Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста (программа "Развитие рук Л.А. Венгер). Занятие "Я — человек". Конспект занятия по развитию логического мышления у старших дошкольников «Дом Общие правила развития логики у ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками

По развитию элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). (Программа “Развитие”, руководитель Л.А. Венгер).

Программное содержание:

  • формирование умения делать простейшие умозаключения;
  • освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий к категории (рассказ о вигвам);
  • освоение действий самостоятельного построения модели в форме классического древа “под диктант”;
  • воспитание умения слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, воспитание выдержки.

Материал: предметные картинки по теме “Дома”, “Животные”, листы бумаги, простые карандаши, “самодельная” книга (в виде папки-раскладушки).

Ход занятия

1. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по книге, которую мы сами будем мастерить, во время путешествия и творчества нам предстоит решить несколько задач. А для того, чтобы успешно справиться с этим, нам нужно провести зарядку ума.

Итак, скажите, где “истинно”, а где “ложно”.

а) Некоторые мальчики любят мороженное.

б) Девочки иногда ходят в платьях.

в) Бабочки умеют летать.

г) Все зеленые – лягушки.

д) Все мальчики умеют играть в хоккей.

е) Все девочки любят играть в куклы.

2. А теперь проверим, умеете ли вы рассуждать:

а) Все растения питаются, растут, погибают, дерево – это растение, значит … (рассуждения детей)

(ответ: дерево питается, растет, погибает).

б) Все березы – деревья, все деревья – растения, значит …

(ответ: береза - дерево).

в) Деревянные предметы не тонут в воде, камень тонет в воде, значит …

(ответ: камень – не деревянный).

г) Все рыбы дышат жабрами, кит дышит легкими, значит …

(ответ: кит – не рыба).

II. Основная часть

Отлично, теперь можно отправиться в путешествие. Сегодня я предлагаю вам попутешествовать по книге, которая все знает. Как называется такая книга?

Ответы, рассуждения детей.

Да, такая книга называется Энциклопедия. Вот эта книга (рассматриваем самодельную книгу в виде папки-раскладушки).

Давайте рассмотрим ее. (Листаем, некоторые листы чистые, на других - картинки).

Нравится ли вам такая книга? Можно ли что-нибудь узнать из такой книги?

Я предлагаю вам смастерить свою энциклопедию, а потом подарить ее малышам.

Ответы детей.

С чего начинается любая книга?

Ответы детей.

Да, с названия. У нашей энциклопедии тоже оно есть, но только вы должны узнать, какое. Я прочитаю отрывок из сказки “Маугли”, а потом вы выберите правильный ответ:

“… В диких лесах Индии в одной из волчьих стай вырос человеческий детеныш. Его звали Маугли.

Он очень любил своих братьев волков. Но у него было много недругов в лесу.

Однажды его это ток расстроило, что он расплакался и спросил у своей учительницы – пантеры: “Почему меня не любят?”

Тебя не любят за то, что ты вытаскиваешь занозы из лап, за то, что ты – человек …”

Рисунок 1

Выберите правильный ответ:

а) “Я - человек”;

б) “Я - ребенок”;

в) “Я - взрослый”.

Ответы детей, доказывают свой выбор.

После ответа показываю обложку, на которой название энциклопедии “Я – человек” и рисунок человека.

Рисунок 2

Молодцы. С этим заданием справились. Я – человек. Ты – кто? А ты – кто? и т.д. А вместе мы – кто? А кого больше? Людей или детей? Взрослых или женщин? Людей или взрослых? Детей или мальчиков?

Давайте откроем вторую страницу.

Рисунок 3

Рисунок 4

Кто и что на ней нарисовано? Почему все это на одной странице?

Ответы детей (Все - живое).

Вот комнатное растение <Рисунок 3>. Решите задачу про него: растение – живет, растет, питается, цветок – это растение, значит … (рассуждения детей).

(ответ: цветок – живет, растет, дышит, питается).

А теперь, давайте, сравним животного с человеком <Рисунок 3>

Ответы детей.

Чем они похожи, чем отличаются? Можно ли сказать, что человек – это животное? Значит вывод – человек – это … (вывод делают дети. Вывод делается на основе сравнения признаков животных и человека: ведь животное, как и человек, растет, дышит, питается, двигается, размножается, играет, погибает, рождается. При рассуждении нужно подводить детей не только к сравнению внешних признаков).

И с этим заданием справились. Отправляемся дальше в путешествие. Вот мы и на следующей странице. (Рассматриваем рисунок на ней).

Рисунок 5

Где живет человек?

Ответы детей.

А вот древний человек жил в темных холодных пещерах. Ему нравилось так жить. Истинно это или ложно?

Ответы детей.

Конечно же, нет. Решил человек строить дома. Давайте же посмотрим, какие дома он строил. (Рассматриваем картинки – старые дома: деревянные, мазанки, шалаши, юрты, палатки, бараки).

Как все эти картинки можно назвать одним словом? (Дома). Что общего между этими картинками? (Это – жилье).

На какие группы можно разделить все эти картинки? Почему так? Объясните.

Ответы детей. (По материалу, из которого они сделаны).

А теперь попробуйте зарисовать то, о чем мы говорили – построим модель. (Модель строим под “прямой диктант”. Я диктую, а дети обозначают слова точками).

Текст: все это дома, их можно разделить на две группы (по материалу, из которого они сделаны), деревянных два вида домов: бараки (Б) и одноэтажные дома (Д). Материя (М) – три вида: палатка (П), юрта (Ю), мазанка (М).

Рисунок 6

Рисую свою модель, “ошибаюсь”, дети сравнивают модель воспитателя со своими, исправляют неточности.

А вот древние индейцы жили в Северной Америке, занимались они сельским хозяйством, были у них вигвамы. (Дальше идет рассказ воспитателя о вигвам, из которого дети должны понять, что вигвам – это жилье, дом, но слов “жилье”, “дом” в рассказе воспитателя быть не должно. Дети должны сами догадаться, что такое “вигвам”, только потом показать картинку с изображением “вигвам”).

Так что такое вигвам?

Ответы детей.

Как узнали, что вигвам – это дом, в нем можно жить?

Ответы детей.

Раз это жилье, значит, ему можно найти место в нашей модели. Обозначьте вигвам (В). (Самостоятельная работа детей).

Рисунок 7

Дети объясняют, почему так.

Вывод, который делают дети: какой бы дом ни был, из чего бы не был сделан, человек будет жить в нем, а не на улице.

Вот и еще одну страницу заполнили. Давайте посмотрим, что мы уже сделали: мы составляли энциклопедию, говорили о том, кто такой человек, чем человек отличается от животного, заполнили страницу о жилище человека, и осталось у нас еще много чистых страничек в нашей энциклопедии, чем же можно их заполнить, о чем можно еще написать в книге под названием “Я - человек”. Наверное, об еде, одежде, транспорте, профессиях, любимых занятиях, людях и т.д. Этим мы займемся в следующий раз. И я рада, что, заполняя энциклопедию, мы учились с вами рассуждать, делать выводы, простейшие умозаключения, решать логические задачи и быть писателями: мы начали писать свою энциклопедию “Я - человек”.

Всем спасибо.

Занятие окончено.

Тема: "Овощи"

Цель:

Развивать умение выполнять задания, предполагающие развитие мыслительных операций - анализ и синтез предметов.

Упражнять детей в составлении целого из частей.

Учить узнавать предмет по деталям.

Учить выделять несколько предметов из группы по определённому признаку.

Воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей.

Учить рассуждать и обосновывать свой выбор.

Развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общее, отличать главное от второстепенного.

Развивать внимание, восприятие.

Стимулировать познавательную активность детей.

Материал:

Демонстрационный: картинка с силуэтом зайца, картинка с овощной грядкой, картинка к заданию "Сколько зайцев спряталось за кустом?"

Раздаточный: лабиринт, карточки к игре "Собери урожай", карточки с изображением зайца из геометрических фигур, карточки с изображение зайцев с морковкой и без (по числу детей).

Занятие № 1 "На огороде"

1. Ребята посмотрите внимательно на картинку.

Как вы думаете, кто к нам в гости пришёл? Правильно, зайчик (педагог достаёт игрушку). Он пришёл к нам не с пустыми руками, а с интересными заданиями. Хотите узнать какими?

2. Мама послала зайчика за овощами, но он заблудился и не может найти дорогу к огороду. Давайте поможем ему.

Игра: "Найди дорожку".

3. Что-то наш зайка растерялся. Ребята давайте поможем зайке собрать овощи.

Игра: "Собери урожай".

В одну корзину соберите овощи, а в другую фрукты. Покажите стрелками, что надо положить в каждую корзину.

4. Зайка наш устал. Давайте вместе с ним с ним отдохнём.

Физкультминутка: "Зайка"

Скок - поскок, скок - поскок
Зайка прыгнул на пенёк,
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок - поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

(движения по тексту стихотворения)

5. А сейчас последнее задание, которое вам приготовил зайка.

Послушайте задачку, подумайте и решите.

"В саду было 4 грядки с морковкой и капустой. Грядок с морковкой было больше, чем с капустой. Сколько грядок с морковкой и сколько с капустой было в саду?"

6. Интересные задания приготовил зайка для вас ребята? Давайте поблагодарим зайчика за это, а в подарок нарисуем морковку для него и его друзей.

Занятие №2 "В гостях у зайчика".

Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к нашему зайчику. Вы согласны. Тогда мы сядем в поезд и поедим по лесной железной дороги (все дети образуют поезд, встав друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, а воспитатель встаёт первым).

Ну, вот мы приехали. А нас с вами встречает наш зайчик и его друзья, но они испугались и спрятались за кустом.

Задание №1: Сколько зайчиков спряталось за кустом.

3. А это задание для вас приготовили друзья нашего зайчика.

Задание №2: Обведи зелёной линией только белых зайчиков, а красной линией, только зайчиков с морковкой. Какие зайчики оказались обведены и той и другой линией?

4. А теперь приготовьте ваши пальчики:

Пальчиковая гимнастика: "Зайцы"

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Десять серых зайцев
Дремали под кустом
И двое вдруг сказали:
"Вон человек с ружьём"
Двое закричали:
"Давайте убежим!",
Двое прошептали:
"Давайте помолчим!",
Двое предложили:
"Мы спрячемся в кустах!",
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать " БАХ"?"

"БАХ" - выстрелил охотник, (хлопаем в ладоши)

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев (бежим пальчиками по столу или коленям)

Пустились на утёк.

5. Наши пальчики отдохнули и теперь готовы к следующему заданию.

Задание №3: Закрасьте справа только те геометрические фигуры, из которых нарисован зайчик.

Ребята зайчик благодарит вас за работу!

Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Программное содержание:

Освоение действий самостоятельного построения модели в форме классификационного древа под прямой диктант. Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий в категории. Развитие умения строить родовидовые понятийные отношения. (ОО «Познание»)

Развитие умения правильно задавать вопросы, используя в речи сложносочиненные и сложноподчиненные виды предложений. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже. Закрепить в речи детей названия общих понятий (мебель, посуда, одежда и т.д.). Развитие умения правильно строить речевые высказывания.(ОО «Коммуникация»)

Развитие умения выслушивать ответы товарищей, не перебивая их. Развивать желание соревноваться в составлении вопросов о предмете. Развитие внимания, умения самостоятельно давать объективную оценку своей работе. (ОО «Социализация»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 386 г.о.Самара

КОНСПЕКТ НОД

по развитию элементов логического мышления

по программе Л.А.Венгера «Развитие»

в подготовительной группе №2 «Ромашка»

Воспитатель

Шаталова Т.В.

Интеграция образовательных областей: « Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Программное содержание:

Освоение действий самостоятельного построения модели в форме классификационного древа под прямой диктант. Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий в категории. Развитие умения строить родовидовые понятийные отношения. (ОО «Познание»)

Развитие умения правильно задавать вопросы, используя в речи сложносочиненные и сложноподчиненные виды предложений. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже. Закрепить в речи детей названия общих понятий (мебель, посуда, одежда и т.д.). Развитие умения правильно строить речевые высказывания.(ОО «Коммуникация»)

Развитие умения выслушивать ответы товарищей, не перебивая их. Развивать желание соревноваться в составлении вопросов о предмете. Развитие внимания, умения самостоятельно давать объективную оценку своей работе. (ОО «Социализация»)

Материал.

Демонстрационный: модель, с условными и буквенными обозначениями понятий, мяч, куклы-африканцы, картинки с изображением разных видов (по две-три) мебели, птиц, муз.инструментов, одежды.

Раздаточный: листы бумаги, простой и красный карандаши, фишки, перфокарты.

Ход НОД

Часть 1.

Воспитатель вносит кукол-африканцев и говорит о том, что в Африке жарко и люди почти не носят одежды. Предложить детям побеседовать об одежде, для чего она нужна, какая бывает. Дети вычленяют группы и называют конкретные виды одежды, придумывая для них условные обозначения.

Воспитатель последовательно диктует слова, а дети обозначают слова точками, условными обозначениями и буквами, соединяя точки стрелками: (одежда, легкая одежда, теплая одежда, сарафан, шуба, юбка, пальто, тулуп, рубашка) т.е. дети строят модель.

Часть 2.

Игра «Поймай и назови». Воспитатель бросает ребенку мяч и называет общее понятие, ребенок. В ответ называет объект, который входит в него. Затем играют наоборот, т.е. воспитатель называет объекты, входящие в общее понятие, дети - само понятие.

Часть 3.

Упражнение: «Найди закономерность и нарисуй недостающую фигуру». Дети на индивидуальных перфокартах дорисовывают недостающую фигуру, затем меняются перфокартами и проверяют правильность выполнения товарищем задания, исправляют ошибки красным карандашом и рассказывают о причине исправления. (Можно проверить правильность выполнения задания с помощью образца воспитателя).

Часть 4.

Игра «Да-нет». Перед детьми картинки вывешиваются в беспорядке. Воспитатель загадывает одну из картинок. Дети с помощью последовательных вопросов отгадывают ее.

Примечание: дети задают вопросы, на которые водящий может ответить только «да» или «нет» Воспитатель помогает правильно и точно сформулировать вопрос. Отгадавший предмет ребенок, становится водящим. За четкие вопросы детям выдаются фишки. В конце игры их количество подсчитываете и выявляется победитель.

Куклы-африканцы «благодарят» детей за полученные сведения. Дети дарят им свои схемы и перфокарты для показа другим жителям Африки.


Олеся Гаизова
Занятие по логике в старшей группе «Одежда»

Программное содержание : Освоение графического построения модели классификационных отношений между понятиями; сравнение понятий по объемам; дополнение родового понятия видовым. Закрепление действий по построению и использованию модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами. Развитие навыков сотрудничества детей друг с другом.

Материал : Р.: Набор карточек с изображением зимней и летней одежды на каждую пару детей, круг Эйлера, маленькие круги (3-4 шт., дидактическая игра «Найди пару (одежда ) », дидактическая игра «Что за чем?» , карточки для работы в паре : «готовы отвечать» , «вопрос» .

Д.: Карточки с изображением зимней и летней одежды (3-4 шт., письмо, кукла «Сеяного-Рассеяного» , фишки.

Ход занятия:

Дети в кругу с воспитателем. Воспитатель рассказывает детям о том, что к ним в сад пришло письмо из д/с «Елочка» . Читает письмо, в котором говориться о том, что в их саду были соревнования между детьми старшей группы на тему «Кто из детей больше всех назовет слов, обозначающих разную одежду ». Все дети справились с заданием, но необходимо определить, кто из детей назвал больше всех слов. У ребят возник спор. Воспитатель предлагает детям помочь разобраться, кто же из детей назвал больше всех слов : «Полина придумала больше слов, чем Костя, а Ваня придумал больше слов, чем Полина».

Кто из детей победил? (ответы детей)

Почему вы решили, что это Ваня?

А кто из детей назвал меньше всех слов? (ответы детей)

Ребята, а вы знаете, какая одежда бывает ?

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди пару» . Дети берут по одной карточке с изображением одежды (зимней или летней) и находят пару к этой одежде : шуба - варежки, пальто-шапка, шорты - футболка, брюки - рубашка, юбка-блузка. С помощью этой игры дети делятся на пары, объясняют, почему вместе встали, почему выбрали соответствующую пару. Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

Стук в дверь. Приходит кукла изображающая «Сеянного – Рассеянного» . Кукла неправильно одета, вперемешку летняя и зимняя одежда . Воспитатель предлагает рассмотреть гостя и оценить его. Как он выглядит?

Как вы думаете, правильно ли одет наш гость?

Почему вы считаете, что неправильно? (ответы детей)

А мы сможем помочь нашему гостю? Давайте, ему объясним, как необходимо одеваться. Посмотрите на карточки и скажите, что на них изображено? (дети перечисляют виды одежды и дают общее название, изображенным на картинках предметам).

Можно ли эти карточки разделить на группы ?

Ребята, у вас на столе лежат карточки, разложите их на группы .

Сколько получилось групп ?

Какие группы получились ? (летняя и зимняя одежда )

Ребята, а можем мы эти группы обозначить кружочками? Воспитатель предлагает детям построить модель. Сначала обозначаются понятия «зимняя одежда » и «летняя одежда » , сравнивают по объёму. Дети при помощи кружков обозначают одежду .

Почему вы выбрали два кружка? Что они обозначают? (воспитатель спрашивает две-три пары детей)

Ребята, а мы можем объединить эти две группы в один большой круг ? Почему?

Что он будет обозначать? (Одежда )

Какие виды одежды оказались в большом кругу? (летняя и зимняя)

Молодцы!

Воспитатель приглашает детей на физкультурную паузу.

А сейчас, ребята, давай те нашему гостю расскажем и покажем, какая одежда легкая , какая потеплее, и какая самая теплая. (Воспитатель предлагает детям игру «Что за чем) Дети выкладывают на карточках полоски разной длины для обозначения свойства одежды (легкая, теплее, жаркая и т. д.) . Например : короткая полоска к купальнику, средняя к платью, самая длинная к шубе. Взаимопроверка у доски.

Итог занятия :

Что мы сегодня делали?

Помогли мы нашему гостю узнать, как нужно правильно одеваться? Где какая одежда и когда ее нужно носить?

Что было трудно и кому?

Какая пара работала дружнее?

В конце итога занятия воспитатель поощряет детей фишками за работу при помощи самоанализа и анализа детей.

Анастасия Кузнецова
Конспект занятия по развитию логического мышления у старших дошкольников «Дом»

Задачи :

1. Продолжать развивать мыслительные процессы (выделение существенных признаков, анализ, синтез, обобщение, самостоятельность логического мышления , смекалку и сообразительность.

2. Учить находить логические связи между предметами,

3. Подготовка руки к письму.

4. Воспитывать любознательность, интерес и потребность в знаниях.

1. Введение (обозначение темы занятия ) .

1) Вот огромный шумный мир,

В нем четыреста квартир,

Пять подъездов, домофоны,

Остекленные балконы.

Ответ : Дом

2) В нем живет моя родня,

Мне без нее не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый …

Ответ : Дом

Упражнение «Скажи одним словом» :

дом из кирпича -, дом из бревен -, дом из блоков -, крыша из железа -, шкаф из дерева -, диван обтянутый кожей -, стул из пластмассы -, столешница из стекла -, кресло обтянутое кожей -, дом в деревне -, дом в городе -…

2. Основная часть (использование презентации) . Упражнения для развития логического мышления :

1) «Чем похожи и чем отличаются» .

Перед вами два дома. Скажите, пожалуйста, они одинаковые? А чем же они отличаются? Посмотрите внимательно, есть ли у них что-то общее? Чем эти дома похожи?

2) «Найди лишний предмет» .

Что мы видим на картинке? Назовите все три предмета. Назовите лишний предмет. Объясните, почему вы так думаете?

3) «Смысловые соотнесения» .

Какой предмет нужно поставить вместо знака вопроса?

Например, деревянный дом построен из бревен, а кирпичный из…

Физминутка "У оленя дом большой".

У Оленя дом большой (Руки над головой изображают крышу дома) .

А у зайки маленький. (Руки изображают крышу, но опущены вниз к полу) .

Олень сидит, в окошко глядит. (Правым кулаком подпереть щеку; левая рука поддерживает правую) .

Зайка по полю бежит (Бег на месте) .

В дверь к нему стучит. (Топать ногами, руки на поясе) .

«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочередно правой и левой рукой) .

Там в лесу охотник злой!»(Руки на поясе, поочередно поворачиваться вправо и влево, одновременно поворачивая голову назад. Осматриваться) .

«Зайка, зайка, забегай! Лапку мне скорей давай» .(Зазывные движения рукой. Протянуть руку с открытой ладонью)

4) «Квартет» .

В прямоугольнике нарисованы три предмета. Какие? Выберите из 4 предметов под стрелочками только один, который больше всего подходит к ним.

Какой это предмет?

5) «Что сначала, что потом?» .

Рассмотрите рисунки. Расскажите о том, что изображено на них. Что было сначала, что потом?

Картинки обозначены кружочками разных цветов. Выложите у себя на столе кружочки в том порядке, как изменялась стройка на картинке.

6) Логическая задача .

В доме было четыре комнаты.

Из одной сделали две.

Сколько стало комнат?

Физминутка «Строим дом» .

Стук-стук молотком, (Имитация молотка)

Строим, строим новый дом. (Ходьба на месте)

Ты, пила, пили быстрей, (Имитация пилы)

Домик строим для людей. (Прыжки на месте)

3. Заключительная.

Упражнение «Заштрихуй домики» (подготовка руки к письму) .

На столах лежат приготовленные домики с направлениями для штриховки.

Подведение итогов занятия .

Воспитатель отмечает оригинальные ответы, активность детей.

- Вопросы к детям : Какое задание понравилось больше всего? Какое задание было трудным? Самым интересным?

Публикации по теме:

Развитие логического мышления у дошкольников. Логические игры Мы живём в век высоких технологий и время предъявляет нам и нашим детям всё более высокие требования. Основной задачей современного образования.

Развитие логического мышления у старших дошкольников Развитие логического мышления у старших дошкольников" ]Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются.

К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Использование судоку в развитии логического мышления дошкольников Один из основных залогов успешного обучения детей - это использование в работе с детьми дошкольного возраста занимательного наглядного материала.

Конспект занятия по развитию логического мышления «Королевство Четырёхугольников» в старшей группе Цель: Овладение практическими умениями и навыками работы с конструктором «Тико» Задачи: образовательные: продолжать учить составлять плоскостные.

Цель: Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Программное содержание: Учить детей работать по.

Конспект занятия по развитию словесно-логического мышления «В гостях у сказки» (старшая группа) Цель: Формирование словесно - логического мышления Формирование интереса к книге Задачи: 1. Тренировать мыслительные операции (анализ и.

Похожие статьи