Чему поучиться у старшего поколения. Молодежи есть чему поучиться у пожилых в использовании гаджетов. Они готовы потратить годы на поиски себя

Старики бывают разные: вздорные и спокойные, капризные и непривередливые, ворчуны и милейшие люди. Но есть особая категория пожилых людей, которых и стариками-то назвать язык не поворачивается. У них ясные, как у детей глаза (хоть и немного выцветшие, конечно), лучики-морщинки по всему лицу и такая любовь к жизни, что нам остаётся только удивляться. Наверняка среди ваших знакомых есть такие люди. Может быть, это даже ваши бабушки и дедушки?

Так чего же такого эти старики знают о жизни, чего не знаем мы? Что они могут посоветовать нам, чтобы наше настроение всегда было хорошим?

Такие важные мелочи

Первый совет стариков совсем прост: нужно уметь и хотеть (!) радоваться мелочам .

«Ну-у, это старо», - может сказать кто-то. Да, конечно, старо. Но вы присмотритесь повнимательнее: в чём заключаются эти мелочи для нас с вами, а в чём для наших бабушек и дедушек? Одна из моих бабушек была из тех, кто палку в землю воткнёт, а та прирастёт, зазеленеет, да ещё урожай даст. Как-то раз я застала её в парнике. Лицо её было восторженно-удивлённым.

- Посмотри , - обернулась она ко мне, - на этом кусту шестьдесят четыре помидора.

- Ничего себе, - протянула я, про себя поразившись не невиданному урожаю, а тому, что не лень бабушке было считать.

- А теперь посмотри, - она разломила один из помидоров и показала мне семена, - вот из такой крошечки на свет родилось шестьдесят четыре помидора! - в голосе её звучало восхищение. - Ну не чудо ли?

Я посмотрела на неё, на куст, потом на семена. И вдруг тоже отчётливо ощутила, что у меня на глазах произошло чудо, то самое обыкновенное чудо, которое почти никто из нас не замечает. И чудом не считает. А зря.

Никогда не поздно

Не бойтесь браться за то, до чего у вас ещё не дошли руки, даже если вам послезавтра сто лет , - словно бы говорят нам старики своими поступками.

Мой дедушка ушёл на фронт со школьной скамьи. Родился он на Алтае, обучение в школе оставляло желать лучшего и после войны, решив поступить в техникум, горе-абитуриент в заявлении умудрился сделать 11 ошибок и ни в какой техникум, конечно, не пошёл. Так и оставался всю жизнь гениальным самоучкой, которым дорожили на оборонном заводе.

Но зато, когда ему было уже за восемьдесят он на даче, сидя на крыльце, читал «Анну Каренину». Увидев мои полезшие на лоб глаза, дедушка сказал:

- Что ж мне, диким помирать? Как же я на тот свет без «Анны Карениной»?

«Анну Каренину» сменили толстенные тома «Войны и мира», потом дошли руки до «Преступления и наказания», после… В общем, дедушка по собственному желанию с огромным удовольствием прочёл всё то, что читают студенты-филологи (частенько безо всякого удовольствия и исключительно по необходимости).

Ещё одна моя знакомая впервые встала на лыжи, выйдя на пенсию. У неё тяжело болел муж, и она во что бы то ни стало хотела спасти его. Сначала он сопротивлялся и отказывался позориться «на старости лет». Но кто ж устоит против любящей женщины, даже если она уже немолода? Вот и он не устоял. Взгромоздился на лыжи и поехал. Поначалу ругался, конечно. Но ничего, привык. Так и убежал от болезни на лыжах.

С открытым забралом

- У меня были старшие брат и сестра. - Рассказывает восьмидесятилетняя Галина Николаевна. - Оба они умерли совсем молодыми. И родители мои тоже. И я сделала из этого выводы.

- Какие?

- Никогда не прятать голову в песок и не надеяться, что рассосётся. Беду нужно встречать с открытым забралом. Заболел - лечись. Нужна операция - делай. Ты не имеешь права сдавать свою жизнь или жизнь любимых людей без боя. Она, жизнь, тебе не для этого дана .

Я смотрю в её решительное лицо. В голубых глазах прячется смешинка. Я знаю, что отменное здоровье никогда не было её сильной стороной. Несколько сложных операций, долгая лекарственная терапия. Год назад она решилась и снова легла под нож. Не красоты ради, а для того, чтобы жить. Огромный шов от ключиц убегает вниз. Хирурги починили забарахлившее сердце. И в этом году Галина Николаевна по-прежнему ходит на реку купаться с весны и чуть ли не до первых заморозков, собирает грибы и содержит в идеальном порядке их дачный участок. Когда она идёт по улице в яркой кофточке, кокетливой панамке и с абсолютно прямой спиной, никто не назовёт её старухой.

Никаких оправданий

Как-то раз к другой моей бабушке пришла подруга. Долго жаловалась на жизнь, чуть ли не плакала и, в конце концов, попросила накапать сердечных капель.

- Вот ещё, - хмыкнула бабушка, которая к тому времени была инвалидом второй группы из-за перенесённого обширного инфаркта («вот такой рубец», - это про неё).

- Ты что, моей смерти хочешь? - возмутилась подруга и на глазах ожила.

- Это ты своей смерти хочешь. Ты что это разнылась?

- Я же тебе битый час жалуюсь… - оторопела та.

- А ты не жалуйся. У каждого, абсолютно у каждого есть причины для того, чтобы ныть.

- Да ладно, у каждого?

- Абсолютно , - твёрдо повторила бабушка. - Только кто-то позволяет себе распуститься, а кто-то не сдаётся. И тому, кто сдался, нет никаких оправданий . Хочешь жить - живи! А не хочешь… - тут бабушка пожала плечами. - Личное дело каждого. Я сегодня за билетами в театр хочу поехать. Ты как? Со мной? Или…

- С тобой! С тобой! - вскочила подруга.

Они быстро собрались и ушли. А я долго смотрела в окно, как они спешили через двор. «Хочешь быть счастливым - будь им», - ещё в 1854 году написал Козьма Прутков. С тех пор ничего не изменилось. И наши бабушки и дедушки знают об этом лучше других. Может быть, и нам пора взять с них пример?

/ / / Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?

Отцы и дети часто оказываются по разные стороны баррикад из-за разногласий по тому или иному поводу. К сожалению, они нечасто задумываются о том, что могут многому научиться друг у друга. Да-да, и «безнадежно отставшие» отцы, и неисправимые максималисты-дети могут стать примером или советчиком.

Так чему же разные поколения могут научить друг друга? На стороне отцов опыт и житейская мудрость. Они редко рубят с плеча, ведь уже научились жить по закону: «семь раз отмерь, один раз отрежь». Этого часто не хватает детям. Молодые люди, как правило, совершают поступки, а уже потом думают о последствиях. Иногда те самые последствия застают их врасплох, ставят в тупиковое положение. Если бы молодежь научилась трезво оценивать действительность, то избежала бы многих проблем. Также у отцов следует поучиться жить спокойно, ценить каждый момент, ведь жизнь у нас одна.

Старшему поколению стоит поучиться у младших решительности. Рассудительным отцам ее иногда не хватает. Также молодежь может научить быть более гибким во мнениях традициях, подстраивать их под те или иные условия. Я считаю, что в наше время это очень важно. Молодежь более открыта переменам, старшим этого зачастую не хватает. Также отцам нужно бы взять от молодого поколения немного непосредственности.

Сказанное можно дополнить аргументами из литературы. Николаю Болконскому из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» стоило бы поучиться у своих детей быть мягче. Если бы он повнимательнее присмотрелся к княжне Марье, может быть, начал бы уступать другим, когда это действительно нужно. В то же время Марья могла бы научиться у отца отстаивать свое мнение. Андрей Болконский после Аустерлица мог бы многим открыть глаза на истинный смысл жизни, поучиться у него стоило бы даже старшим.

Герои произведения Л.Н. Толстого доказывают, что отцы и дети могли бы многого научиться друг у друга, если бы умели признавать свои недостатки и замечать достоинства других.

Вика Люберецкая из романа Б. Васильева «Завтра будет война» была очень похожа на отца характером. Как и он, девочка не отказывалась от своих взглядов даже под давлением Валендры. Героиня была хорошим другом, хоть пускала в свою душу далеко не всех. В конце романа проявляется еще одно положительное качество героини – она не умеет предавать близких. То что, она совершила самоубийство, одобрить, конечно, трудно, но такой верности стоило бы поучиться многим взрослым.

Этот пример, как и предыдущий, показывает, что отцы и дети должны отмечать для себя лучшие качества друг друга и воспитывать их в себе.

Раздумья над поставленным вопросом можно завершить следующим выводом: если дети будут наблюдать за отцами, а отцы за детьми, они смогут воспитать в себе лучшие качества и избежать множества проблем.

Об этом “НГ” спросила у своих респондентов накануне Дня пожилых людей, который отмечается сегодня

Светлана БОРТКЕВИЧ, главный врач 11-й городской клинической стоматологической поликлиники:
- Меня удивляет и восхищает трудолюбие старшего поколения. Когда старики выходят на пенсию, они все равно продолжают трудиться. Помогают детям воспитывать внуков, вести домашнее хозяйство, выращивают на даче овощи и фрукты, что только приумножает их жизненные силы. Наши бабушки и дедушки всегда при деле, чего, увы, не скажешь о многих молодых людях. Нередко дети готовы платить большие деньги только за то, чтобы не ухаживать за своими стариками. Не поэтому ли пожилые люди при живых обеспеченных родственниках довольно часто оказываются в домах престарелых? Прекрасно, что о них заботится государство. Но почему нашим бабушкам и дедушкам в голову даже не приходило отправить своих немощных родителей в социальный приют, а мы это считаем едва ли не нормой? Что с нами происходит, люди?

Татьяна СИНЬКЕВИЧ, заведующая отделением дневного пребывания инвалидов территориального центра социального обслуживания населения Ленинского района Бобруйска:
- Умению радоваться жизни. К нам в центр приходит много пожилых людей для участия в различных клубах: занимаются физкультурой, выезжают в туристические поездки, поют, танцуют. В последнее время я вижу у пожилых большую тягу к освоению компьютера. Он необходим им для общения с детьми и родственниками, которые живут далеко. Некоторым бабушкам и дедушкам за семьдесят, а они не теряют оптимизма. К примеру, председатель одного из наших клубов по интересам, воспитывающая дочь-инвалида, несмотря на тяжелые испытания, очень энергичная и элегантная женщина. Она всех заряжает своей энергией. Такому активному интересу к жизни и стремлению к общению, жизнерадостности и оптимизму можно и хочется учиться.

Дмитрий САЙКОВ, психотерапевт, шоумен, певец:
- Современной молодежи чуждо понятие традиций, “белорускости”, любви к родному - того, что свойственно старшему поколению. Мы можем научиться всему этому у старших. Главное - не бояться принимать советы со стороны и не пренебрегать ими. Сам не могу сказать, что молод. Оглядываюсь назад и понимаю, что прислушивался бы я к словам старшего поколения - избежал бы многих ошибок в жизни. Старшие люди обладают тем, чего у многих пока нет в силу возраста, - мудрости, того, что и складывается из жизненного опыта. Мы должны ценить это.

Евгений СВИДЕРСКИЙ, протоиерей:
- Если говорить о божественных заповедях, заповедь о любви к родителям должна пониматься вообще по отношению к старшим людям. Мы должны почитать старших и не пренебрегать их советом, понимать, что опыт жизни не купишь ни за какие деньги. Жизнь прожить - не поле перейти. Эта народная мудрость говорит о том, что тот, кто пренебрегает опытом старших, лишает себя возможности и понять жизнь, и уважать самого себя. Ни одно растение, дерево не может существовать без корня. Так же и человек. Он не может даровать сам себе жизнь. Уже одного этого достаточно для того, чтобы уважать старших, дарить им свою заботу и прислушиваться к их мудрым словам.

Екатерина ЧИГИРОВА, учитель начальных классов Докторовичской средней школы, Копыльский район:
- Мне кажется, отзывчивости и взаимопомощи. Это те моральные качества, которые, как ни странно, помогают находить баланс между материальным и духовным. Люди старшего поколения, например, моя свекровь, в любой ситуации приходят друг другу на помощь, не оставят в беде. У нынешнего молодого поколения между друзьями и соседями такие отношения практически угасли. Кроме того, пожилые люди умеют расставлять приоритеты, сдерживать свои желания, предвидеть будущее, грамотно распоряжаться доходами, а это также повышает материальное благосостояние. К примеру, мать моего супруга - пенсионерка, и у нее четверо детей. Получая пенсию, она умудряется материально помочь каждому своему ребенку. При этом счастье, как она говорит, не в деньгах, главное - уважать друг друга.

Анна-Роза ЛОЛИННИ, бывший учитель, ныне пенсионерка из Шклова:
- Мой папа - итальянец, а мама - белоруска. Такая “смесь”, естественно, сказалась на моем характере. Когда я была моложе, то отличалась горячим нравом и принципиальностью. Спорщицей была непревзойденной. И мама всегда говорила мне: “Научись прощать, будь доброй, и все к тебе вернется сторицей”. Но разве молодость слышала эти мудрые слова? У стариков следует учиться терпению, душевности, доброте, готовности прийти на помощь в любую минуту. На мой взгляд, когда человек стареет, на жизнь он смотрит совсем другими глазами. А главное - у него есть время пересмотреть многие жизненные ценности, отбросить всю шелуху и сконцентрироваться на главном, что не всегда могут сделать молодые люди.

Заслуженный отдых (конечно, пожилой человек может продолжать трудовую деятельность, если он этого хочет и ему позволяет здоровье);

Возрастные особенности (болезни, склонность к забывчивости, определенные черты характера, изменения во внешности);

Особые нужды (пожилые люди нуждаются в особом уходе, внимании, понимании и уважении).

Что же касается проблем молодежи, то молодые люди говорили о следующем. В настоящее время из-за значительных сокращений материальной базы не каждый молодой человек имеет возможность проведения культурного досуга, получения образования, реализации в жизни. Поэтому многие получают "образование" на улице. Не имея возможности устроиться на работу, так как сейчас не только пенсионеры, но и молодые специалисты без опыта работы сталкиваются с проблемой трудоустройства, молодые люди вынуждены расширять поле самореализации и могут быть вовлечены в сомнительные предприятия, различные криминальные группировки. Многие сейчас вынуждены торговать на базаре, потому что не видят других перспектив.

На вопрос: чему старшее поколение может научиться у младшего? , пожилые люди ответили, что сейчас идет научно-технический прогресс, появляется множество нововведений, например, компьютер, поэтому освоению различного рода инноваций молодежь и должна учить пожилых людей.

Молодые же, в свою очередь, хотели бы научиться у старшего поколения хозяйственным делам, таким как рукоделие, кулинария и другим. Также они хотели бы научиться быть более чувствительными, так как люди сегодня стали довольно "черствыми", взаимоуважению. Молодые люди придерживались и такого мнения, что пожилые должны учить их строить отношения в семье, то есть культуре семьи, потому что сегодня сильно увеличилось число разводов, неполных семей, все меньше становится многопоколенных семей, бабушки и дедушки практически не принимают участия в воспитании внуков, а родители в силу своей занятости зарабатыванием денег мало уделяют времени своим детям. Поэтому все чаще встречаются беспризорные дети.

В целом, на данном мероприятии молодое поколение и старшее смогли достичь взаимопонимания и признали, что им было интересно общаться друг с другом, услышать мнение противоположного поколения о себе, и теперь им есть над чем задуматься, а также оба поколения пожелали, чтобы таких мероприятий проводилось больше.

В результате проведения данной программы молодые люди узнали многое о жизни пожилых людей и их возрастных особенностях, узнали о том, какая им необходима помощь и кто ее должен осуществлять, задумались о старении, о будущем. Также студенты попытались разобраться, почему мы воспринимаем пожилых людей через призму негативных стереотипов. Эта программа помогла понять, что старость не всегда связана с болезнью, бедностью и одиночеством, что важно не то, как ты выглядишь, а то, как ты себя чувствуешь. Значимым является то, что студенты считают необходимым укрепление семейных связей, тесное общение со старшим поколением, так как у него многому можно научиться, а также согласны с тем, что пожилым людям обязательна нужна помощь со стороны детей и внуков.

Важным выводом нашего исследования является то, что стереотипное восприятие пожилых людей и старости подвергается коррекции. Этому способствует любой способ подачи точной информации о разнообразном мире пожилых людей, об их особенностях, о возрастных этапах человеческой жизни, а также личный контакт с представителями старшего поколения.

Подведем итоги данного параграфа.

Развивающиеся в современном обществе межпоколенные практики предлагают механизм, с помощью которого люди различных поколений целеустремленно сотрудничают для того, чтобы поддерживать и оберегать друг друга. Межпоколенные практики позволяют удовлетворить потребности в контактах между поколениями, разрушая барьеры, которые современное общество установило между возрастными группами. Для успешного развития нашего общества необходимо объединить опыт, знания и мудрость пожилых людей с жизнерадостностью, активностью и оптимизмом молодых, необходимо взаимодействие, взаимопомощь поколений.

Использование ресурсов социальной политики, средств массовой информации и социального окружения необходимо для формирования позитивного отношения к пожилым людям. Устранение дискриминации по возрастному признаку, сокращение социальных дистанций между поколениями должно стать приоритетными направлениями социальной политики и социальной структуры российского государства.

Заключение.

Проблема поколений относится к числу вечных, и проблема эта не биологическая (на таком уровне она существует и у животных) и даже не демографическая, а социокультурная или культурно-историческая. В этом смысле сам термин поколение неопределен. Он передает прежде всего сопричастность людей к тем или иным общественным событиям (процессам), существенно влияющим на жизнь общества, и связанную с этим общность целей, социально-психологических установок, ценностных ориентаций, характеризующих специфику их менталитета. Речь идет об изменениях способов и типов преемственности, культурно-исторический смысл которых высвечивается отношением к традиции.

В условиях резких социальных переломов, разумеется четче обнаруживается конфликт поколений, поскольку возрастные особенности сказываются на способности адаптироваться к изменениям, так что социокультурные характеристики как бы переплетаются с демографическими. Но это не означает их отождествление.

Такое отождествление чревато нигилизмом, то есть подменой изменения типов и способов преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры (пример тому - возникновение "контркультуры" на базе молодежных движений 60-70-х годов), потому что культура может развиваться опираясь только на традиции.

Поколение - категория временная. Смена поколений - это тот поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Но конкретный характер взаимосвязи зависит от исторических условий. Поэтому исторический подход к проблеме чрезвычайно важен. Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определенный тип взаимосвязи поколений и определенные механизмы передачи культуры во времени.

В традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, проблема личности там не стоит как самостоятельная, способы взаимосвязи поколений, передачи опыта определены и неизменяемы. Иная картина в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новом поколением проблемы и задачи самоутверждения, выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Не остаются неизменными и сами механизмы трансляции опыта, соответственно формируется "образ" каждого поколения.

Поскольку поколение - категория временная, неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему и будущему. Для России это проблема особой остроты. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду "связи времен", чувства сопричастности к истории своей страны, своей родины.

В средствах массовой информации пожилых людей обычно изображают как отсталых в плане технологий. Наверняка вы и сами видели фото с закрытой пальцем частью объектива, которое сделала бабушка. Или слышали истории о «случайном» заражении компьютера вирусами. Но австралийские ученые доказали, что все это лишь стереотипы. А молодежи есть чему поучиться у старшего поколения в плане использования гаджетов.

Социальные сети

Да-да, пожилые люди тоже ими пользуются. В социальных сетях зарегистрировано 67 % австралийцев старше 65 лет! Четверть из них проверяет свою учетную запись каждый день. И хотя эти цифры гораздо ниже в сравнении со всем остальным населением (из 88 % пользователей каждый день в соцсети заходит 62 %), факт остается фактом - пожилые люди тоже не так далеки от прогресса, как это может показаться на первый взгляд. Более того, в некоторых аспектах нам нужно начать брать с них пример.

Пожилые австралийцы очень редко заходят в социальные сети во время поездок на работу, обеденный перерыв или перед сном. Они никогда не пользуются смартфонами в ванне или туалете (именно так делает 40 % людей в возрасте от 18 до 29 лет).

Для пожилых не характерна мультизадачность. Лишь 25 % из них могут использовать социальные сети во время просмотра телевизора. Все остальные разделяют эти дела.

Развитие здоровых привычек

Исследования показали, что синий свет на экранах наших смартфонов способен подавлять выработку химических веществ мозга, отвечающих за появление сонливости. Отказ от использования мобильных телефонов в вечернее время улучшит сон.

Пожилые австралийцы не загружают в социальные сети большое количество контента, не гоняются за лайками, следят за небольшим количеством знаменитостей, не подписываются на огромное количество групп. Благодаря этому у них отсутствует желание постоянно заходить в социальные сети, они совершенно не беспокоятся, когда им не удается это сделать (например, если внезапно пропадет интернет). У более молодых людей это больше похоже на зависимость, а страх пропустить что-то важное находится на очень высоком уровне.

Различия в использовании новых технологий

Пожилые люди не стремятся успеть за развитием технологий. Они умеют находить альтернативные варианты, которые будут им понятны. Такие люди используют современные технологические новинки для достижения более узкого диапазона целей. К примеру, только 36 % пожилых австралийцев заходят в социальные сети со своего смартфона. И это в сравнении со средним показателем, который составляет 74 %. Кроме этого, 65-летние люди очень редко используют телефоны для прослушивания музыки, просмотра видео или онлайн-развлечений, отдавая предпочтение более традиционным приспособлениям.

В погоне за друзьями

Кто находится в списке ваших друзей в социальных сетях? Знакомые, родственники, бывшие сотрудники, однокурсники, одноклассники… С некоторыми из них вы уже давно не общаетесь, но все равно не можете удалить из друзей. У поколения постарше все совершенно по-другому. Он добавляют только тех людей, с которыми действительно общаются. Согласно статистике среднее количество друзей на Facebook у молодых австралийцев - 239. У людей старше 65 лет их 68.

Обучение в две стороны

Как видим, в плане современных технологий не только молодое поколение может научить чему-то новому пожилых людей. Мы тоже можем начать брать с них пример. К примеру, отдать предпочтение реальной, а не виртуальной жизни, проводить меньше времени в социальных сетях и прекратить наконец ходить в туалет с гаджетами.

А как часто вы заходите полистать ленту в "Инстаграме" или почитать новости на различных сайтах? Считаете себя зависимыми от смартфона или используете его только для звонков?

Похожие статьи