, расположенная под рундистом.
Калетта: место схождения граней павильона, иногда образующую маленькую 58-ю грань.
Глубина: размер драгоценного камня от площадки до калетты.

Основными показателями, влияющими на оценку бриллиантов, являются цвет камня, чистота камня, огранка камня и его масса, выраженная в каратах. Именно на них базируется принцип оценки - четыре «Си»(4С), где каждая «С» обозначает один из факторов оценки:

Cut - огранка камня - форма, тип огранки, пропорции, а также качество обработки (симметрия, полировка и т.д.);

Clarity - чистота камня - степень свободы камня от внутренних включений;

Color - цвет камня - самый главный фактор, влияющий на оценку бриллианта;

Carat weight - масса камня в каратах (1 карат равен 0.2 гр.)

В мире существует несколько систем оценки качества бриллиантов, но мы рассмотрим две самые распространенные - систему Геммологического института Америки (GIA) и российскую систему.

Система GIA для оценки бриллиантов.

Cut - огранка камня.

Качество огранки бриллианта, возможно, самый важный компонент их всех четырех, влияющий на стоимость бриллианта, поскольку правильно обработанный камень выглядит очень красиво, в нем наблюдается яркий блеск и «игра». При правильной огранке бриллианта, свет проходит сквозь площадку короны, играет между граней павильона и возвращается обратно сквозь площадку полностью или почти полностью отразившись от внутренних граней. Если же огранка неудачна, то свет, проходящий сквозь площадку, быстрей достигает граней павильона и «просачивается» сквозь одну из них, либо уходит через противоположную нижнюю грань бриллианта, не успевая отразиться. Чем меньше света, преломляясь внутри камня, выходит обратно, тем меньше блеск Вашего бриллианта.

Большинство специалистов по драгоценным камням сходятся в том мнении, что лучшая огранка бриллиантов основывается на формуле, которая позволяет придать камню максимальный блеск. Эти формулы можно понять, изучив пропорции бриллиантов, однако гораздо важнее как глубина соотносится с диаметром бриллианта и как диаметр площадки соотносится с диаметром бриллианта.

Специалисты в области классификации огранки бриллиантов разработали таблицу в помощь ювелирам, с помощью которой можно придать бриллианту идеальные пропорции. Согласно этой таблице огранку бриллиантов (по GIA) можно разделить на следующие категории: Идеальная (Ideal), Превосходная (Premium), Очень хорошая (Very Good), Хорошая (Good) и Доброкачественная (Poor).

Идеальная огранка ставит своей целью придать алмазу максимальную яркость и обычно у таких бриллиантов площадка меньшего размера, что дает дополнительное преимущество: у таких камней большая способность к рассеиванию света. Эта категория огранки применима только к круглым бриллиантам. Круглые бриллианты с огранкой категории «Премиум» имеют огранку эквивалентную «Идеальной» с более широкой площадкой и слегка измененными углами короны и павильона. Бриллианты с огранкой «Очень хорошая» отражают большую часть света, который проходит сквозь них, создавая достаточный уровень яркости. Бриллианты с такой огранкой получаются в результате того, что огранщики немного отходят от предусмотренных пропорций бриллианта, чтобы на выходе получить достаточно крупный по весу бриллиант. Как результат подобные бриллианты имеют отклонения по размеру площадки или ширины рундиста, хотя по остальным параметрам совпадают с параметрами бриллиантов категории «Идеальный» или «Премиум». Огранка категории «Хорошая» подразумевает, что в камне отражается много света, проходящего через него. Пропорции отклонены от идеальных, поскольку выбор сделан в пользу большего размера бриллианта при огранке, а не отсечения всего лишнего, чтобы получить небольшой камень категории «Премиум».

Clarity - чистота камня.

Когда речь заходит о чистоте бриллианта, мы имеем в виду наличие отличительных характеристик снаружи и внутри камня. Хотя большинство этих характеристик - неотъемлемая часть необработанного алмаза, возникшая на самых ранних стадиях формирования кристалла под землей, хотя некоторое их количество появляется в результате воздействия мощного давления, которому подвергается алмаз в процессе огранки. Если представить то невероятное давление, с помощью которого зарождается алмаз, то совсем не удивительно, что многие алмазы имеют трещинки-включения, дефекты, воздушные пузырьки и частички чужеродных минеральных пород, как на поверхности, так и внутри камня. Оценка чистоты производится при 10-кратном увеличении лупы, при этом учитывается размер, количество, расположение и цвет внутренних характеристик, а также в ряде случаев и поверхностные дефекты, которые нельзя удалить путем переполировке без значительной потери веса камня. При прочих равных условиях бриллианты без внутренних характеристик считаются более ценными. В системе оценки GIA различают 11 групп чистоты: начиная от «Внутренне безупречного» - бриллианта, не имеющего абсолютно никаких дефектов и включений даже при 10-кратном увеличении и заканчивая «Несовершенным» - бриллиантом, у которого присутствуют серьезные дефекты и включения, видимые даже невооруженным взглядом.

F и IF (Flawless и Internally Flawless) - Чистые и Внутренне Чистые. У таких бриллиантов нет внутренних включений либо их невозможно обнаружить при10-кратном увеличении. Очень редкие.

VVS1 и VVS2 (Very Very Small Inclusions) - Едва-едва заметные включения. Очень трудно обнаружить при 10-кратном увеличении.

VS1 и VS2 (Very Small Inclusions) - Едва заметные включения. Мельчайшие включения незаметны невооруженным глазом и с трудом обнаруживаются при 10-кратном увеличении.

SI1 и SI2 (Small Inclusions) - Маленькие включения. Мельчайшие включения, которые можно обнаружить при 10-кратном увеличении и в некоторых случаях (SI2) включения видны невооруженным взглядом.

I1 и I2 и I3 (Imperfect) - Заметные Включения. Включения видны, как при 10-кратном увеличении, так и невооруженным глазом.

Color - цвет камня.

Говоря о цвете бриллианта, ювелиры обычно имеют в виду наличие или отсутствие цвета в «белом» бриллианте. Цвет напрямую зависит от химического состава бриллианта и с течением временем не меняется.

Из-за того, что бриллиант лишен цвета, подобно прозрачному стеклу он пропускает через себя больше света, чем цветной камень, бесцветные бриллианты больше искрятся и играют световыми отражениями. Вследствие особенностей процесса формирования алмазов, только единичные экземпляры являются по-настоящему бесцветными камнями. Чем бесцветнее «белый» бриллиант, тем выше его стоимость. На цветные бриллианты фантазийной окраски эти правила не распространяются. Такие бриллианты имеют яркую фантазийную окраску - голубую, розовую, красную, желтую, зеленую. Они очень редки и их стоимость в несколько раз, а то и на порядки превышает стоимость «белых» бриллиантов.

Оценивая бесцветность бриллиантов, многие ювелиры прибегают к профессиональной цветовой шкале компании GIA, которая разделена на группы, начиная с совершенно бесцветных бриллиантов и далее по мере увеличения насыщенности желтого оттенка до последней группы для бриллиантов с желтой окраской. Каждую группу обозначают буквой латинского алфавита от D - бесцветные бриллианты до Z - желтые бриллианты. По этой же шкале оценивают цвет камней с коричневым оттенком, при этом учитывается насыщенность коричневого цвета. Оценка цвета бриллианта сводится к определению группы цвета. Окраска желтых и коричневых камней с характеристикой цвета ниже Z считается фантазийной. Для бриллиантов с фантазийной окраской существуют свои группы цвета, при характеристике таких камней употребляют слово fancy (фантазийный), далее описывают цвет и его интенсивность. Для оценки цвета бриллиантов применяется набор эталонов.

Carat weight - масса камня в каратах.

Карат - единица измерения, принятая для определения веса бриллиантов. Один карат эквивалентен 0.2 грамма (200 миллиграмм). Слово «карат» происходит от названия семени цератония, с помощью которого люди в древности проверяли весы. Семечки цератония настолько малы и неотличимы друг от друга, что даже самая современная техника не способна измерить разницу в весе двух семечек, превышающую значение 0.003.


Процесс формирования алмаза происходит только в особых условиях, и обычно природные компоненты, необходимые для образования кристалла, можно найти только в горах. Что означает, что крупные алмазы находят гораздо реже, чем мелкие. По этой причине цена алмаза растет в прямой зависимости от его размера.

Российская система оценки бриллиантов.

Российская система оценки бриллиантов базируется на технических условиях (ТУ 117-4.2099-2002), действующих с апреля 2002 года.

Оценка огранки. В качестве стандарта принята круглая огранка с 57 гранями (Кр-57), существует также круглая 17-гранная огранка (Кр-17), которая используется для мелких камней. ТУ устанавливает диапазоны геометрических параметров огранки, по которым круглые бриллианты Кр-57 могут быть поделены на группы (в порядке убывания геометрических параметров, симметрии, качества полировки) «А», «Б», «В», «Г», а Кр-17 - на две группы - «А» и «Б». Бриллианты известных фантазийных форм огранки подразделяют на две группы - «А» и «Б». Бриллианты фантазийных форм огранки с нетрадиционным количеством и расположением граней относятся к группе огранки «Б».

Вес бриллианта измеряется в каратах до второго знака после запятой. Для вычисления массы камня, закрепленного в ювелирном изделии, применяют специальные расчетные формулы.

Выделяются три весовые группы бриллиантов: мелкие (массой до 0.29 карат), средние (от 0.30 до 0.99 карата) и крупные - 1 карат и выше.

Оценка цвета. Бриллианты классифицируют по группам цвета от бесцветных с постепенным увеличением насыщенности желтых, коричневых, серых оттенков. Количество групп цвета зависит от веса. Мелкие бриллианты Кр-17 классифицируют по 4 группам цвета (1 - бесцветные камни). Мелкие бриллианты Кр-57 классифицируют по 7 группам цвета (1 - бесцветные камни). Средние и крупные бриллианты классифицируют по 9 основным группам цвета (1 - бесцветные камни)(см. таблицу), при этом в 6, 8 и 9 выделяют несколько подгрупп: 6 и 6-1, от 8-1 до 8-5, от 9-1 до 9-4 (например, 8-2 - слабо окрашенные желтые, или 8-5 - желтые). Бриллианты с фантазийной окраской относятся к первой группе цвета. Хочется заметить, что бриллиантов массой 1 карат и выше с характеристиками 1/1 практически нет в продаже. Камни с такими характеристиками дороже бриллиантов с характеристиками 4/4 в несколько раз и могут оказаться не по карману даже очень состоятельным людям. В то же время внешне бриллианты 1/1 и 4/4 абсолютно не отличаются друг от друга.

Оценка чистоты. Бриллианты классифицируются по группам чистоты в зависимости от наличия внутренних характеристик (включений, трещинок, поверхностных дефектов, устранение которых приведет к существенной потере веса), их количества, расположения и цвета (учитываются характеристики, видимые в лупу 10-кратного увеличения). Количество групп чистоты зависит от веса. Так, мелкие бриллианты Кр-17 классифицируют по 6 группам чистоты, а мелкие бриллианты Кр-57 - по 9 группам. Для средних и крупных камней существует 12 групп чистоты (см. таблицу). Из таблицы следует, что бриллиант с чистотой 5 на бриллиантах весом до 0.29 карата соответствует чистоте 7 для средних и крупных камней. Т.е. с трудом видимые невооруженным глазом дефекты и цветность обнаруживаются только при характеристиках 7/7 (для средних и крупных камней). Тренированный глаз без помощи приборов замечает дефекты и цветность при характеристиках 6/6. Поэтому при покупке больших камней правильнее будет обращать внимание на цвет и размер, которые бросаются в глаза.

Итоговая оценка бриллианта записывается в следующем виде: например, Кр-57 0,35 3/4А. Это означает: бриллиант круглой огранки с 57 гранями, массой 0.35 карата, имеет 3-ю группу цвета, 4-ю группу чистоты, группу огранки - А.

Похожие статьи