Основатели когнитивной. История зарождения и развития когнитивной психологии. Для избавления от тревоги

Когнитивная психология охватывает весь спектр познавательных процессов человека: внимание, сознание, поведение, образ мыслей и многие другие. Основной упор делается на изучение того, как люди приобретают, анализируют, хранят информацию и, самое главное, используют полученные знания. Данное направление - фундамент, на который опираются все общественные науки, так как именно когнитивная психология учит тому, как изменить поведение человека с помощью его познания, избавить от страхов и тревог, а также направить мысли в позитивное русло.

    Показать всё

    Что такое когнитивная психология?

    Когнитивная психология - это раздел психологии, который занимается исследованием познавательных процессов, происходящих в сознании человека. На современном этапе к когнитивным, или познавательным процессам относят память, внимание, восприятие, распознавание образов, речь, воображение - все то, что связано с приобретением, структурированием и использованием знаний.

    Изначально наука зародилась как своеобразный протест бихевиоризму, поскольку последний не включал в предмет изучения некоторые психические функции, например, внимание или использование языка для разговора.

    Основоположниками данного направления считаются У. Нейсер, Дж. Келли, Дж. Роттер, А. Бандура. В своих исследованиях они выделяли основной проблемой организацию знаний в памяти субъекта и утверждали, что все мыслительные процессы "определяются понятийными схемами так же, как и устройство организма генотипом".

    Главная цель - понимание того, как можно разложить процессы на простые этапы.

    Основные идеи когнитивизма и научные теории

    Основные идеи данного направления включают в себя:

    • познавательные процессы, являющиеся фундаментом когнитивной психологии; к ним относится и эмоциональная сфера развития личности и интеллект, причем особенный упор делается на изучение искусственного интеллекта;
    • проведение параллели между познавательными процессами человеческого мозга и современного компьютера; утверждается, что электронное устройство работает с информацией, анализирует, хранит и использует ее практически аналогично человеку;
    • теорию поэтапной обработки информации: все полученные знания последовательно проходят несколько стадий анализа, часть из них - неосознанно;
    • вычисление предела емкости человеческой психики: этот предел есть, но от чего он зависит и каков у разных людей, ученые пока не знают; важно определить механизмы, которые позволят наиболее эффективно обрабатывать и хранить все знания;
    • кодировку обработанных данных: есть теория о том, что любая информация получает код и хранится в определенной ячейке человеческой памяти;
    • хронометрические данные: считается важным время, затраченное на поиски решения поставленной задачи.

    Теория структурного баланса Фрица Хайдера

    Люди склоняются к упорядоченному взгляду на мир, строят так называемую "наивную психологию", которая стремится к внутреннему балансу воспринимаемых объектов. Дисбаланс же вызывает напряжение, направленное на восстановление баланса - характеристики восприятия человеком отношений между объектами. Упрощенная схема этой теории: воспринимающий субъект - другой воспринимающий субъект - объект, воспринимаемый двумя субъектами. Главная задача - выявить отношения между элементами, которые являются устойчивыми или, наоборот, вызывают дискомфорт.

    Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома

    Ньюком расширяет положения Хайдера на интерперсональную систему отношений. То есть, когда два человека позитивно относятся друг к другу и строят какие-либо отношения к третьему (человеку или объекту), у них возникают сходные ориентации относительного этого третьего.

    Сбалансированное состояние будет наблюдаться только в следующих случаях:

    • все три отношения позитивны;
    • одно позитивно, а два - негативны.

    Если же два отношения позитивные, а одно негативно - возникает дисбаланс.

    Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера

    Как и другие представители, Фестингер развивает теорию о внутреннем балансе, считая, что внутреннюю согласованность человек воспринимает как желаемое состояние. Опять же, возникновение противоречий в знаниях или в действиях приводит к когнитивному диссонансу, воспринимаемому как дискомфортное состояние. Диссонанс "призывает" к изменению поведения для достижения внутреннего баланса.

    Когнитивный диссонанс может возникнуть:

    • из логической непоследовательности;
    • из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам;
    • из несоответствия данного элемента широкой системе взглядов;
    • их несоответствия элемента прошлому опыту.

    В этой же теории предлагается несколько вариантов выхода из диссонанса:

    • изменение поведенческих компонентов когнитивной структуры;
    • изменение когнитивных элементов, относящихся к среде;
    • расширение когнитивной структуры так, чтобы в нее вошли ранее отсутствовавшие элементы.

    Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума

    Соответственно, восстановление баланса может быть достигнуто изменением знака отношения субъекта к остальным элементам триады или интенсивности и знака отношений одновременно.

    Базовые аспекты и методы когнитивной психологии

    Главное, на что направлено данное научное течение - объяснить поведение человека, опираясь на познавательные процессы индивида. Исследование основ восприятия, процессов памяти, способов построения когнитивной картины мира - все это возможно благодаря применению лабораторного эксперимента. Основной для ученых являются:

    • ментальные образования в качестве источника данных;
    • факт, что познание определяет поведение;
    • принятие поведения как целостного феномена.

    Приоритетным и определяющим является тот факт, что когнитивная структура человека не должна находиться в дисгармоничном состоянии. И если такое имеет место быть, то человек стремится направить максимальные усилия на изменение этого состояния вплоть до достижения полной гармонии и баланса.

    Основы когнитивной психотерапии

    Когнитивно-бихевиоральная психотерапия исследует восприятие индивидом обстоятельств и форму его мышления, а также способствует выработке более реалистичного воззрения на происходящее. Вследствие формирования адекватного восприятия вновь случившихся событий возникает соответствующее поведение. Чаще всего когнитивная психотерапия работает в обстоятельствах, требующих новых форм поведения и мышления, направлена на поиск решений в проблемных ситуациях.

    Психологи используют разные методы психотерапии. К ним относятся:

    • борьба с негативными мыслями;
    • альтернативные пути восприятия проблемы;
    • повторное переживание ситуаций, произошедших в детстве;
    • включение воображения.

    Практическим путем было выяснено, что когнитивная трансформация напрямую зависит от степени эмоционального опыта индивида.

    По большей части, терапия противодействует стремлению личности негативно трактовать события или самого себя. Но направлена на работу с тем, что пациент "сообщает сам себе". То есть, одна из основ - это распознавание пациентом собственных мыслей, в ходе чего удается их изменить, предотвратив, тем самым, возможные неблагоприятные последствия.

    Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) основана на этом же методе. Она направлен на коррекцию неосознанных, автоматически возникающих умозаключений пациента. В ходе работы он самостоятельно и с доктором выясняют обстоятельства, при которых возникают "автоматические мысли" и определяют, как они влияют на поведение. Психотерапевт составляет индивидуальную программу, которая включает задания, требующие выполнения в местах или обстоятельствах, вызывающих тревогу у человека. Именно такие задачи позволяют сформировать новые навыки и поведение. В ходе занятий пациент перестает быть категоричным, он по-другому смотрит на обыденные ситуации. Изменяется и эмоциональный статус.

    Когнитивно-поведенческие упражнения, применяемые в терапии

    Для коррекции автоматических, подчас негативных умозаключений личности психотерапевты используют определенный набор упражнений. Для каждого пациента требуется индивидуальный подход, и комплекс может изменяться непосредственно во время лечения.

    Для избавления от тревоги

    При возникновении подобного чувства, нужно задать себе несколько вопросов:

    1. 1. Не порчу ли я свое настоящее, постоянно концентрируясь на будущем?
    2. 2. Почему возникает тревога: из-за того, что я преувеличиваю проблему или от того, что отсрочиваю принятие решения?
    3. 3. Могу ли я сделать что-то прямо сейчас, чтобы перестать тревожиться?

    Иногда стоит пытаться пережить тревогу "здесь и сейчас", несмотря на то, что это не так просто. Но нужно обязательно обращать внимание на окружающий и внутренний мир, описывать собственные эмоции и ощущения, полностью сосредоточиться на себе и своем теле.

    Для преодоления страха

    Существует несколько техник для постепенного избавления от чувства страха, причиной которого чаще всего служат иррациональные представления:

    • смеяться над своей паникой и страхом;
    • рассказать кому-нибудь о постыдных чувствах и показать свое расстройство от эмоциональных нарушений;
    • выявить личные иррациональные представления о должном, которые являются первопричиной страха ("я не должен...");
    • заменить необоснованные представления о должном на рациональные;
    • постоянно наблюдать за собой, признать, что страх возникает из-за мелочей.

    Для повышения творческой активности

    Если проблема сложная - стоит привлекать модель так называемого "мозгового штурма". При этом все идеи должны последовательно пройти три стадии:

    1. 1. Генерация идей. Быстро записывать абсолютно все, что приходит в голову относительно проблемы, не боясь отрицания, неудачи, неподходящей идеи.
    2. 2. Критически проанализировать все написанные идеи, оценить по пятибалльной шкале.
    3. 3. Отобрать оптимальный вариант, при необходимости можно скомбинировать несколько идей в одну.

    Упражнение "взмах" для стрессовой ситуации

    Требуется представить два слайда. На одном изображена проблема в мрачном цвете, а на втором - желаемая ситуация в виде крупной картины, написанной яркими цветными красками, которая вызывает приятные эмоции. При появлении в сознании визуально-негативного образа одним взмахом нужно менять его на желаемый.

    Повторять это упражнение надо регулярно для того, чтобы закрепить положительный результат по вытеснению проблемного негативного образа.

    Экстренная психологическая самопомощь

    Реализуется путем мысленного диалога с зеркалом. Последовательность действий:

    1. 1. Принять удобную позу и закрыть глаза.
    2. 2. Представить себя как бы со стороны, как отражение в зеркале (переживаемые в этот момент эмоции часто отражаются и на мысленном образе самого себя: поза, выражение лица).
    3. 3. Перенести все внимание на телесные ощущения, выделить проявления физического дискомфорта, которые связаны с эмоциональным.
    4. 4. Мысленно обращаться к собеседнику в зеркале, произносить те слова, которые хотели бы услышать в реальной жизни - похвала, комплимент, одобрение - они могли бы утешить, приободрить. Эти слова должны быть наполнены теми же эмоциями, которыми они сопровождаются в реальной жизни.
    5. 5. Вновь переключить внимание на телесные ощущения, связанные с эмоциями.

    Если образ "в зеркале" отреагировал на мысленный диалог, то проявления отрицательных эмоций должны стихать.

    Можно повторять упражнение до тех пор, пока не исчезнут все проявления эмоционального дискомфорта.

Под понятием когнитивная психология подразумевается раздел психологии, занимающийся исследованием познавательных процессов, происходящих в сознании человека. Эта наука родилась как своеобразный протест бихевиоризму, полностью исключавшему из области исследований такие психические функции, как, например, внимание.

Возникнув в пику одному психологическому течению, сегодня когнитивная психология развилась в мощную науку, включающую в себя когнитивную лингвистику, нейропсихологию и множество других разделов, даже когнитивную этологию, занимающуюся изучением интеллекта животных.

Теория когнитивной психологии

Суть когнитивной психологии заключается в рассмотрении человека как ученого, строящего гипотезы и схемы, а затем проверяющего их оправданность на практике. Человек выступает как своеобразный компьютер, воспринимающий внешние сигналы в виде света, звука, температуры и других раздражителей через рецепторы, а затем перерабатывающий эту информацию, анализирующий ее и создающий на этой основе шаблоны, позволяющие решать те или иные проблемы и задачи. В основе когнитивной психологии лежит исследование памяти, внимания, ощущений, сознания, воображения и других мыслительных процессов. Все они делятся на познавательные и исполнительные, причем каждый из них состоит из множества структурных составляющих (блоков).

Особое значение в этой науке уделяется такой практической сфере, как когнитивно-поведенческая психотерапия . Основополагающим понятием данной ветви когнитивной психологии является так называемый конструкт . Он включает в себя особенности речи, мышления, памяти и восприятия и представляет мерило, классификатор восприятия человеком самого себя и других людей. Из конструктов складывается система. Если этот шаблон оказывается неэффективным, то человек со здоровой психикой трансформирует его, либо отказывается от него полностью, ища среди готовых или создавая взамен новый.

Кому может помочь когнитивная психология?

Психотерапевты-когнитивисты исходят из предположения, что причиной всех расстройств психики (депрессий, фобий и т.д.) являются неправильные, то есть дисфункциональные конструкты (установки, мнения). Таком образом, основным методом когнитивной психологии в этом плане становится замена В процессе лечения неработающих схем путем создания новых. Делается это под контролем и с помощью психотерапевта, однако врач только инициализирует (стимулирует) процесс, а затем корректируется его течение. Как и во многих других сферах психологии и психиатрии, очень многое здесь зависит от самого пациента.

Благодаря когнитивной терапии решаются следующие задачи: лечение психических расстройств или уменьшение их проявлений; сокращение риска возникновения рецидива; усиление эффективности медикаментозной терапии; устранение психосоциальных причин или следствий расстройства; коррекция ошибочных конструктов.

Последнее обновление: 12/12/2018

Когнитивную психологию считают относительно молодой , но, тем не менее, она быстро превращается в одну из самых популярных.

Такие темы, как стили учения, внимание, память, забывание и усвоение языка - лишь некоторые из областей практического применения для этой науки. Но что же такое когнитивная психология? Чем занимаются когнитивные психологи?
Когнитивная психология - это отрасль психологии, предметом которой являются психические процессы, в том числе процессы мышления, восприятия, запоминания и учения. Эта отрасль психологии напрямую связана и с другими дисциплинами, включая неврологию, философию и лингвистику.

Основное внимание когнитивной психологии уделяется тому, как люди приобретают, обрабатывают и хранят информацию. Исследования в области когнитивной психологии находят широкое применение - например, в качестве рекомендаций для улучшения памяти, повышения точности принятия решений или в виде требований к структуре учебных программ (для повышения качества обучения в целом).

Вплоть до 1950-х годов доминирующим направлением в психологии был бихевиоризм. С 1950 по 1970 внимание психологов начало перемещаться с поведенческой психологии к изучению таких тем, как внимание, память и решение проблем. Часто этот процесс упоминается как когнитивная революция, поскольку в этот период появилось значительное количество исследований на темы моделей обработки, познавательных методов, а также впервые был использован термин «когнитивная психология».

Это произошло в 1967 году; новую отрасль так назвал в своей книге американский психолог Ульрик Нейсер. По мнению Нейсера, под познанием следует понимать «все процессы, посредством которых сенсорная информация трансформируется, сокращается, перерабатывается, хранится, извлекается и используется.

Оно связано с этими процессами, даже если они работают в отсутствие соответствующего стимула - в виде образов и галлюцинаций… Учитывая такое радикальное определение, можно сделать вывод, что познание участвует во всём, что в принципе может делать человеческое существо, а также что любой психологический феномен есть феномен когнитивный ».

Большой вклад в развитие когнитивной психологии как науки внесли Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, Вольфганг Келер, Джеймс МакКлелланд, Жан Пиаже, Дэвид Румельхарт, Эдвард Б. Титченер, Эдвард Толмен, Густав Фехнер, Ноам Хомский и Герман Эббингауз.

Что отличает когнитивную психологию?

В отличие от приверженцев бихевиоризма, привыкших сосредотачиваться только на наблюдаемом поведении, когнитивные психологи имеют дело с внутренними психическими состояниями человека.

В отличие от психоанализа, который в значительной мере основывается на субъективных ощущениях человека, в когнитивной психологии научные методы исследования используются для изучения его психических процессов.

Кому нужна когнитивная психология?

К основным темам, представляющим интерес для специалистов в области когнитивной психологии, относят вопросы:

  • восприятия;
  • языка;
  • внимания;
  • памяти;
  • решения проблем;
  • принятия решений и формирования суждений;
  • интеллекта и т.д.

Поскольку когнитивная психология затрагивает ряд других дисциплин, эта отрасль психологии часто необходима людям, специализирующимся и в других областях.

Основные положения когнитивной психологии.

Предпосылки возникновения когнитивной психологии.

Лекция 29. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Вопросы лекции:

Предпосылки возникновения когнитивной психологии. Начиная с конца 40-х гг. в западной психологии, прежде всего, в американской, намечается возрастание интереса к проблематике сознания. Это выражается в изменении характера публикаций, в росте числа исследовательских работ по данному направлению и связанном с этим росте концепций; а также в популярности данной тематики среди студентов психологических факультетов.

Одновременно внутри психологической науки складываются предпосылки возникновения нового направления, ориентированного на изучение познавательных процессов . Внутри бихевиоризма Э. Толмен способствовал отказу от жесткой схемы S - R и вводит в психологию понятие познания как важной детерминанты поведения. Гештальт-психология также вносит значительные изменения в методологический и концептуальный аспекты психологической науки. Современные когнитивные теории тесно связаны с гештальт-теориями и в терминологической, и в методологическом плане. Наконец, работы Ж. Пиаже способствовали росту исследовательского интереса к проблемам интеллекта и познания .

У когнитивного направления в психологии нет “отца-основателя”, как, например, у психоанализа. Однако мы можем назвать имена ученых, которые заложили своими работами фундамент когнитивной психологии. Джордж Миллер и Джером Брунер в 1960 г. организовали Центр когнитивных исследований, где разрабатывали широкий круг проблем: язык, память, перцептивные процессы и процессы образования понятий, мышление и познание. Ульрик Найссер в 1967 г. опубликовал книгу “Когнитивная психология ”, в которой попытался конституировать новое направление в психологии.

Основные положения когнитивной психологии. Современный когнитивизм трудно определить как единую школу. Широкий спектр концепций, относимых к данной ориентации, объединяет известная общность теоретических источников и единство концептуального аппарата, посредством которого описывается достаточно четко определенный круг феноменов.

Основная цель этих концепций - объяснить поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Главный акцент в исследованиях делается на процессы познания (cognition - познание), “внутренние” характеристики человеческого поведения. Основные направления исследований:

г) изучение построения когнитивной картины мира;


Основным методом для данного научного направления является лабораторный эксперимент . Основные методологические установки исследователей следующие:

1. источник данных - ментальные образования;

2. познание определяет поведение;

3. поведение как молярный (целостный) феномен;

Главная посылка: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются определенные связные идеи, верования, ожидания, гипотезы, которые регулируют поведение, в том числе, социальное. Таким образом, это поведение полностью находится в контексте ментальных образований.

Основные понятия направления: когнитивная организация - процесс организации когнитивной структуры, осуществляющийся под воздействием внешнего стимула (или воспринятого внешнего стимула); frame of reference - “понятийная рамка ”, масштаб сравнения (рассмотрения) воспринятых объектов; понятие образа (целого), понятие изоморфизма (структурного подобия между материальными и психическими процессами), идея господства “хороших” фигур (простых, уравновешенных, симметричных и т.д.), идея поля - взаимодействия организма и среды .

Основная идея направления: когнитивная структура человека не может находиться в несбалансированном, дисгармоничном состоянии, а если это все же имеет место, у человека немедленно возникает стремление изменить это состояние. Человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной структуры. Эта идея связана с концептами “логического человека”, “рационального человека” или “экономического человека”.

Основные научные теории когнитивной психологии. Теория структурного баланса Фрица Хайдера . Основное положение этой теории гласит: люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир; в этом процессе они строят некую “наивную психологию”, стремясь понять мотивы и установки другой личности. Наивная психология стремится к внутреннему балансу воспринимаемых человеком объектов, внутренней непротиворечивости. Дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Баланс, согласно Хайдеру, это не состояние, которое характеризует реальные отношения между объектами, но только восприятие человеком этих отношений. Основная схема теории Хайдера: Р - О - Х, где Р - воспринимающий субъект, О - другой (воспринимающий субъект), Х - объект, воспринимаемый и Р и О. Взаимодействие этих трех элементов составляет некоторое когнитивное поле, и задача психолога заключается в том, чтобы выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым, сбалансированным, и какой тип отношений вызывает чувство дискомфорта у субъекта (Р) и его стремление изменить ситуацию.

Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома распространяет теоретические положения Хайдера на область межличностных отношений. Ньюком полагал, что тенденция к балансу характеризует не только интраперсональную, но и интерперсональную системы отношений. Основное положение этой теории выглядит следующим образом: если два человека позитивно воспринимают друг друга, и строят какие либо отношения к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Развитие этих сходных ориентаций может быть усилено за счет развития межличностных отношений. Консонантное (сбалансированное, непротиворечивое) состояние системы возникает, как и в предыдущем случае, когда все три отношения позитивны, либо одно отношение позитивно и два негативны; диссонанс возникает там, где два отношения позитивны и одно негативно.

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера является, пожалуй, наиболее известной широкому кругу людей когнитивной теорией. В ней автор развивает идеи Хайдера, касающиеся отношений баланса и дисбаланса между элементами когнитивной карты мира субъекта. Основное положение этой теории следующее: люди стремятся к некоторой внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает, у человека возникает состояние когнитивного диссонанса, субъективно переживаемое как дискомфорт. Это состояние дискомфорта вызывает поведение, направленное на его изменение - человек стремится вновь достичь внутреннего непротиворечия.

Диссонанс может возникать:

1. из логической непоследовательности (Все люди смертны, но А будет жить вечно.);

2. из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам (Родитель кричит на ребенка, зная, что это нехорошо.);

3. из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений (Коммунист на выборах президента голосует за Путина (или Жириновского);

4. из несоответствия данного когнитивного элемента прошлому опыту (всегда нарушал правила дорожного движения - и ничего; а сейчас оштрафовали!).

Выход из состояния когнитивного диссонанса возможен следующим образом:

1. через изменение поведенческих элементов когнитивной структуры (Человек престает покупать продукт, который, по его мнению, слишком дорогой (некачественный, немодный и т.д.);

2. через изменение когнитивных элементов, относящихся к среде (Человек продолжает покупать некоторый продукт, убеждая окружающих, что это - то что надо.);

3. через расширение когнитивной структуры таким образом, чтобы в нее вошли ранее исключавшиеся элементы (Подбирает факты, свидетельствующие о том, что вот В, С и Д покупают такой же продукт - и все отлично!).

Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума описывает дополнительные возможности выхода из ситуации когнитивного диссонанса . Согласно этой теории, возможны другие варианты выхода из состояния диссонанса, например, через одновременное изменение отношения субъекта и к другому субъекту, и к воспринимаемому объекту. Делается попытка предсказания изменений отношений (аттитюдов), которые произойдут у субъекта под влиянием стремления восстановить консонанс внутри когнитивной структуры.

Основные положения теории : а) дисбаланс в когнитивной структуре субъекта зависит не только от общего знака отношений, но и от их интенсивности; б) восстановление консонанса может быть достигнуто не толь за счет изменения знака отношения субъекта к одному из элементов триады “Р,О,Х”, но и путем одновременного изменения и интенсивности и знака этих отношений, причем - одновременно к обоим членам триады.

Основные характеристики сознания

Сознание (lat) - совместное знание, разделенное между людьми.

Сознание (Декарт) - знание со мной, знание непосредственного переживания во мне, личное знание, непосредственно принадлежащее мне в данный момент времени.

Отличительной характеристикой сознания является способность отделять отношение субъекта от объекта (различение «я» и «не я»).

Сознание как:

Отношение к собственным переживаниям

О себе и о мире

Целенаправленная деятельность

Рефлексивная способность

Свойства сознания: (Джемс)

Сознание изменчиво

Сознание не прерывно

Сознание динамично

Сознание объемно

Сознание в когнитивной психологии:

1.Сознание - осведомленность, т.е. знание о событиях и стимулах окружающего мира и о своих познавательных процессах.

2. Контролирование себя и своего окружения. Контроль начала и прекращения поведения.

3 вида сознания по Тулвингу:

1. Аноэтичное (отражает процедурную память)- простое наличие знания о своих действиях, совершаемых и проявляющихся в наших навыках и привычках.

2. Ноэтичное (отражает семантическую память) - знание об объектах, событиях, связи между ними.

3. Автоноэтичное (отражает эпизодическую память)- знание о личностных переживаниях, событиях, связывает с личностной идентичностью.

Активность и деятельность субъекта

Активность выступает в соотнесении с деятельностью. Активность характеризуют:

В большей степени - обусловленность производимых действий спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действия - в отличие от реактивности, когда действия обусловлены предшествующей ситуацией.

Произвольность - обусловленность наличной целью субъекта.

Надситуативность - выход за пределы исходных целей.

Значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели.

Необходимо обратить внимание, что исчерпывающее определение деятельности как направленной мотивированной активности субъекта связывает воедино понятия мотивации деятельности, целей каждого из составляющих её действий и средств их достижения.

Помимо действий в структуре деятельности следует выделять такие её элементы, как операции, представляющие собой тоже действия, только автоматизированные или никогда не осознававшиеся. В любом случае действие являет собой процесс решения задачи, состоящей из целеобразования, поиска или создания средств для решения задачи.

Культурно-исторический (Выготский) подход выделяет два типа регуляции деятельности: внешнюю и внутреннюю. Воля и эмоции составляют две формы внутренней регуляции.

Если эмоции непроизвольно отражают актуальное состояние потребностей и смысла мотивации, волевые процессы, напротив, представляют собой сознательные усилия по сосредоточению внимания на нужном объекте и обладают способностью задерживать спонтанный аффективный процесс, подкрепляя тем самым смысл выполняемого действия.

По Леонтьеву, деятельность - форма активности. Активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Основные характеристики деятельности: предметность и субъектность.

Основные положения когнитивной психологии

Когнитивная психология занимается исследованиями в области психологии мышления и сознания, изучает все познавательные психические процессы(память, восприятие, мышление, внимание, речь и т.д.).

Когнитивная психология ориентирована на формирование, возникновение и динамику образов восприятия, памяти, мышления и т.д.

Любой факт поведения регулируется сознанием. Поведение и сознание неразрывны.

Когнитивная психология памяти

Когнитивная память — процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают сначала как нечто внешнее по отношению к личности, затем постепенно превращаются в опыт и убеждения человека.

две формы когнитивной памяти

Сенсорно-перцептивная(образная) Образная память является резуль-татом восприятия сенсорной инфор-мации и может проявляться в виде хранения зрительных, слуховых, обонятельных и прочих ощущений или в виде сложных синтетических образов, включающих комплекс раз-личных сенсорных характеристик.

Словесно-логическая(мыслительная)

Словесно-логическая память фик-сирует словесную информацию и понятийные обозначения внешних объектов и действий.

Система памяти

Человеческий опыт представлен 2 видами памяти: первичной (все, что актуализируется из вторичной памяти, непосредственно то, что мы знаем о себе, текущий опыт сознания) и вторичной (все имеющиеся знания человека в области предсознания)
Информация, поступающая в первичную память держится около 20-30 сек., если она повторяется, то перетекает в долговременную память, либо удерживается и потом забывается.

Система памяти согласно трехкомпонентной структуре:

3 независимых хранилища и система процессов, которые происходят внутри каждого хранилища и между ними.

Компонентные процессы происходят с каждым из хранилищ:

Процесс ввода информации в данную структуру (процесс кодирования)

Хранение

Извлечение

Удаление, забывание

функции хранилищ

сенсорная память - обеспечивает непрерывный образ восприятия, сенсорный отпечаток (максимально 2 сек-зрение, 4-слух).

Теория уровней переработки

Структурные теории Нормана. Структура представляет собой - КП, СП, ДП. Эти структуры (системы) имеют разные функции и механизмы своего проявления, но между ними есть взаимодействие. Первый класс теорий - теория двойственности: есть структура первичной (кратковременной) и вторичной (долговременной) памяти. Вся информация идущая из вне проходит через КП и либо выталкивается, либо переводится в ДП с помощью процесса повторения. Повторение - это операция, выполняющая три функции: 1. сопротивление угасанию следов в КП

2. предохранение материала от выталкивания

3. перевод содержания из КП в ДП. При переходе в ДП происходит фиксация информации.

Трехкомпонентная теория (теория множественности) Аткинсона ("Память и процессы обучения") предполагает наличие УКП (сенсорная), на которую попадает информация извне, структуры КП, структуры ДП, на которую информация может попасть как из КП так и из УКП. Любое знание на выходе является результатом трансформации посредством трех систем. Есть три способа доказательства существования этих структур: функциональный (по разному принципу функционирования этих систем), экспериментальный, и материалы патологии.

Функциональный:

1. эти структуры выполняют разные задачи: УКП обеспечивает нормальную работу восприятия, опознавания образов (предохраняя КП от нагромождения информации и позволяя соотнести сенсорные признаки с имеющимися эталонами в опыте для узнавания).

2. КП (15-30 сек. без повторения) - обслуживает кратковременный мыслительный процесс (посылки и удерживаемые гипотезы; решение арифметических задач в уме).

3. ДП - функция приобретения личной памяти, индивидуального опыта.

Способы функционирования (с помощью разных компонентных процессов): различные способы кодирования ввода, хранения, вывода и забывания во всех трех структурах. В УКП ввод в соответствующей специфической модальности (зрительная -- сечаточные процессы и т.д.). В КП независимо от модальности информации извне она преимущественно кодируется акустически артикуляционным способам (путем проговаривания). В ДП ввод осуществляется за счет трансформации смыслов, значений (семантические коды; для речи -- понятия).

Объем хранения в УКП зависит от количества стимуляции, но он больше чем объем КП.

Извлечение информации из УКП происходит путем параллельного считывания (с внутренней иконы;). Из КП исходя из законов Стернберга (методика хронометрии) осуществляется последовательный поиск информации. Из ДП считывание осуществляется за счет последовательного перебора.

Забывание в УКП это угасание, выцветание, маскировка другим стимулом. В КП -- выталкивание старой информации новой если нет повторения. В ДП причин забывания много: мотивационное забывание (Фрейд), интерференция (взаимное влияние новой и старой информации): ретро и проактивная интерференция.

Методы изучения памяти в когнитивной психологии

Структурные теории Нормана и Во. В первую очередь здесь исследуется память в основе которой лежит время хранения информации. Это наиболее ранение и широко распространенные теории. Эти структуры носят название КП, СП, ДП. Эти структуры (системы) имеют разные функции и механизмы своего проявления, но между ними есть взаимодействие. Первый класс теорий -- теория двойственности: есть структура первичной (кратковременной) и вторичной (долговременной, отражающее весь опыт) памяти. Вся информация идущая из вне проходит через КП и либо выталкивается либо переводится в ДП с помощью процесса повторения. Повторение -- это операция выполняющая три функции: 1. сопротивление угасанию следов в КП, 2. предохранение материала от выталкивания, 3. перевод содержания из КП в ДП. При переходе в ДП происходит фиксация информации.

Эксперимент Выготского и Леонтьева о соотношении натуральной и опосредованной памяти. (Цель достигается через овладение мнемическим средством).

Зинченко и Смирнов изучали непроизвольную память в зависимости от содержания, структуры и мотивации деятельности.

Когнитивная психология внимания

Внимание-это концентрация мысленных усилий на сенсорных или мысленных событиях. Многие теории внимания основаны на положениях о том, что способность системы обработки информации справляться с потоком входной информации определяется ограничениями самой системы.

Исследования внимания включают в себя четыре основных аспекта: сознание, пропускную способность и избирательное внимание, уровень возбуждения и управление вниманием.

Ограничения по объему и избирательность внимания означают, что в структуре обработки информации есть «узкое место». Две модели предполагают разное его местонахождение: согласно одной оно находится в перцептивном анализе или непосредственно перед ним, согласно другой, анализу подвергается вся информация, а узкое место связано с выбором реакции или непосредственно предшествует ему.

Модель избирательного внимания на основе делителя предполагает наличие перцептивного фильтра, расположенного между входным сигналом и вербальным анализом, этот фильтр тщательно просматривает входную информацию, избирательно регулируя «мощность» сообщения. Предполагается, что стимулы имеют различный порог активации, этим объясняется то, как мы можем слышать что-то, не обращая на него внимания.

Внимание как селекция

Модели селективного внимания

1.модель ранней селекции. Была создана Бродбентом в его работе "Восприятие и коммуникация". Функционирование внимания сравнивалось с работой электромеханического устройства - фильтра, отбирающего информацию на основе сенсорных признаков и работающего по принципу "все или ничего". Он исходил из следующего: перерабатывающая, перцептивная система представляет из себя канал с ограниченной пропускной способностью (восприятие ограниченного количества информации в единицу времени). Ограниченную способность определяет нахождение определенного блока, механизма перед этим каналом, называемый фильтром, работающим согласно определенным закономерностям задачи, его настройки. Информация попадает извне в сенсорный регистр, затем в КП (здесь информация попадает и сохраняется полностью и обрабатывается параллельно), после фильтра остается часть информации, так как фильтр связан с системой долговременной памяти, определяющей, что надо извлекать из этого информационного потока. Таким образом, внимание есть фильтр в системе переработки информации, делающий возможным восприятие в системе с ограниченной пропускной способностью, настроенный на определенные аспекты стимуляции (физические признаки: слева-справа, громче-тише, мужской-женский). Однако возникает проблема именно физических признаков настройки. И здесь возникает идея настройки фильтра на семантические признаки и полемика о том, где расположен фильтр - либо до перцептивной перерабатывающей системы, либо прямо перед ответом. Теория Нормана и Дойч: внимание это не фильтр и вся перцептивная система работает параллельно, а внимание - это настройка на уровне ответа. В памяти существуют центральные детекторы, активация которых служит с механизмом восприятия. Эти структуры находятся под влиянием двух потоков информации - периферической и центральной, последний поток определяется интегральной характеристикой значимости данного сообщения или объекта - модель уместности. А.Трейсман заняла промежуточную позицию: существует и фильтр настроенный на физические признаки и на более сложно организованные аспекты информации (фонетические, грамматические, семантические) и в зависимости от важности сигнала возможна переработка даже не из релевантного канала. Это модель "дерева" - существует несколько уровней фильтрации в зависимости от сложности задачи, смысла, ожиданий - на любом уровне информация, которая ранее задерживалось могла быть пропущена. Таким образом селективные теории внимания это модели в которых важную роль играет механизм отсева одной информации и пропуска другой. Проблема состояла в месте фильтра или в уровневой организации фильтра.

Внимание как ресурсы

Теории, направленные на изучение силовой характеристики внимания Канемана, отвечали на вопрос о том, что определяет политику распределения степени внимания, энергии на разные объекты.

Внимание - это трата психических сил на что-то и акт внимания соотносится с умственным усилием (активацией), который определяется не столько желаниями и сознательными интенциями субъекта, сколько объективной сложностью поставленной задачи. Эквивалентом психической затраченной энергии в физиологии является активация. (Иллюстрация этого тезиса возможна на примере закона Йерса-Додсона: там где активация высока, там эффективность деятельности или трата внимания наиболее сильна. Там где активация низка, то мало и психической энергии, например при легкой, автоматизированной работе. При максимуме активации происходит разрушение решения трудной задачи). Внимание затрачивается на сосредоточение на каком-то мотивационном аспекте и на остальное его не хватает.

Законы распределения ресурсов психической энергии позволяют построить модель: политика распределения ресурсов внимания позволяет выбрать и осуществить специфические формы ответной активности. Ресурсы же (или активация) ограничены на каждый данный момент в зависимости от состояния субъекта (сон, возбуждение, гипервозбуждение и т.д.). Главным фактором распределения ресурсов для человека является блок оценки требований задачи к ресурсам внимания. Это блок контроля, определяющий сложность, необходимость задачи. Здесь же существует еще один блок, "постоянные правила", который работает по законам непроизвольного внимания и может вмешаться в момент решения задачи, учесть изменение ситуации и перераспределить энергию между задачами. Также на распределение энергии влияет блок действующих в данный момент интенций, работающих по принципу произвольных действий. Еще на политику влияет общее активационное состояние. При падении его ниже какого-то значения выполнение задач невозможно. На активацию в общем виде влияют всякие факторы - детерминанты активации. Сама активация может проявляться не только в продуктивном решении задач при распределении внимания, но и в проявлении физиологических индикаторов активации (вызванные потенциалы, альфа-волны, изменения диаметра зрачка.

Вопрос о возможности распределения внимания на несколько задач (который в модели Бродбента нельзя распределять, а можно только быстро переключать) решается Канеманом введением гипотетического отношения затраченных и требуемых для задачи усилий. График отношения между реально затрачиваемыми усилиями и объективной сложностью задачи, включающим понятия пределов ресурсов и дельта-ресурсов. Таким образом, распределять внимание можно при наличии достаточности ресурсов для их решения. Для проверки этого было проведено экспериментальное исследование ситуации двух задач: первичная задача (которая мотивируется: за успешное решение в течение длительного времени за каждый час прибавлялось 10-15 $ при успешном решении основной задачи). Задача состояла из легкого (требующего мало ресурсов) и трудного (их отбирающих) заданий. (График результатов). По оси ординат откладывался процент ошибок. Вторая задача - наблюдение на экране разных объектов с инструкцией немедленной реакции на появление буквы D. По оси OX -- эффективность решения обоих задач. В решении основной задачи - малый процент ошибок, по второй резкое увеличение количества ошибок при переходе от восприятия к счету. Выводы: резкое увеличение количества ошибок при переходе к трудной части основной задачи говорит о том, что все внимание испытуемого переключилось на основную задачу и ресурсов на дополнительную задачу не осталось.

Все эти раздражители оказывают специфическое действие на нервную систему: интенсивность возбуждения, особая чувствительность НС, суммация возбуждений, последовательность возбуждения без утомления и адаптации, совпадение возбуждений.

Современное состояние изучения внимания в когнитивной психологии схоже по объему исследований с психологией сознания.

Внимание как действия

Центральным понятием подхода Найссера стало представление о схемах или внутренних когнитивных структурах, участвующих в переработке входной стимуляции, предвосхищении и поиске необходимой информации в окружающей среде. У. Найссер пишет: "По моему мнению, важнейшими для зрения когнитивными структурами являются предвосхищающие схемы, подготавливающие индивида к принятию информации

строго определенного, а не любого вида и, таким образом, управляющие зрительной активностью. Поскольку мы способны видеть только то, что умеем находить глазами, именно эти схемы (вместе с доступной в данный момент информацией) определяют, что будет воспринято. Восприятие, действительно,— конструктивный процесс, однако конструируется отнюдь не умственный образ, возникающий в сознании,

где им восхищается некий внутренний человек. В каждый момент воспринимающим конструируются предвосхищения некоторой информации, делающие возможным для него

принятие ее, когда она оказывается доступной. Чтобы сделать эту информацию доступной, ему часто приходится активно исследовать оптический поток, двигая глазами, головой или всем телом. Эта исследовательская активность направляется все теми же предвосхищающими схемами, представляющими собой своего рода планы для перцептивных действий, также как и готовность к выделению оптических

структур некоторых видов. Результат обследования окружения — выделенная информация — модифицирует исходную схему. Будучи таким образом модифицированной, она направляет дальнейшее обследование и оказывается готовой

для дополнительной информации". Описанный процесс автор называет перцептивным циклом и представляет его в виде модели

Отбор и селективное использование информации обусловлены не существованием каких-то пределов внутри схемы, а назначением и спецификой ее структуры, сложившейся по ходу научения или в процессе неоднократного выполнения определенного круга задач.

Отсюда следует, что никаких особых механизмов селекции не существует вообще, а трудности одновременного выполнения двух деятельностей могут быть, при условии отсутствия периферической интерференции, преодолены путем упражнения.

С целью эмпирической проверки основных положений этой гипотезы был проведен ряд экспериментов по методике селективного смотрения, аналогичной бинауральному прослушиванию, в которых предъявляли два движущихся изображения, наложенных друг на друга. По мнению У. Найссера, результаты экспериментов с наложением

изображений говорят о том, что селекция релевантной зрительной информации происходит независимо от гипотетических механизмов фильтрации. Избирательность — один из аспектов восприятия, обеспечиваемый предвосхищением необходимой информации и непрерывной настройкой перцептивной схемы, обслуживающей решение данной задачи. Главным условием селективной настройки схемы в вышеописанных опытах, вероятно, является восприятие информации о движении как наиболее специфицирующей ход и события релевантной игры.

Похожие статьи