Психологическое состояние подростков. Психологическая диагностика. Раздел i. теоретические основы проблемы психологических особенностей стресса в отечественной и зарубежной литературе

26.10.2017

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,

когда он меньше всего ее заслуживает.

Эрма Бомбек

В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ - особая форма психических состояний человека,

переживания с проявлением эмоционального реагирования своего отношения к окружающей действительности и к самому себе;

те состояния, которые регулируются преимущественно эмоционально-волевой сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения;

относительно устойчивые переживания.

Эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, и на общее состояние организма, и на его поведение в той или иной ситуации. Они воздействуют как на процессы познания и развитие личности, так и на качество жизни в целом.

Значение проблемы эмоциональных состояний едва ли нуждается в обосновании.

Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.

Психоэмоциональное состояние - основа здоровья личности.

Все мы в свое время были подростками и прошли через трудности подросткового возраста. Но только становясь родителями, мы можем в полной мере оценить проблемы детей этого периода жизни.

Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:

активность - пассивность;

увлечение - равнодушие;

возбужденность - заторможенность;

напряженность - раскрепощенность;

страх - радость;

решительность - растерянность;

надежда - обреченность;

тревога - безмятежность;

уверенность - неуверенность в себе.

Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени. Это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка. Сейчас он может дружески разговаривать с вами, а через две минуты - замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это - не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.

Однако те состояния , которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:

Положительные изменения , происходящие с подростком:

проявление чувства взрослости;

рост самосознания, самооценки, саморегуляции;

повышенное внимание к своей внешности;

проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;

появление познавательной мотивации;

желание быть не хуже, а лучше других.

Отрицательные изменения :

ранимая неустойчивая психика;

повышенная возбудимость:

беспричинная вспыльчивость;

высокая тревожность;

проявление эгоцентризма;

депрессивные состояния;

намеренная манипуляция взрослыми;

внутренний кофликт с самим с собой и окружающими;

повышенное негативное отношение к взрослым;

страх одиночества (мысли о суициде),

ведут к эмоциональным расстройствам, отклонениям в поведении. Трудности в развитии адаптивных и социальных качеств в целом приводят к нарушению психического и психологического здоровья у подростков.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА.

Для получения своевременной и достоверной информации о психоэмоциональных проявлениях ребенка, определении причин нарушений его в обучении, поведении и развитии, необходимо применение различных диагностических методов выявления детей группы риска, нуждающиеся в коррекции эмоциональных нарушений.

Наблюдение является классическим методом, используется в психологических исследованиях как дополнительный метод диагностики, что не снижает его ценности и значимости. Целенаправленное отслеживание специфики и изменений эмоциональных состояний школьников происходит в процессе различных видов деятельности. На основании наблюдения экспериментатор (классный руководитель) составляет различные шкалы, заносит результаты в карты оценки состояния. Наблюдение в психологических исследованиях часто используется совместно с методом экспертной оценки.

Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Опросники, тесты, диагностические методики

Методики

Возраст

Назначение методики

Краткое описание методики

Проективная методика «Рисунок школы»

с 10-11 лет

Цель : определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов : Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

цветовая гамма

линия и характер рисунка

сюжет рисунка

Методика

«Дерево с человечками»

(тест-задание)

с 10-11 лет

Цель : изучение социально-психологических аспектов самооценки учеников в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе одноклассников (выявление социально-психологического уровня адаптации личности в социальной группе, степени школьной адаптации обучающегося в учебной группе (классе)).

Инструкция: « Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение . Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться»

Проективная методика
«Карта эмоциональных состояний»

(авторская разработка - Светлана Панченко,
кандидат психологических наук
)

с 10-11 лет

Цель:

выявление эмоционального фона развития учащихся.

Инструкция: Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека . Рассмотри их.

Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).

А теперь напиши на листе слово «школа» , выбери 2-3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.

Напиши слово «дом» и сделай то же самое.

Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2-3 эмоции и нарисуй их.

Напиши слово «учитель», выбери 2-3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.

А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.

Опросник С.В. Левченко «Чувства в школе»

с 10-11 лет

(4-11классы)

Цель: составить «эмоциональный портрет класса».

Эмоциональное самочувствие играет огромную роль в жизни человека: помогают познавать окружающий мир, общаться друг с другом, быть успешным в различных областях. Положительный настрой - мощный мотиватор деятельности: выполняется с особым энтузиазмом то, что привлекательно, приятно, насыщено радостью. Данная методика позволяет наглядно увидеть настрой класса, его «эмоциональный портрет.

Инструкция: Опросник содержит перечисление 16 чувств, из которых предлагается выбрать только 8 и отметить значком «+» те, « которые ты наиболее часто испытываешь в школе» .

Методика

«Цветные письма»

с 11-12 лет

Цель исследования:

определение психологической комфортности учащихся на разных уроках.

Метод исследования достаточно простой в применении.

Необходимо иметь бланк на каждого учащегося с отпечатанным перечнем предметов, изучаемых в классе. В бланке каждому предмету соответствует пустой квадрат, который в соответствии с инструкцией необходимо раскрасить таким цветом, который определяет состояние учащегося на том или ином уроке. Проведению исследования предшествует ознакомление с инструкцией, которую зачитывает психолог.

Инструкция: «Закрась квадрат, соответствующий тому или иному предмету таким цветом, который определяет твоё состояние на этом уроке. Вам предложено 8 цветов: красный, желтый, синий, зеленый, черный, серый, фиолетовый. В соответствии с Вашим выбором один и тот же цвет можно выбирать несколько раз, какие-то цвета могут вообще не использоваться».

Методика изучения удовлетворенности учащихся

школьной жизнью

(разработана доцентом А.А.Андреевым)

с 11-12 лет

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения.

Инструкция: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 10 утверждений и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

с 10-11 лет

Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста (4-9 классы)

Тест состоит из 58 вопросов , которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе . Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Методика

Ч.Д. Спилбергера

на выявление личностной и ситуативной тревожности

(адаптирована на русский язык Ю.Л.Ханиным)

с 11-12 лет

Цель: исследования уровня уровня ситуативной и личностной тревожности ребенка

Тестирование по методике Спилбергера - Ханина проводится с применением двух бланков по 20 вопросов-раасуждений: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй - для измерения уровня личностной тревожности.

Исследование может проводиться индивидуально или в группе.

Инструкция: прочитайте каждое из приведённый предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Методика САН

(методика и диагностика самочувствия, активности и настроения)

с 14-15 лет

Цель : Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.

Описание методики САН . Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Инструкция методики САН . Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.

Методика исследования самоотношения (М IS )

с 13-14 лет

Цель : Методика М IS предназначена для изучения представлений учащегося о самом себе.

Инструкция для учащегося .

Вам предлагается выполнить следующее задание, в котором содержится 110 вопросов в форме возможных утверждений об особенностях Вашего характера, привычках, интересах и т.д. На эти вопросы не может быть «хороших» или «плохих» ответов, т.к. каждый человек имеет право на свою собственную точку зрения. Для того, чтобы полученные на основании Ваших ответов результаты оказались наиболее информативными и плодотворными для конкретизации собственного представления о себе, Вам нужно постараться выбрать наиболее точные и достоверные ответы «согласен - не согласен», которые будут фиксироваться вами в соответствующих позициях бланка.

Опросник агрессивности Басса — Дарки

с 14-15 лет

Цель : изучение состояния агрессии у подростков

Инструкция.

От вечайте «да» если вы согласны с утверждением, и «нет» - если не согласны. Старайтесь долго над вопросами не раздумывать.

Диагностика личностной агрессивности и конфликтности

(Е.П. Иильин, П.А. Ковалев)

с 14-15 лет

Цель : Методика предназначена для выявления в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликт-ности и агрессивности

Инструкция: вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением в бланке ответов в соответствующем квадратике поставьте знак «+» («да»), при несогласии - знак «-» («нет»)

ВЫВОД:

Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии.

Спектр эмоциональных нарушений в подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть расстройства настроения, расстройства поведения, нарушения психомоторики.

Существуют различные методы диагностирования психоэмоциональных переживаний, отклонений в поведении подростка.

Необходима хорошо организованная коррекционная система психологических воздействий на ребенка, направленная на смягчение у него эмоционального дискомфорта, повышение его активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Терпение, умение понять и простить, выдержка, любовь и вера в взрослеющего ребенка дадут нам, взрослым силы, а ему - шанс оправдать наши надежды, стать в дальнейшем самодостаточным человеком, с крепким внутренним стержнем, с высоким уровнем эмоционального и социального интеллекта, настоящей ЛИЧНОСТЬЮ.

Подростковый возраст - это одна самых важных и основополагающих ступень развития ребенка. Именно в этот период, родителям нужно очень внимательно присмотреться к поведению ребенка. Не менее 20% подростков из года в год испытывают серьезные психологические проблемы, которые в последствии могут привести к тяжелым расстройствам и более плачевным обстоятельствам. Поэтому очень важно вовремя предпринять необходимые действия и при надобности отвести ребенка к психологу.

Подростковый возраст - это время, когда ребенок начинает становится самостоятельным, когда он пытается вести себя как взрослый человек, однако, при этом оставаясь еще ребенком. В одних моментах они могут поступать уже как зрелые люди, а в других ситуациях они еще не могут принять взрослое решение. Поэтому в этот период очень важно окружение, повсюду происходят различного рода пропаганды, детям навязываются ложные стереотипы и приоритеты. Будьте внимательны!

Но не смотря на такое положение дел, свободу ребенку все-таки давать нужно. Нельзя его все время контролировать и ставить кучу запретов, из-за этого может быть только хуже. Ребенку нужно доверять и говорить ему об этом, чтобы он чувствовал ответственность за свои поступки. Дайте возможность подростку поэкспериментировать со своей независимостью, пускай попробует поработать на летних каникулах, поедет в лагерь или в путешествие и т.д. Всегда будьте готовы прийти на помощь, дать нужный совет. Иногда дать ребенку некоторый опыт в стенах собственного дома, будет намного разумней, чем он получит его на улице, например, разрешить попробовать спиртное.

Памятка для родителей

Запомните, если у ребенка происходит подобное поведение, что приведено ниже, то поводов для беспокойства нет. Это нормально, что подросток себя так ведет, ему это необходимо:

  1. Бардак в комнате. Это наиболее частая жалоба родителей, но это не повод для беспокойства и подобное поведение не влечет за собой серьезной психологической проблемы.
  2. Мало общения. Подросток нуждается в уединении, иногда ему нужно побыть наедине с самим собой: послушать музыку, подумать, поговорить по телефону и т.д. Старайтесь не контролировать его жизнь, ограничьтесь вопросами про домашнее задание и как прошел день, не мучайте ребенка постоянными вопросами о его друзьях и проблемах.
  3. Появление идолов. Находя себе идал, ребенок пытается установить собственную идентичность.
  4. Странная одежда и прическа. Это форма протеста, которая проходит со временем. Старайтесь меньше ссорится на этой почве с ребенком и меньше заострять внимания.
  5. Изменчивость настроения. Такие колебания характерны для большинства подростков, это может быть связано с определенными событиями или отношениями со сверстниками. Если данная проблема не влияет на учебный процесс, то это не повод для беспокойства.

Если же у ребенка были замечены следующие нарушения, то вам необходимо уделить этому вопросу пристальное внимание и проконсультироваться с врачом:

  1. Потеря интереса к привычным занятиям.
  2. Отсутствие друзей и интереса к ним.
  3. Постоянная бессоница.
  4. Резкое снижение успеваемости в школе.
  5. Частые прогулы.
  6. Протест ребенка против привычных правил.
  7. Агрессивность и ненависть к людям.
  8. Курение и употребление алкоголя.
  9. Меланхолия, депрессия, мысли о суициде.
  10. Активный интерес к религии.

дипломная работа

1.4 Особенности психических состояний у подростков

О переходном периоде обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т.п. Однако в этом случае необходимо различать общую эмоциональную реактивность и различные специфические аффекты и влечения. Некоторые особенности психических реакций переходного периода коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи объясняют подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации с нарастанием в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

Однако эмоциональные реакции и поведение подростков, не говоря уже о юношах, не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические различия, сплошь и рядом превалируют над возрастными. Одно из первых мест занимает эмоционально-психологическая атмосфера в семье. Чем более она неспокойна, напряжена, тем с большей яркостью будет проявляться эмоциональная неустойчивость у подростка (Лебединская К.С., 1988).

Тем большими по амплитуде будут перепады настроения, нервные срывы, тем большая вероятность развития сначала акцентуаций характера и личности, а затем психопатий. Психологические трудности взросления, противоречивость уровня притязаний и образа «Я» нередко приводят к тому, что эмоциональная напряженность, типичная для подростка, захватывает и годы юности.

Эмоциональные проблемы подросткового возраста имеют разные истоки. Подростковый синдром дисморфомании - озабоченности своим телом и внешностью, страха или бреда физического недостатка. Резкое увеличение в переходном возрасте количества личностных расстройств обусловлено главным образом тем, что у детей таких расстройств не бывает вовсе из-за неразвитости их самосознания. Болезненные симптомы и тревоги, появляющиеся у подростков, - часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм (Крайг Г., 2008).

Рост тревожности в подростковом возрасте может являться следствием определенных внутриличностных конфликтов и неадекватного развития самооценки, а также конфликтов подростков как со сверстниками, общение с которыми имеет особую значимость, так и с взрослыми (родителями, педагогами), с которыми подросток активно борется за автономию. В этом возрасте еще активно продолжается процесс обучения способам преодоления жизненных трудностей и негативных психических состояний, особая роль в успешности которого принадлежит эмоционально поддерживающим взаимоотношениям со стороны референтной группы. Успешное овладение этими способами может предотвратить закрепление тревожности как устойчивого личностного образования (Дубинко Н.А., 2007).

Фрустрационная теория упускает из виду, что на самом деле важнейшую роль для каждого конкретного человека играет психологическая значимость фрустрации. Завися от общей обстановки и особенностей индивида, его жизненного (адаптивного) опыта сила фрустрации может быть различной. Следовательно, именно психологическая значимость в этом случае определяет будут ли реакции человека агрессивными или нет. В связи с этим Э. Фромм (2004) указывал, что определяющим фактором для прогнозирования последствий фрустрации и их интенсивности является характер индивида. От его своеобразия зависит, во-первых, что вызывает в человеке фрустрацию и, во-вторых, насколько интенсивно и каким способом он будет реагировать на фрустрацию.

Типичными чертами подростков является также раздражительность и возбудимость. Физиологи объясняют это бурным половым созреванием, наступающим в этот период жизни. Отличительной особенностью физиологических проявлений подростков является то, что они могут эмоционально реагировать на слабые стимулы и не откликаться на сильные. Наконец, может быть такое состояние нервной системы, когда раздражительность вообще вызывает неожиданную, неадекватную реакцию.

В этот период жизни у девочек могут наблюдаться перепады настроения, повышенная слезливость, обидчивость. У мальчиков отмечается двигательная расторможенность, они чрезмерно подвижны, и даже тогда, когда сидят, их руки, ноги, туловище, голова ни на минуту не находятся в состоянии покоя (Крайг Г., 2008).

Изменения во внешнем облике потенциально являются для девушек более болезненными, чем для юношей, так как внешность является для них более значимой. Поэтому у девушек Я-концепция сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. Уверенность в собственной физической привлекательности также взаимосвязана с успешностью в межличностном общении и проявляется в самопрезентациях внешности. Правильно сформированное представление о себе, соответствие физического развития стандартам, принятым в группе ровесников и друзей эмоционально переживается девушками сильнее и чаще влияет на обобщенное самоотношение, а также является определяющим фактором в социальном признании и положении в группе, успешной половой идентификации (Райс Ф., 2010).

Психическое развитие в подростковом возрасте напрямую связано с изменением отношений подростка со сверстниками и родителями. В то время как общение со сверстниками приобретает для него характер острой потребности, в отношениях с родителями наблюдается стремление к обособлению, эмансипации. Особенно значимыми в этот период становятся дружеские отношения, предполагающие стремление к полному пониманию и принятию другого. Хотя способность понимания эмоций другого человека в этом возрасте находится на начальном этапе своего развития, отмечается постепенное увеличение с возрастом способностей к сочувствию и содействию, являющихся компонентами общей способности к эмпатии. Согласно И.М. Юсупову (2002), эмпатия - это целостный психологический феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого - «проникновение» во внутренний мир другого человека или антропоморфизированного объекта. Данные зарубежных исследователей говорят о выраженных связях между эмпатийностью и нравственным поведением. Именно способность к эмпатии, способствуя снижению общей, повышенной в подростковом возрасте тревожности и агрессивности, является основой для дружеских отношений. Высокоэмпатийные дети свои неудачи в межличностном взаимодействии склонны объяснять внутренними причинами, с другой стороны, дети с низкими показателями эмпатии дают им экстернальную оценку. Кроме того, экспериментально было выявлено, что установка на сочувственное отношение к другому способствует появлению чувства вины за наблюдаемое неблагополучие объекта, что может снизить вероятность проявления агрессии (Дмитриева Т., 2002).

У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождается улучшением коммуникативности и общего психического самочувствия. Эмоционально неуравновешенные, с признаками возможной психопатологии, подростки и юноши составляют статистически меньшинство в своей возрастной группе, не превышающее 10-20 процентов от общего числа, т.е. почти столько же, сколько и у взрослых (Румянцева Т.Г., 1992).

Обсуждение и анализ данных позволили определить различие в психологических особенностях личности детей с различным уровнем агрессивности. На основании проведенного корреляционного анализа была составлена типология агрессивных детей и установлены значимые независимые переменные, определяющие возникновение агрессивности в поведении.

Тип агрессивного подростка (мальчика) отличается относительным единообразием мотивационной сферы, в которой прослеживаются две тенденции: к поддержанию психического равновесия и социальному благополучию (доминирование мотивов комфорта и достижение социального статуса). Это свидетельствует о стремлении к благоприятным условиям жизни, учебы и отдыха, завоеванию влияния на окружающих, но вместе с тем, и об отсутствии мотивационных тенденций, связанных с самоактуализацией и стремлением к развитию личности. В рамках общей типологии агрессивного подростка можно выделить три группы детей (Семенюк Л.М., 2008, с.74).

1. Мальчики с невротическими тенденциями. Общей характеристикой таких детей является высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям, которая вызывает неадекватные аффективные вспышки, проявляющиеся в реакциях возбуждения, раздражения и гнева, направленных против кого-либо из ближайшего окружения.

2. Мальчики с психотическими тенденциями. Отличительной особенностью этих детей являются психическая неадекватность личности. Они характеризуются аутичностью, обособленностью, отгороженностью от событий окружающего мира. Все их поступки, чувства, переживания в большей степени подчинены внутренним, эндогенным законам, чем влияниям со стороны окружающих. Вследствие этого их мысли, чувства и поступки часто возникают немотивированно и кажутся, поэтому странными и пародоксальными.

3. Мальчики с депрессивными тенденциями. Отличительной особенностью таких подростков является тоскливое настроение, угнетенное состояние, подавленность, сниженная психическая и двигательная активность, склонность к соматическим нарушениям. Для них свойственна более слабая адаптация к ситуационным событиям, всевозможным психотравмирующим переживаниям. Любая сколько-нибудь напряженная деятельность для них трудна, неприятна, протекает с чувством чрезмерного психического дискомфорта, быстро утомляет, вызывает ощущение полного бессилия и истощения. По данным В. Десятникова (2004), подростки с депрессивными нарушениями отличаются непослушанием, леностью, неуспеваемостью, драчливостью, часто убегают из дома.

В общении агрессивные мальчики отдают предпочтение прямолинейно-агрессивному стилю межличностных отношений, характеризующемуся прямолинейностью, настойчивостью, несдержанностью, вспыльчивостью, недружелюбием в отношении окружающих. Тип стиля межличностных отношений зависит от направленности и преобладающего вида агрессивных реакций детей.

Тип агрессивного подростка (девочки) отличается наличием мотивационных тенденций к поддержанию жизнеобеспечения, комфорта, общения. Это свидетельствует о преобладании в их мотивационной сфере мотивов поддержания над развивающими мотивами. Такую мотивационную структуру можно определить как потребительскую (регрессивный профиль), выполняющую, главным образом, обеспечивающую, а не развивающую личность функцию. Агрессивность в основном характерна для двух категорий детей.

1. Девочек с психотическими тенденциями. Общим для них является повышенная напряженность и возбудимость, чрезмерная забота о собственном престиже, болезненная реакция на критику и замечание, эгоистичность, самодовольство и чрезмерное самомнение.

2. Девочки экстровертированного типа. Особенностью этих девочек является активность, честолюбие, стремление к общественному признанию, лидерству. Их отличает потребность в общении с людьми, стремление к праздности и развлечениям, тяга к острым, возбуждающим впечатлениям. Они часто рискуют, действуют импульсивно и необдуманно, легкомысленно и беззаботно из-за низкого самоконтроля влечений. Поскольку контроль над желаниями и поступками ослаблен, они часто бывают, агрессивны и вспыльчивы. Вместе с тем эти девочки обладают неплохой способностью к волевой регуляции эмоций: даже при встрече со значительными трудностями они могут проявить выдержку и самообладание, умеют “настроиться и собраться”, когда это необходимо (Семенюк Л.М., 2008).

Акцентуации характера подростков

Выявление черт характера и его акцентуации требует более или менее длительного систематического изучения школьника в различных видах деятельности, в различных ситуациях и преимущественно при соответствующих типичных обстоятельствах...

Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов

С философских позиций вопрос о соотношении понятий процесс и состояние проанализирован А. Л. Симановым. В онтологическом плане любое состояние подвержено процессам изменения, в свою очередь...

Конфликтное поведение человека

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом - трудно и неэффективно...

Коррекция депрессивных состояний у подростков

Подростковый период - такой период в жизни человека, во время которого происходит превращение ребенка во взрослого человека. На протяжении относительно короткого периода времени происходят радикальные физические и психические изменения...

Особенности психических состояний студентов в процессе обучения в вузе

Экспериментальное изучение особенностей психического состояния студентов в период сессии проводилось с помощью 3 методик: Самооценка психических состояний по Айзенку; опросник Спилбергера-Ханина (изучение самооценки личностной...

Жизнь человека - непрерывная череда разнообразных психических состояний. В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования...

Особенности психологических состояний дошкольников, живущих в неполной семье

Наиболее типичными состояниями, свойственными большинству людей, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности, являются следующие. - «Оптимальное рабочее состояние...

Психические состояния

От внутреннего состояния человека, воздействий окружающей среды и потребностей зависит, будет ли психическое состояние человека оптимальным, стрессовым, депрессивным или внушенным...

Психические состояния личности

Как мы убедились еще в первой главе данной работы, познавательные процессы тесно связанны с эмоциональными и волевыми процессами и состояниями. Познавательный процесс - это психический процесс, с помощью которого человек познает мир...

Психические состояния человека

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д...

Психологические состояния и их виды

Психические состояния человека можно классифици­ровать по таким основаниям: 1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состо­яний -- личностные и ситуативные; 2) в зависимости от степени глубины -- состояния (более...

Одной из черт образа современного подростка является привязанность к алкоголю, что породило такой социокультурный и медицинский феномен, как подростковый алкоголизм. Данное явление не новое, но в новых исторических условиях оно заявило о себе по- особенному. Не менее распространено регулярное употребление энергетических напитков. Это во многом связано с последствиями стремительного роста капиталистического производства в России 1990-х гг., вызвавшего интерес у молодых людей к новому стилю жизни, и употребление алкоголя воспринималось многими подростками как доступный способ раскрепощения и достижения свободы. К сожалению, здесь свою недобрую роль сыграла недобросовестная и безнравственная реклама, что отразилось в первую очередь на «пивной культуре», поставившей значительную часть молодых людей на путь пивного алкоголизма. Реакция государства и общества па эту проблему и изменения в законодательстве немного приостановили этот процесс.

Проблема наркомании и ранней наркомании также остается актуальной. Активизация употребления наркотических средств подростками во многом стала продолжением того, с чем столкнулись российское государство и общество в конце 1980-х гг. - с подростковой токсикоманией и повальным употреблением табачных изделий. В то же время, все булыная доступность информации о наркотических средствах, увеличение объема и способов приобретения наркотических средств, расширение ассортимента предлагаемых средств привели к новым проблемам, которые сегодня приходится решать государству и обществу.

В настоящее время деятельность специалистов по работе с молодежью и подростками развиается в нескольких общих направлениях, чтобы снизить риск приобщения к употреблению наркотических средств и алкоголя:

  • формирование у подростков четкой установки на неприятие нарокотиков и алкоголя за счет просветительской работы, распространения информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления психоактивных веществ и алкоголя, пропаганда здорового образа жизни;
  • выявление среди молодых людей групп риска и оказание им адресной социально-педагогической и психологической помощи;
  • внедрение способов организации досуга, исключающих употребление наркотических средств и алкоголя;
  • психологическая работа, направленная па формирование у молодых людей стратегической мотивации (дальних перспектив), поддержка мотивов формирования социально успешной личности и усиление защитных механизмов личности от употребления психоактивных веществ;
  • обеспечение условий для просоциалыюй активности подростков и молодежи, для участия в общественно-полезной деятельности, создание условий для профессиональной ориентации и профессиональной самореализации;
  • включение молодых людей в деятельность по поддержке других представителей группы риска, включая профилактические мероприятия и психологическую коррекцию эмоциональных проблем, решение конфликтных ситуаций;
  • формирование ценностных установок молодежи, связанных с развитием таких представлений, как ответственность, рациональность, социальная солидарность.

Подростковая преступность является чрезвычайно острой проблемой. Заметно растет число преступлений, совершенных подростками (за последние пять лет на 3,5 %), и число несовершеннолетних, принявших участие в преступлениях (за последние пять лет рост па 4,1 %). Сегодня одной из специфических особенностей преступности несовершеннолетних является ее групповой характер . Причем групповая преступность несовершеннолетних приобретает признаки организованности. Среди преступлений, совершаемых подростками, выделяются корыстные и насильственные деяния (кражи, грабеж). Например, наибольшее число преступлений зафиксировано по ст. 158 УК РФ и 161 УК РФ (по этой статье ежегодно осуждается более 15 тыс. подростков). До 85 % в составе преступных деяний несовершеннолетних составляют преступления против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, угон транспортного средства, умышленное уничтожение или повреждение имущества). Примерно 10-12 % преступлений, совершенных подростками, - преступления против общественной безопасности и здоровья населения. К традиционным преступлениям (хулиганство, незаконные действия с наркотическими средствами, оружием и взрывчатыми веществами, насилие) с развитием современных технологий прибавилась кибер преступность, распространение незаконной информации, хакерство, интернет- и телефонный терроризм.

Исследователи часто объясняют склонности подростков к преступной деятельности обоюдным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего, где формируется агрессия, способная стать причиной склонности к нарушению норм.

Автоагрессия и суицид являются актуальными проблемами современности. Ежегодно из жизни добровольно уходят сотни тысяч людей, еще больше людей покушаются на свою жизнь. Согласно статистике ВОЗ, в возрастной группе 15-29 лет самоубийство занимает 2-3- е места в структуре основных причин смерти.

К культурным и социальным причинам автоагрессии и суицида могут быть отнесены психологические проблемы, которые возникают как результат отторжения или конфликта личности и внешней среды.

Среди главных причин выделяются следующие: распад семьи, этические страдания, низкий уровень самооценки, ощущение слабого внимания других людей, маргинализация, чувство одиночества, ощущение непонимания и недооценки, неумение справляться со сложными психическими состояниями (внешнее давление, стресс, шок), невозможность примириться с неудачами, ощущение утраты, фобии (например, неприязнь к другим людям).

Традиционно суицид считался видом патологии, требующей правового, медицинского или нравственного осуждения. Процесс де- патологизации суицида, проведенный в исследованиях ученых XIX- XX вв., сформировал представление о том, что суицид - это правомерное, осознанное решение личности, такое же, каким является неотъемлемое право личности распоряжаться собственным существованием. Например, гуманитарные подходы к феномену суицида опровергают обязательность связи психопатологических состояний и суицида (Э. Дюркгейм ), связывают суицид с «религиозной болезнью интеллекта» (У. Джеймс). Русский философ Н.А. Бердяев полагал, что самоубийство вызвано погруженностью человека в себя и является следствием плотного взаимодействия человека и Мира. В качестве главной причины добровольного желания уйти из жизни К. Ясперс и Д. Юм выделяют потерю смысла существования, возникновение экзистенциального вакуума . Большинство из приведенных выводов о причинах суицида может относиться к старшей возрастной группе, то последнее замечание связано с подростковым периодом. Это обусловлено тем, что в подростковом возрасте экзистенциальный вакуум не образуется путем вытеснения прежнего опыта и смысла жизни, а его возникновение вызвано изначальным ощущением пустоты и бессмысленности. Общество несет ответственность за процесс выработки смыслов для молодого поколения, считая его главной задачей образовательной и воспитательной деятельности, которая должна исключать неискренность, откровенную ложь и все то, что с возрастом может быть подвержено переосмыслению и отторжению.

Буллит - социально-психологический феномен, распространенный в подростковой среде, аналогичный моббингу, который выступает характеристикой негативных отношений во взрослом сообществе, проявляется в трудовых коллективах в виде травли или насилия руководства (боссинг) или сослуживцев (стаффинг). Буллииг заключается в травле сверстниками других детей и подростков в детских и образовательных учреждениях. Это длительный процесс оказания физического или психологического насилия индивида (или группы) в отношении другого индивида (или группы), который не обладает достаточными силами, чтобы противостоять причиняемому вреду. Буллинг может проявляться в формах как прямого физического насилия, так и формах психологического и эмоционального (оскорбления, унижение, игиорирование, групповой бойкот, все формы реляционной агрессии). При этом психологический буллинг по своим последствиям может быть более травмирующим, чем физический, так как заметно снижает чувство собственного достоинства и самооценку индивида, развивает у него ощущение незащищенности и беспомощности. Заметим, что физический буллинг практически всегда сопровождается психологическим.

В большинстве стран буллинг является чрезвычайно острой проблемой системы образования. Примерное число участников буллиига в разных странах - от 5 до 30 % (в отдельных местах до 40 %).

Ученые выделяют несколько причин появления и проявления буллиига:

  • психологическая установка личности на выбор позиции агрессора или жертвы («скетч-теория») ;
  • социально-экономические факторы, связанные с акцентированием роли социального неравенства, бедности, многодетности, экономических проблем семей, в которых вырастают «агрессоры», недостатки муниципальных массовых школ с большой численностью учащихся и т.п.;
  • взаимодействие трех факторов - личностных особенностей человека, характеристик среды и самого поведения (согласно теории ре- ципрокного детерминизма ). В качестве причин возникновения и закрепления буллиига в подростковом сообществе необходимо рассматривать средовые характеристики - социально-экономическое положение семьи, ситуацию в школе, личностные особенности и характеристики поведения «жертв» и «агрессоров», а также такой фактор, как «позиция школы», свидетельствующая, что выраженность и продолжительность буллинга главным образом определяются именно позицией школьной администрации ;
  • воздействие всех возможных переменных, участвующих в бул- линге (с использованием комплексного (мультифакторного) похода), в первую очередь личностных характеристик, а также двух групп средо- вых факторов - социально-психологической и экономической ситуации в семье, особенностей группового взаимодействия, феномена отверженности в группе, выделения «крайнего» (или «козла отпущения»).

Одной из наиболее важных причин неспособности подростков противостоять буллиигу является слабое владение социальными навыками, прежде всего коммуникативными. Отрицательную роль играют также отсутствие навыков разрешения конфликтных ситуаций, типичное поведение «жертвы» в ответ на вербальную или физическую агрессию, неумение постоять за себя, восприятие насилия как чего-то допустимого, «смешного» и т.п. Нередко жертвы непрерывного буллинга, не имея возможности ответить и защититься, канализируют свой гнев и обиду, терроризируя еще более слабых и беззащитных членов группы, превращаясь в «полужертв-полуобидчиков». Жертвой буллинга может стать любой человек .

Среди способов предупреждения и противодействия насилию в образовательном пространстве исследователи наиболее эффективны формирование жизнестойкости личностного ресурса и развитие различных форм социальной поддержки. В частности, социальная поддержка обеспечивает развитие способности к эффективному противодействию стрессам (в том числе социальным) за счет развития ряда специфических социально-психологических эффектов, важнейшими из которых для жертв буллинга являются :

  • «буферный эффект», создающий своего рода преграду между негативным воздействием ситуации (в нашем случае ситуации буллинга) и возможной жертвой этой ситуации. Социальная поддержка при буллинге может не только смягчить напряженность, но и нейтрализовать негативное влияние школьной травли на жертву;
  • ненаправленный эффект, возникающий при высоком уровне социальной поддержки, умении использовать ее и способствующий повышению уверенности в себе, повышению самооценки, самоприня- тия, чувства собственного достоинства.

Развитие умения находить и использовать различные формы социальной поддержки может стать важным фактором профилактики буллинга.

Введение

Глава I. Психические состояния и возрастные особенности субъекта

1.1. Психологические особенности подросткового возраста 10

1.1.1. Психологические особенности различных стадий подросткового возраста 24

1.2. Психические состояния в различные возрастные периоды 30

1.2.1. Особенности психических состояний в подростковом возрасте 47

Глава II. Феноменологические особенности психических состояний детей подросткового возраста

2.1. Организация и методы исследования психических состояний, процессов и свойств личности в подростковом возрасте 59

2.2. Феноменологическая характеристика психических состояний детей подросткового возраста 72

2.2.1. Характеристика типичных психических состояний на различных стадиях подросткового возраста 81

2.2.2. Рельефы типичных психических состояний на различных стадиях подросткового возраста 97

Глава III. Особенности взаимосвязи психических состояний, процессов и свойств личности в подростковом возрасте

3.1. Взаимосвязь психических состояний и психических процессов в подростковом возрасте 121

3.2. Особенности взаимосвязи психических состояний и свойств личности в подростковом возрасте 156

Заключение и выводы 180

Литература 183

Приложения 207

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Изучение психических состояний в современной психологии является особо актуальным, так как благодаря интегрирующей функции состояний обеспечивается единство психического, вследствие чего образуется целостная психологическая структура личности, включающая свойства, состояния, процессы и их взаимосвязи. Для психологической практики значимость исследований психических состояний связана с их влиянием на эффективность всех видов жизнедеятельности человека.

Анализ исследований по проблеме психических состояний позволяет заключить, что помимо небольшого количества работ, выполненных в русле общей психологии (В.А. Ганзен, Н.Д. Левитов, А.О. Прохоров и др.) изучение состояний проводились в рамках специальных психологических дисциплин: инженерной психологии (Л.Г. Дикая, А.Б. Леонова, А.И. Фукин и др.), психологии спорта (В.Л. Марищук, В.К. Сафонов, О.А. Черникова и др.), педагогической психологии (В.П. Балакирев, Т.Н. Васильева, Л.М. Страхова и др.), медицинской психологии (Б.Д. Карвасарский, Т.А. Немчин и др.) и др.

В то же время, многими исследователями отмечается, что психические состояния человека непременно следует рассматривать с учетом возрастного периода, так как каждый из периодов развития накладывает свой отпечаток на осознанность, интенсивность, число и качество переживаемых состояний, способность их регуляции (СВ. Велиева, Г.Н. Генинг, А.О. Прохоров, Ю.Е. Сосновикова и др.). Это обусловлено тем, что актуализация и повторение типичных психических состояний, в свою очередь, приводят к изменениям психического развития подростка, влияя на когнитивную сферу личности и формирование психологических свойств (А.О. Прохоров, Е.Б. Цагарелли и др.). Влияние состояний опосредуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психологическими особенностями личности. В этом контексте теоретическую и практическую значимость представляет изучение

взаимоотношений психических состояний с психическими процессами и свойствами личности в различные возрастные периоды, несущих на себе влияние вышеназванных детерминант.

Особую актуальность приобретает исследование психических состояний в подростковом возрасте. Особенности подросткового возраста (повышенная конфликтность, тревожность, зависимость от сверстников, озабоченность вопросами пола, поиск своего «образа Я», чувство взрослости, рефлексия и др.) и подростковый кризис, который некоторые ученые (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова и др.) считают самым трудным, способствуют возникновению острой эмоциональной нестабильности. В современных условиях к типичным проблемам подросткового возраста присоединяется проблема постоянного усложнения учебной деятельности, которое выражается в увеличении количества изучаемых предметов, общего объема информации и необходимости достаточно раннего профессионального самоопределения. Трудность состоит также в том, что, начиная подготовку к профессиональной деятельности, подростки еще не готовы по-взрослому относиться к себе и, в частности, эффективно регулировать свои психические состояния, что не может не отразиться на продуктивности деятельности и на отношениях с окружающими.

Психические состояния подростков, являющиеся важнейшим фактором деятельности и развития, становления психических функций и личности, мало изучены в возрастной психологии, что в теоретическом отношении проявляется в недостаточной полноте психологической характеристики этой возрастной группы, снижая эффективность обучения, воспитания, взаимодействия с детьми и развития в целом. Отмеченное противоречие определило проблему данного исследования: выявление особенностей психических состояний детей подросткового возраста.

Объект исследования - психологические особенности подростков разных возрастных групп.

Предмет исследования - психические состояния и особенности их взаимоотношений с психическими процессами и свойствами личности у подростков.

Цель исследования состояла в сравнительном изучении особенностей типичных психических состояний и их взаимоотношений с психическими процессами и свойствами личности на разных этапах подросткового онтогенеза.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что психические состояния детей на различных этапах подросткового возраста характеризуются специфической феноменологией, проявления которой связаны с психическими процессами и свойствами развивающейся личности.

Достижение цели и проверка гипотезы потребовали решения следующих задач:

    Выявить и описать особенности психических состояний, типичных для подростков различных возрастных групп (предподростковой - 10-11 лет; младшей подростковой - 12-13 лет; средней подростковой- 14-15 лет; старшей подростковой - 16-17 лет).

    Исследовать взаимоотношения психических процессов и психических состояний, возникающие на различных ступенях подросткового возраста.

    Исследовать взаимоотношения психических состояний и свойств личности на различных этапах подросткового возраста.

Методологические основы и методы исследования. Исследования проводились на основе субъектно-деятельностного подхода, разработанного в трудах С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, К.А Абульхановой-Славской и др., которые рассматривают психику и развитие не как отдельное самостоятельное явление, но неотъемлемую часть деятельности, а также принципах гетерохронности и неравномерности развития, выдвинутых Л.С. Выготским, и структуре возраста, предложенной Д.Б. Элькониным и др. В работе реализовались теоретические принципы и концептуальные

представления о неравновесных психических состояниях личности и их интегрирующей функции А.О. Прохорова.

Методом организации исследования являлся метод возрастных срезов. Для изучения психических состояний применялась методика А.О. Прохорова «Рельеф психического состояния». Для диагностики психических процессов были использованы методики на заучивание слов и геометрических фигур, корректурная проба, таблицы Горбова, таблицы Горбова-Шульте, столбцы цифр, ШТУР, методика Равена, «Предложения» и методика Вартега «Круги».

Особенности личности испытуемых исследовались с помощью методики Р. Кеттелла (юношеский вариант - 14PF) и опросника на оценку сфер общения, воли, эмоций, интеллекта, самооценки - методики Н.М. Пейсахова, а также разработанного нами опросника определения выраженности чувства взрослости.

При статистической обработке использовались параметрические критерии связи (корреляционный анализ Пирсона) и различий (t-критерий Стьюдента).

Выборку составили подростки в возрасте 10-17 лет, учащиеся средних и старших классов (5-11 классы) средней общеобразовательной школы. Всего в исследовании приняло участие 1062 испытуемых: 502 юноши и 560 девушек. Исследование проводилось в период учебной деятельности.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые:

    Выявлены психические состояния, определены их рельеф и структура, типичные для детей подросткового возраста. Характерной особенностью подросткового возраста явилось наличие «сквозных» состояний и состояний, типичных только для отдельных подпериодов этого возраста.

    Показана взаимосвязь психических состояний с особенностями психических процессов в различные подпериоды подросткового возраста. Она выражается в наибольшем влиянии состояний на мнемические процессы и

дифференцированном влиянии на мышление, воображение, внимание на разных этапах развития подростка.

    Обнаружены особенности взаимосвязи свойств личности и психических состояний, типичных для детей подросткового возраста. Для этих взаимоотношений характерна наибольшая теснота взаимосвязей психических состояний с эмоциональными и интеллектуальными свойствами личности. Показана специфика влияния чувства взрослости, волевых свойств и самооценки на психические состояния в разные периоды подросткового возраста.

    Показано, что существует различие в возрасте, когда начинается увеличение числа корреляций психических состояний с процессами и особенностями личности, что свидетельствует о гетерохронности и неравномерности развития личности подростка

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют научные представления о психических состояниях и их возрастных особенностях, а также расширяют теоретическую и эмпирическую базу психологии развития за счет описания закономерностей взаимоотношений психических состояний с психическими процессами и свойствами личности в подростковом возрасте. Установлены как «сквозные», типичные состояния, характерные для всего подросткового возраста, так и специфические состояния, характерные для отдельных его подпериодов. Важными в теоретическом плане являются результаты, свидетельствующие о наличии определенной возрастной цикличности изменений психических состояний, структурных преобразований этих состояний и специфике их взаимосвязей с психическими процессами и свойствами личности, отражающими гетерохронность и неравномерность процесса развития личности подростков.

Практическая значимость работы заключается в том, что в системе образования полученные результаты могут служить основой для разработки новых педагогических технологий обучения, воспитания и развития

подростков, а также для улучшения общепсихологической подготовки студентов в ВУЗах. Результаты исследования позволяют ликвидировать пробел в общей, педагогической и возрастной психологии, касающийся психических состояний детей подросткового возраста и могут быть рекомендованы для включения этих данных в курсы по педагогике и психологии для студентов педагогических вузов и университетов, слушателей курсов повышения квалификации учителей и пр. Методика диагностики «чувства взрослости» может использоваться в психологии развития и педагогической психологии. На защиту выносятся следующие положения:

    Каждый возрастной этап подросткового возраста характеризуется спецификой проявления форм и структур психических состояний: наблюдается доминирование отдельных сторон структуры.

    Взаимоотношения психических состояний и процессов характеризуются изменением интенсивности взаимодействия на разных этапах развития личности подростков. Характерными особенностями являются изменение частоты коррелирования психических состояний и процессов, устойчивость связей с мнемическими процессами при дифференцированном отношении с другими процессами в ходе подросткового онтогенеза. Обнаружено, что на мышление в наибольшей степени влияют состояния активации и сонливости, на внимание и воображение - состояния активации и страха.

    Характерной особенностью взаимоотношений психических состояний и свойств личности является устойчивость связей с эмоциональными и интеллектуальными свойствами, при дифференцировании связей с чувством взрослости, волевыми свойствами, общительностью, самооценкой в различные подпериоды развития личности подростка.

4. Одним из подтверждений гетерохронности и неравномерности развития
личности подростка является различие в возрасте, когда начинается
увеличение числа корреляций психических состояний с процессами и
особенностями личности.

Достоверность результатов обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций; применением методов математической статистики, адекватных задачам, цели и логике исследования; опытно-эмпирической проверкой гипотезы; количественным и качественным анализом эмпирического материала.

Апробация и внедрение результатов. Теоретические и эмпирические положения и результаты исследования обсуждались на Региональной научно-практической конференции (г. Набережные Челны, 2001), III съезде Российского Психологического общества (г. Санкт-Петербург, 2003), I Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в российской системе образования» (г. Пенза, 2003), Общероссийской научно-методической конференции «Модернизация образования. Региональный аспект» (г. Вологда, 2003), XI Всероссийской научно-практической конференции «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества воспитания» (г. Казань, 2003), Российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования на современном этапе» (г. Бугульма, 2003).

Внедрение. Результаты диссертационного исследования использованы в учебном процессе при подготовке специалистов на факультете психологии Института экономики, управления и права (г. Казань). Данные исследования явились основанием для проведения индивидуальных консультаций учащихся и педагогов в школах Республики Татарстан.

По теме диссертации имеется 12 публикаций общим объемом 2,5 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего в себя 237 наименований, и четырех приложений. Работа содержит 11 таблиц и 18 рисунков. Общий объем - 206 страниц машинописного текста, исключая приложения.

Психологические особенности подросткового возраста

Изучение психологии подросткового возраста является одним из ведущих направлений в исследовании психологии развития (Л.С. Выготский, И.С. Кон. А.Е. Личко. Д.Б. Эльконин. Э. Эриксон. и др.). Различные аспекты подросткового возраста достаточно подробно раскрыты в психологической литературе. Подростковый возраст является той областью, исследования в которой наиболее многочисленны. Несмотря на это, не существует даже единой периодизации подросткового возраста, настолько различны подходы к данному периоду в различных культурах, различных теориях и при рассмотрении различных аспектов подросткового возраста.

Границы подросткового возраста в современной зарубежной и отечественной медицинской, педагогической, психологической, социологической и юридической литературе понимаются по-разному. Так, у Э. Эриксона подростковый возраст (отрочество) не отделяется от юношеского и занимает возраст 12-18 лет. Недостатком данной периодизации можно назвать смешение двух возрастных периодов в один, так как подростковый возраст и юность имеют значительные отличия в физическом созревании, ведущей деятельности, интересах и т.д. В юриспруденции несовершеннолетними считаются лица 14-17 лет . Основным недостатком данных периодизаций является условность начала и конца периода и отсутствие учета половых различий при характеристике периода. В современных учебниках по психологии развития и возрастной психологии границы подросткового возраста также различаются. Например, у B.C. Мухиной это возраст от 11-12 до 15-16 лет; у Е.Е. Сапоговой - от 9-11 до 14-15 лет, а в учебнике под редакцией Т.Д. Марцинковской приводятся различные периодизации без указания периодизации, принятой за основу.

Следует подчеркнуть, что вышеперечисленные авторы считают подростковый возраст единым периодом, но существуют и периодизации, выделяющие в нем ряд подпериодов. Так, Sherrod, Haggeity, и Featherman отмечают, что под определение подростка в английском языке (teenager - англ. - подросток) попадают лица в возрасте 13-19 лет. Однако такие возрастные рамки являются слишком общими для описания комплексного процесса развития в данном возрасте, поэтому предлагается подразделять подростковый период на два: ранний подростковый возраст (11-14 лет) и средний или старший подростковый возраст (15-19 лет). В отечественной возрастной физиологии приняты различные границы подросткового возраста для мальчиков и девочек, так как развитие идет разными темпами и качественно различается у детей разного пола, и выделяются следующие подстадии : 1) гипофизарная (от 8-10 до 9-12 лет у девочек и от 10-13 до 12-14 лет у мальчиков); 2) активизация половых желез (от 9-12 до 10-13 лет у девочек и от 12-14 до 12-16 лет у мальчиков); 3) максимальный стероидогенез (от 10-13 до 11-14 лет у девушек и от 12-16 до 15-17 лет у юношей); 4) окончательное формирование репродуктивной системы (от 11-14 до 15-16 лет у девушек и от 15-17 до 17-18 лет у юношей). Данная периодизация справедлива для анализа темпов полового созревания, но в ней не учитываются психологические особенности подросткового возраста, что можно считать основным недостатком. Л.С. Выготский выделяет в подростковом возрасте две фазы: негативную (фазу влечений) и позитивную (фазу интересов). Первая фаза связывается со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Симптомы первой фазы подросткового возраста отличаются крайней вариативностью, ситуационной зависимостью, неоднородностью и сложностью поведения. Вторая фаза характеризуется вызреванием нового ядра интересов. Л.И. Божович также считает, что подростковый возраст состоит из двух фаз: 12-15 лети 15-17 лет.

Одной из распространенных периодизаций подросткового возраста является периодизация Д.Б. Эльконина , который, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности, подразделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Однако, следует отметить, что в современной школе даже в старших классах не всегда придается такое большое значение общественно-полезному труду, какое придавалось ему раньше. Следовательно, возникает вопрос, можно ли считать деятельность в старших классах учебно-профессиональной, или профессиональные интересы, исследовательские умения и способность строить жизненные планы формируются позднее, в период профессионального обучения в среднем специальном или высшем учебном заведении.

Такая неоднозначность периодизаций подросткового возраста связана с тем, что одними из его важнейших характеристик являются гетерохронность и неравномерность развития. Так, уже Л.С. Выготский различает три линии созревания: органическое, половое и социальное, которые начинают расходиться в подростковом возрасте. Б. Ливехуд предлагает различать биологический ритм, психическое и духовное развитие, которые идут разными темпами на протяжении всей жизни. А.В. Мудрик предлагает различать четыре типа возраста: хронологический возраст -прожитое данным индивидом число лет, физиологический возраст - степень физического развития человека, психологический возраст - степень душевного развития, педагогический возраст - степень овладения культурой данного общества.

Особенности психических состояний в подростковом возрасте

Как уже отмечалось выше, подростковый возраст является одним из важнейших этапов становления личности, когда дети проявляют как детские, так и взрослые черты. Особенности, свойственные только подростковому возрасту, можно заметить и при исследовании психических состояний детей данного возрастного периода.

Е.П. Ильин отмечает, что психические состояния, переживаемые подростками, в значительной степени связаны с общением, которое определяет как их содержание, так и характер. При этом у подростков сохраняется отрицательное отношение к себе, из-за чего данный возраст характеризуется предрасположенностью к отрицательным эмоциям и рассогласованность в мотивационной сфере.

Е.П. Ильин выделяет следующие черты, характерные для эмоциональной сферы подростков:

1. Очень большая эмоциональная возбудимость, из-за чего подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;

2. Большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками;

3. Повышенная готовность к переживанию страха, проявляющаяся в тревожности;

4. Противоречивость чувств: например, могут с жаром защищать своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения.

5. Возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки;

6. Сильно развитое чувство принадлежности к группе, из-за чего подростки острее и болезненнее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых; часто проявляется страх быть отверженным группой;

7. Предъявление высоких требований к дружбе, в основе которой лежит общность интересов, нравственных чувств;

8. Проявление гражданского чувства патриотизма.

В исследовании психических состояний подросткового возраста Ю.Е. Сосновикова выделяет следующих группы отрицательных состояний:

1) Внутренний дискомфорт, раздражительность, бесцельность, когда трудно собраться с мыслями, управлять своими действиями. Воля снижена, эмоции расторможены, мысли не собраны. Подростки подчинены ситуации и могут совершать под ее влиянием неблагоприятные поступки, не имея к этому специального намерения.

2) Выраженное недовольство, вражда, негативное отношение к окружающим, которое не направлено на определенный предмет, действие или человека, но распространяется практически на всех, кто оказывается рядом.

3) Состояния, близкие к агрессивности, драчливости, гневливости, грубости, которые вызывают конфликты со сверстниками и взрослыми.

4) Аффективные вспышки - драка, грубость, оскорбления, нарушения дисциплины.

Ю.Е. Сосновикава установила, что отрицательные состояния чаще возникают на фоне утомления, то есть в конце рабочего дня, недели. Тем не менее, несмотря на широту диапазона проявления отрицательных состояний, отмечаются значительные индивидуальные различия, связанные установками и успешностью подростков.

Положительными состояниями, чаще всего переживаемыми подростками, являются (там же): 1) Состояния повышенного хорошего радостного настроения, приподнятости, расположения, эмоциональной активности, общительности. 2) Состояние бурной радости, восторга при достижении желаемого, при успехе в учебе или спорте, просмотре фильмов или прослушивания музыки и т.п. 3) Стремление к активной физической деятельности. 4) Состояния интеллектуальной работоспособности, которые чаще всего сочетаются с волевыми усилиями.

Положительные эмоциональные и интеллектуальные состояния подростков в большинстве своем не носят сознательного характера и вызываются внешними причинами, в то время как волевые состояния сознательны и вызываются внутренними причинами.

И.Х. Мирзиев выявил, что старшеклассники и студенты чаще всего испытывают 29 эмоциональных психических состояний (воодушевление, страх, любовь, душевная боль, испуг и т.д.), 6 волевых психических состояний (лень, беспомощность, неуверенность и т.д.), 5 интеллектуальных психических состояний (недоумение, сомнение и т.д.), 5 психофизиологических состояний (стресс, подавленность, усталость и т.д.). Говоря об эмоциональных состояниях, 27% опрошенных признались, что испытывают волнение чаще других состояний, 14% - воодушевление и радость, 10% - возмущение, далее следует страх и т.д. Из волевых состояний 30% чаще всего испытывают лень, 15% - ожидание, 12% - неуверенность, 10% нерешительность. Из интеллектуальных состояний 23% опрошенных выделили раздумье, 18% -сомнение, 6% - раздвоенность и т.д. Из психофизиологических состояний 18% опрошенных испытывают усталость, 9% - спокойствие, 5% депрессии, стресс, подавленность.

Организация и методы исследования психических состояний, процессов и свойств личности в подростковом возрасте

Выборка испытуемых. Так как целью данного исследования являлось изучение особенностей психических состояний в подростковом возрасте, выборку составили подростки в возрасте 10-17 лет, то есть учащиеся средних и старших классов (5-11 классы) средней общеобразовательной школы. В соответствие с периодизацией А.Е. Личко, подростки были разделены на возрастные подгруппы: предподростковую - 10-11 лет - 155 человек (80 - мужского пола, 75 -женского), младшую подростковую - 12-13 лет - 184 человека (80 - мужского пола, 104 - женского), среднюю подростковую - 14-15 лет - 209 человек (104 - мужского пола, 105-женского), старшую подростковую - 16-17 лет - 215 человек (93 - мужского пола, 122-женского).

Таким образом, на первом этапе работы в исследовании приняли участие 763 подростка в возрасте от 10 до 17 лет: 357 человек мужского пола и 406 -женского. Кроме того, в исследовании для составления опросника на определение выраженности чувства взрослости участвовало 127 подростков.

На втором этапе в исследовании участвовало 172 подростка в возрасте от 10 до 17 лет (94 человека мужского пола и 78 человек - женского), также разбитых на возрастные подгруппы: предподростковую - 10-11 лет - 42 человека (23 - мужского пола, 19 - женского), младшую подростковую - 12-13 лет - 47 человек (28 - мужского пола, 19 - женского), среднюю подростковую - 14-15 лет - 47 человек (25 - мужского пола, 22 - женского), старшую подростковую - 16-17 лет - 36 человек (18 - мужского пола, 18 - женского).

В общей сложности в различных исследованиях приняло участие 1062 испытуемых.

Этапы экспериментального исследования. На первом этапе были выявлены типичные психические состояния подростков, возникающие во время учебной деятельности. Кроме того, выявлялись основные причины возникновения данных состояний и методы регуляции психических состояний, наиболее часто используемые подростками. На данном этапе были использованы: метод анкетирования и беседы. Исследование проводилось индивидуально, с небольшими группами подростков и в классных коллективах.

Теоретический анализ показал, что в подростковом возрасте возникает специфическое чувство взрослости. Однако методики исследования данного чувства отсутствуют. С помощью анкетирования было установлено, что подростки понимают под понятием «взрослость, зрелость». В данном опросе участвовало 127 человек старшего подросткового возраста (51 человек -мужского пола, 76 - женского). Качества, названные подростками как отличительные черты взрослого человека, приведены в таблице 1.

По результатам анкетирования был составлен опросник на определение уровня выраженности чувства взрослости у подростков.

На втором этапе проводилось эмпирическое исследование типичных психических состояний подростков и их взаимосвязи с психическими процессами в учебной деятельности; а также исследование взаимосвязи психических состояний и свойств личности подростков.

Исследовались состояния, типичные для всех подпериодов подросткового возраста (страх, радость, активация, сонливость), и состояния, типичные для данного подпериода (интерес и оживление - в предподростковом, усталость - в старшем подростковом возрасте)

Были выявлены особенности изменения выраженности параметров типичных психических состояний подростков (психические процессы, физиологические реакции, переживание и поведение) в различных возрастных подгруппах подросткового возраста.

При переживании подростками типичных психических состояний исследовались такие психические процессы, как память (кратковременная и долговременная вербальная и образная память), внимание (продуктивность, устойчивость, переключение, концентрация, объем внимания), мышление и воображение.

Кроме того, были выявлены особенности личности испытуемых, а также особенности личности, характерные для подросткового возраста, с помощью авторского опросника на определение выраженности чувства взрослости.

Для обработки результатов были применены статистические методы корреляционного анализа Пирсона, достоверность различий оценивалась с помощью Т-критерия Стьюдента . Для иллюстрации результатов использованы рисунки, таблицы, гистограммы и лепестковые диаграммы.

Взаимосвязь психических состояний и психических процессов в подростковом возрасте

В данном параграфе анализируются различия между состояниями, а также между переживанием одного состояния в различные возрастные подпериоды (табл. 10). Средние показатели психических процессов в различные подпериоды подросткового возраста представлены в Приложении 3.

Примечание: оживление/оживленность и заинтересованность являются специфическими состояниями предподросткового возраста, а усталость -старшего подросткового, поэтому в других возрастных подпериодах они не рассматриваются.

Из таблицы видно, что на уровне значимости р 0,01 в предподростковом возрасте больше всего корреляционных связей психические процессы имеют с состоянием активации и меньше всего - с состоянием страха. В младшем подростковом возрасте больше всего корреляционных связей психические процессы имеют с состоянием сонливости. Такая же картина, как и в младшем подростковом, наблюдается в среднем подростковом возрасте, хотя в данном возрастном подпериоде число корреляций страха с процессами приближается к числу корреляций сонливости. Уменьшение когерентности между психическими процессами и состояниями от подпериода к подпериоду подросткового возраста (вплоть до старшего подросткового) согласуется с данными Г.Н. Генинг , выявившей сходную тенденцию у младших школьников.

В старшем подростковом возрасте число корреляционных связей психических процессов с состояниями значительно выше, чем в предыдущих возрастных подпериодах. Число корреляций страха, активации и сонливости с процессами в старшем подростковом возрасте примерно в два раза превышает число корреляций в младшем и среднем подростковом возрастах, а радости - в 3 раза. Число корреляций психических процессов и состояний в старшем подростковом возрасте сравнимо с числом корреляций в предподростковом, однако, и в данном случае наблюдается некоторое его увеличение. Больше всего корреляционных связей с психическими процессами имеет состояние сонливости, а. меньше всего - страха.

Можно предположить, что уменьшение взаимосвязей большинства состояний (радости, активации и сонливости) с психическими процессами от предподросткового к среднему подростковому возрасту свидетельствует об увеличении устойчивости процессов. Данной тенденции не соответствует лишь состояние страха, число корреляций с процессами которого растет в течение всего подросткового возраста. Возможно, это связано с тем, что в школе и дома традиционно преобладает апелляция к наказанию за неуспешность или плохое поведение. В результате ориентировка на избегание наказания и, следовательно, страх, как привычное состояние, закрепляются и мотивируют деятельность в наибольшей степени. Резкое же увеличение числа корреляций всех состояний с процессами в старшем подростковом возрасте связано с подходом подростков к предкритической фазе кризиса 17 лет (так же, как и в предподростковом возрасте - перед подростковым кризисом).

При анализе результатов исследования и их корреляционных связей были выявлены не только количественные, но и качественные отличия во влиянии психических состояний на психические процессы в различные возрастные подпериоды. Корреляции между показателями психических процессов и психических состояний в различные подпериоды подросткового возраста обозначены на рисунках..

Рассмотрим особенности взаимоотношений психических состояний и различных видов памяти (кратковременной и долговременной вербальной, кратковременной и долговременной образной) (рис. 11).

Связи состояний с различными видами памяти в предподростковом возрасте (10-11 лет) можно отразить в виде рисунка (рис. 11).

Наблюдается корреляционная связь на уровне значимости р 0,01 между показателем кратковременной вербальной памяти и состояниями радости, активации (связь положительная) и оживления/оживленности (связь отрицательная). В наибольшей степени данный вид памяти связан со способностью к самоконтролю в состояниях радости и активации: чем лучше эта способность, тем более продуктивна кратковременная вербальная память в вышеназванных состояниях. Это говорит о том, что самоконтроль и саморегуляция состояний у детей 10-11 лет еще несовершенны, ситуативны, зависимы от уровня волевого развития, и продолжается их интенсивное становление. В состоянии оживления/оживленности данный вид памяти связан, в первую очередь, с особенностями речи. Однако, эта связь отрицательна: с повышением активности, темпа, громкости речи в состоянии оживления/оживленности ухудшается кратковременная вербальная память, так как внимание рассеивается между говорением и запоминанием.

Похожие статьи