Ваш ребенок попал в плохую компанию. Что делать? Ваш ребенок не любит читать? Я знаю, что делать! Что делать ваш ребенок не говорит

Автор статьи Ольга Евгеньевна Грибова, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образовании.

Что делать, если ваш ребенок не говорит?

Этапы работы с ребенком длятся в жесткой последовательности, которую нельзя нарушать. Переходить на следующий этап можно только после того, как освоен материал предыдущего.
Книга не заменит консультации и занятий со специалистом. Диагноз - не приговор, диагноз, — успешный старт на пути к воспитанию полноценной речи.
Словарь для справок:

Коррекция - исправление, например, коррекция речевых дефектов, коррекция зрения и др.
Ранняя коррекция - система педагогических мероприятий по нормализации психического и физического развития ребенка, проводимых в период раннего детства (до 3 дет).
Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки.
В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический и направленный характер. Здесь представлен первый этап формирования речевой деятельности у детей, имеющих лепетную речь.
Для каких категорий детей можно применять предлагаемые методы?
Это дети раннего возраста (от рождения до трех дет).
Это дети после 3 лет,имеющие грубое речевое недоразвитие, которых иногда называют безречевые дети. Данный термин не совсем корректен, поскольку дети, относящиеся к данной группе, могут использовать некоторый ограниченный набор средств общения: лепетные слова, звукоподражания, вокализации, мимику, жесты- Некоторые из них довольно активно вступают в контакт, другие замкнуты, стеснительны, стараются уходить от общения, третьи демонстрируют выраженный речевой и поведенческий негативизм с элементами агрессивного поведения, т.е. отказываются от речевого и неречевого общения, демонстрируя свое неприятие ситуации, выражая протест иногда даже с помощью кулаков.
Лепетные слова - слова, состоящие из одного - трех одинаковых слогов, например: баба, па (палка), ляля (кукла) и т.п. Употребление маетных слов характерно для детей первого года жизни (см. табл. на с. 13)
Звукоподражания -слова, построенные на основе подражания природному звучанию предмета, например, мяу (кошка), пи пи (мышка), би-би (машина) и др. Подобные звуки подражания характерны для речи детей на начальных «этапах» становлении речи (примерно до 1.5-2 лет).
Вокализация — протяжное произнесение гласных звуков или звучание с различной интонацией. В норме развития используется только в младенческом возрасте (до I года).

В любом случае эти дети характеризуются следующим образом: "Все понимает, но не говорит"
В предлагаемой методике мы следуем онтогенетическому принципу. Развитие речи подчиняется универсальных законам не проходит определенные этапы в жесткой последовательности. Следовательно, при организации коррекционной работы необходимо смоделировать эти этапы и корректировать несфоромиванные механизмы, определяющие развитие речи ребенка на каждом из этих этапов. Предлагаемые методы формирования речевой деятельности не приложны к коррекции речи детей с нарушением слуха и детским церебральным параличом. Для детей этих групп предлагаемую систему работы необходимо модифицировать адекватно возможностям детей.

Как формируется речь
Как известно, своевременное и полноценное овладение ребенком речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько этапов Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0.8 - 1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Это период подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи. Ниже мы приводим таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. В таблице в графе 3 приводятся среднестатистические данные о сроках, в течении которых могут появится те или иные формы общения и языковые единицы в соотвествии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичны проявления, это должно насторожить вас. N Форма речи Примерный возраст появления
1. Интонирует крики(Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) 1-2 мес.
2. Гуканье, гуление. (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) 1.5-3 мес.
3. Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, на состоящее из одинаковых слогов) 4-5 мес.
4. Лепетные слова (Ребенок использует в речи "нянькин язык": слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.) много звукоподражаний (би-би, гав-гав) 8 мес- 1 год 2 мес.
5. Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и тд 1год 6 мес - 2 года 2 мес.
6. Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется) 1,9 года - 2,6 года.
7. Появление грамматически» форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежа и др) 2,4 года - 3,6 года.
8. Словотворчество (Ребенок "сочиняет" свои слова, но при этом использует законы родного языка) 2,6 года - 3,5 года.
9. Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми 1 мес- 1,5 мес.
10. Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом 2,6 года - 3,6 года.

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, "как взрослые". Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто "на своем языке". Одна и та же ситуации оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: " Дай!", а девочка тихо канючить: "Мячик!". Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.

Подождите волноваться!

Может быть, ваш ребенок всею лишь исключение из правила, подтверждающее это правило"
Признаки благополучного развития речи у ребенка:
. Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
. У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
. Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
. Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
. Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
. Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
. Ребенок развивается с задержкой.
. Ребенок перенес тяжелые заболевания.
- У ребенка есть неврологические заболевания.
- Ребенок неохотно повторяет за ними слова и предложения.
- Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал
- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам, за помощью ("самостоятельный» ребенок).
- Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми
- Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания "Скажи еще раз лучше» не реагирует.
- Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит вашему ребенку необходима помощь!
Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают — ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются. Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма. Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова "скажи" и "повтори" хотя бы на первое время.

Занятия надо начинать как можно раньше
Необходимо подчеркнуть, что здесь и далее мы будем рассказывать о детях с сохранными двигательными функциями нормальным физическом слухом, у которых отмечается задержка темпов речевою развитии. Необходимо отметить, что еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появится первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования зачатков речи и избежать вторичных наслоений. Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.

Как помочь ребенку?
Коррекционная работа требует много знаний и определенных навыков. Поэтому будьте внимательны, выполняйте все наши инструкции в строгом соответствии с написанным. Если что-то сразу не получается, посоветуйтесь со специалистом. Не торопитесь перепрыгивать с этапа на этап. Все этапы являются строго обязательными в представленном порядке. Нам сложно определить, сколько времени потребуется для занятий на каждом этапе. Продолжительность ежедневных занятий и общая продолжительность работы определяется индивидуально в соответствии с возможностями детей.
Основными задачами коррекционной работы с ребенком, имеющим зачатки лепетной речи, являются:
- развитие мотивационной основы речевой деятельности;
- формирование имитационных способностей.
Словарь для справок:
Мотивация - побудительная причина, повод к какому-либо действию, поступку.
Имитация - подражание, способность воспроизводить речь.
В норме, как мы уже говорили, речь ребенка формируется в процессе общения с носителями языка через имитацию. При этом постепенно происходит «подгонка» детского языка к языку взрослого на основе неосознанного языкового анализа, синтеза и способности к лингвистическим обобщениям. Таким образом, в ходе коррекционной работы, прежде всего, необходимо добиться, чтобы у ребенка появилась потребность в общении.
Попробуйте сделать следующее:

Первый этап.
Расположитесь с ребенком где - нибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. создайте интимную, доверительную обстановку: говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь. Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками, звукоподражаниями. Очень важно, чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной. Вы можете выбрать любую совместную деятельность, лучше доступную и интересную для ребенка. Например, у вас сын. Вы играете с ним в машинки. При этом вы катаете вместе с сыном машинку, изображая ее бибиканье: «Би - би» или «Ту - ту». Попытайтесь установить словесный контакт с сыном. В ходе игры спросите ребенка: «Как гудит машина?». И сами отвечайте на этот вопрос: «Би - би». - с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би - би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка, знайте, что это маленькая победа! Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним! Разумеется, что вопрос можно несколько изменить, например: «Как гудит эта машина?», «А если поедет синяя машина, как она гудит?» и прочее. Если у вас дочка, то надо выбрать игру, которая ей нравится, то, чем она может заниматься достаточно долгое время. Иногда детям нравится наблюдать, как падают кубики. В таком случае мы советуем заняться совместным собирание пирамидки или другого сооружения с регулярным его разрушением, сопровождая последнее действие проговариванием слова: «бах». Можно переходить к реализации следующей задачи - формированию навыка эхолалии - отраженной речи. Для этого взрослый (мама, папа, бабушка, воспитатель яслей, в общем тот, кто занимается воспитанием ребенка) должен организовать специальное общение с ребенком в процессе совместной предметной деятельности или игры. Помните, нельзя использовать прямые инструкции: «Скажи», «Повтори»! Рассмотрим поподробнее приемы вызывания отраженной речи - имитации речи взрослого ребенком.

Второй этап.
Взрослый (педагог) отбирает для имитации простые по звукослоговому составу 5 - 10 слов, названий окружающих предметов, например, одежды, игрушек, посуды, еды (1 - 2 группы), того, что ребенок любит больше всего, для совсем маленьких детей можно использовать имена близких людей. При этом взрослый говорит на так называемом «нянькином» языке, в котором слова упрощены до лепета, много звукоподражаний, типа: мышь - пи - пи, кошка - мяу или киса и др.
Представим, что ребенок любит гулять (дело происходит зимой) и поесть, поэтому мы отобрали следующую лексику: шуба, шапка, сапоги; ложка, чашка, вилка. Рассмотрим на конкретном примере, каким образом действует взрослый.
Взрослый во время проведения режимных моментов, в частности, во время одевания и еды, многократно проговаривает эти названия, разворачивая перед ребенком диалог - образец, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, четко, то есть утрированно. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого, по мере смены действий.
Например, достаем и надеваем на ребенка шубу.
Взрослый. Что мы достали? - Шубу
Что это такое? - Шуба.
Что сейчас мы надели? - Шубу.

Потом стали надевать на ребенка шапку.
Что мы достали? - Шапку.
Что это такое? - Шапка.
Что сейчас мы надели? - Шапку. И т.д.
И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом. Просто так слова повторять бесполезно. Так может продолжаться много дней, даже если на языке у вас медленно, но верно образуется мозоль.

Третий этап.
Постепенно ребенка косвенно поощряют к вступлению в диалог - после вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.). Например:
Взрослый. Принеси тарелку. Что ты принес?...
Правильно, тарелку. Это тарелка… .
Что это? …
Это тарелка. И т.п.
Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на заучивании слова, но и на артикуляционных укладах. Взрослый добивается того, чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию. Например:
Взрослый. Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы: та-рел-ка.
Еще раз: та-рел-ка.
Давай вместе: та-рел-ка. Молодец!.
Хвалите ребенка даже в том случае, если он не повторил, а только внимательно следил глазами за движением ваших губ.
Взрослый. Еще раз вместе: та-рел-ка. Хорошо.
Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производятся оречевляемые действия.
Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Обратите внимание на то, что вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий. Второе важное условие - ребенок не должен даже догадываться, что вы с ним занимаетесь развитием речи.
Если вам надоели занятия и наша книга, вы можете либо отказаться от дальнейших действий, либо позвать ребенка следующим образом: «Иди сюда. Садись. Сейчас мы будем заниматься - говорить слова. Скажи «тарелка».
Дальше можно отдыхать и наблюдать, как речь ребенка формируется без вашего участия.
Если же вы хотите добиться результата, четко следуйте нашим рекомендациям.
Не бойтесь перехвалить ребенка.
Если у ребенка не получается, никогда не ругайте его.
Наверное, это вы делаете что-то неправильно.
Перечитайте книгу или посоветуйтесь со специалистом.

Четвертый этап.
Через какое-то время (обычно к концу дня или на следующий день. В некоторых случаях может потребоваться больше времени. Это не значит, что ваш ребенок «тупой» или «ненормальный». Просто он такой. А может, это вы делаете что-то неправильно?) ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки всемерно поощряются, в то же время взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему, хотя на первых порах ребенок не сможет улучшить качество речи самостоятельно.
Взрослый. Вот вилка. Это вилка … (Пауза.)
Ребенок. Ика.
Взрослый. Молодец, вилка. Посмотри, как я говорю. (взгляд ребенка фиксируется на губах взрослого.) Вил-ка. (Пауза.) Хорошо.
На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция нашего молчащего подопечного.

Пятый этап.
Требования ужесточаются постепенно, незаметно для воспитанника. Одновременно ребенку даются серии упражнений для развития артикуляционной моторики в ходе повседневной жизни или режимных моментов (умывание, еды). Например, во время умывания ребенка учат полоскать рот водой с сомкнутыми губами, полоскать горло, выпускать тонкую струйку воды через плотно сомкнутые губы, язычком проверять, чисто ли вычищены зубы и др. Во время еды можно попросить ребенка облизать ложку, постепенно увеличивая расстояние между ним и ложкой (естественно, в разумных пределах), вылизать блюдце, а еще лучше пиалу, показать, как кошка лакает языком молоко, и проч. Оказался ребенок у зеркала - хороший повод сделать с ним артикуляционную гимнастку: мы - клоуны и будем корчить смешные и страшные рожицы. Поиграли в лошадок - поцокали язычком, поиграли в слона - вытянули губы вперед как хобот, поиграли в тигра - показали все зубы в оскале. Уверена, что ваша фантазия подскажет вам массу других вариантов.

Шестой этап.
Если вы видите, что ребенок успешно повторяет за вами предлагаемые ему слова, отберите для работы следующую серию из 5-10 слов. Работа ведется аналогично. Таким образом, постепенно наращивается активный предметный словарь. Однако эти слова необходимо закрепить в самостоятельной речи ребенка, создавая ситуации, стимулирующие речевое общение ребенка с окружающими его взрослыми.
Какие это ситуации?
- Во-первых, используются альтернативны вопросы, типа: «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?» В ходе ответа ребенок обязательно должен использовать речь. Такая ситуация может быть создана искусственно. Например, при накрывании стола к обеду ребенку не кладут ложку. Взрослый задает вопрос: «Что тебе дать - чашку или ложку?» При такой формулировке вопроса создается вербальная ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужно ему слово. Необходимым условием успешной работы является использование в созданных ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребенком в ходе предварительной работы.
- Во-вторых, речевое общение взрослого и ребенка должно быть оправданным на бытовом уровне. Поэтому следующий вид коммуникативной ситуации - общение в ходе выполнения поручения. Взрослый просит ребенка принести ту или иную игрушку, предмет посуды, предварительно переставив его с привычного на недоступное для ребенка место, например, на верхнюю полку шкафа. При этом важно предусмотреть, чтобы ребенок сам не мог достать предмет и был вынужден обратиться к взрослому. Взрослый в свою очередь стимулирует обращение ребенка: «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? - Дай машину…» В качестве поощрения ребенок получает искомое. В этой ситуации, как мы видим, также используются элементы эхолалии.
- Третий вид коммуникативных ситуаций - опосредованное общение с игрушкой или с животными. В процессе игры типа «Дочки-матери», «В гостях у куклы Кати» и т.п. или ухода за животными и птицами, живущими у вас дома или в детском саду, взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Попроси у куклы чашку. Дай, Катя, чашку»; «Уложи мишку в кровать. Спой ему песенку. Баю-бай, мишка, баю-бай»; «Поговорим с попугайчиком. Хорошая, птичка, хорошая». Дети при этом воспроизводят не только отдельные слова, но и фразы, подражая взрослому интонационно.

Седьмой этап.
По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребенка формируется потребность в речевом общении. На этом этапе важно поощрять желание ребенка говорить. Его надо внимательно выслушивать, похвалить, не стремиться исправить сразу же все ошибки. Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала как положительное подкрепление достижений ребенка. Поэтому не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания. Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим членам семьи. Если ребенок общается с удовольствием, и вы отмечаете всплеск его речевой активности, можете попытаться продемонстрировать его достижения, побуждая его к высказыванию: «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки. Баю-бай, мишка, баю-бай. Как Дима пел песенку…» Слова «скажи» и «повтори» по-прежнему остаются запретными. Если же ребенок стеснительный по характеру, то публично похвалить его нужно, а вот демонстрацию достижений можно отложить на более поздний период работы, когда он сам начнет проявлять активность в общении. Одновременно с работой по вызову эхолалии у ребенка формируется целенаправленное слуховое восприятие и совершенствуется навык понимания речи. Работа ведется по двум направлениям:
1.расширении объема пассивного словарного запаса;
2.формирование регулирующей функции речи.
Оба направления тесно связаны между собой.
В ходе упражнений по формированию эхолалии детей знакомят с названиями предметов, основными действиями, которые с ними выполняют, а также их качествами. В частности, глагольный словарь включает названия основных бытовых действий (есть, пить, гулять, рисовать, смотреть, слушать, принести, унести, поставить, положить, сидеть, стоять, лежать и т.д.). Кроме того, пассивный и активный лексический словарь обогащается за счет прилагательных, обозначающих размер (большой, маленький), цвет (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый), форму (круглый, квадратный) предметов. Во время повседневного бытового общения детей приучают вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии с инструкцией на основе усложняющегося и расширяющегося словарного запаса. Например, усложнение заданий происходит за счет увеличения слов в инструкции и введения различных признаков предмета: «Принеси чашку», «Унеси чашку", «Принеси красную чашку», «Возьми самое большое колесико (от пирамидки)», «Дай большой красный кубик», «Возьми маленький зеленый кубик». При этом помощь в виде жестов исключается полностью. На первых порах, чтобы облегчить ребенку выполнение задания, взрослый может использовать семантизированную интонацию. Слово «маленький» произносится высоким тоном голоса, а слово «большой» - низким. Но постепенно необходимо отказаться и от такого вида помощи. При этом дети должны ориентироваться только на смысл услышанного, чтобы выполнить задание правильно. Правильное выполнение инструкции поощряется морально или материально, например, можно похвалить, погладить его по головке, налить вкусного сока, дать конфету и др. А вот если действие выполнено не правильно, то взрослый должен показать образец и не переходить к более сложному виду высказывания, пока не будут отработаны простые формулировки. Каждая инструкция должна быть повторена не более 2-3 раз перед ее выполнением. Если у ребенка рассеянное внимание, ему необходимо дать предварительную установку: «Послушай, о чем я тебя попрошу; сделай так, как я скажу». Использование такой предварительной установки более эффективно, чем многократное повторение задания на фоне рассеянного внимания, когда родитель повторяет одну и ту же просьбу, а ребенок ее игнорирует не в силу вредности характера, но потому что увлечен чем-то более ему интересным.
Не считайте, что ребенок все делает вам назло!
Подумайте, может быть, вы не все делаете правильно? Может быть, его надо по-другому воспитывать?
Перечисленные формы работы могут предшествовать или проходить одновременно с упражнениями по имитации речи.
В этот период полезно начать формирование пространственного понимания предложно-падежных конструкций на бытовом уровне с предлогами «в», «на», «под». Занятия проводят в виде игры или в процессе игры, после того, как у ребенка сформировали достаточный словарный запас и он активно общается с взрослыми. Следите, чтобы игра и общение с вами доставляли ребенку удовольствие!
Ребенку даются задания: «Положи пирамидку в стол», «Положи пирамидку на стол», «Положи мяч в ящик», «Положи мяч на ящик», «Поставь машинку на стул», «Поставь машинку под стул». Взрослый голосом выделяет предлоги, произнося их громче и в несколько замедленном темпе, тем самым фиксируя внимание ребенка на них. Если ребенок не понимает, что от него требуется, взрослый сам выполняет это действие, оречевляя его и повторяя предлог несколько раз подряд. После этого взрослый опять просит выполнить ту же инструкцию.
Чтобы малышу эта игра была интересна, к работе привлекаются различные игрушки или сказочные персонажи. Например, любимый мишка или кукла. Взрослый дает поручения игрушке: «Миша, убери мячик в коробку», «Миша, спрячь книжку в ящик». Ребенок выполняет эти задания «мишкиными лапами», действует от его имени. Такой прием хорош, как минимум, по двум причинам: во-первых, если задание было выполнено неправильно, то ошибся мишка, а не ребенок; во-вторых, ребенок занимает позицию учителя, а это, согласитесь, гораздо более комфортная позиция, чем ученика.
Другой прием предполагает наличие более активного участия ребенка. Это вариант игры в прятки. В игре участвует та же любимая игрушка, но меняется роль взрослого - она «неруководящая». Ребенок сам прячет какой-либо предмет (кроме драгоценностей и денег), затем берет в руки мишку. Взрослый с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом: «Миша, посмотри под столом. - Нет под столом. Миша, посмотри на полке. - Нет на полке и т.д.». При этом действия выполняет ребенок. Подобные игры доставляют детям массу удовольствия. Они позволяют им почувствовать свое превосходство над взрослыми.
Третий вариант игры предполагает предварительное знакомство с героями сказок. В русском фольклоре есть непоседливые персонажи, например, колобок, волшебный клубочек, Иван-царевич. Кого или что выбрать, зависит от осведомленности ребенка и материальных условий. В процессе игры моделируются их передвижения: «Катится колобок, катится и закатился…».
Для контроля за пониманием предлогов взрослый может использовать инструкции, противоречащие повседневному опыту ребенка: «Поставь чашку под стул», «Положи тарелку в тумбочку» и пр.
Постепенно инструкции усложняются: наращивается количество действий, производимых в соответствии с инструкцией. Используются двух-, а затем и трехступенчатые инструкции, например: «Возьми куклу и посади ее на стул», «Дай мне большой красный кубик, а себе возьми маленький красный кубик», «Возьми у меня мишку, поставь на место, а мне принеси зайку» и т.п.

Все родители мечтают о том, чтобы их ребёнок был отличником, с первых дней обучения демонстрировал выдающиеся результаты. И почти каждый ребенок хочет пойти в школу, стремится к познанию нового, постоянно спрашивает у взрослых: «Что?», «Как?», «Почему?», «Зачем?» К сожалению, со временем процесс учения перестаёт казаться ему интересным. Почему так происходит? Давайте попытаемся найти ответ.

Первая реакция родителей на фразу: «Я не хочу учиться» — возмущение. Они считают, что в сложившейся ситуации виноват сам ребёнок обрушивают на него град упрёков и претензий, в ответ на которые он теряет доверие к своим родителям, перестаёт быть с ними откровенным. И чем больше претензий, тем упорнее ребёнок думает о том, что учёба нужна не ему, а его маме и папе, ведь не случайно именно они заставляют, уговаривают его учиться, даже наказывают!

Как показали результаты исследования, проведённого голландскими учёными, дети 6—11 лет ещё не способны учиться на своих ошибках. Только в 12—13 лет ребёнок начинает эмоционально реагировать на сообщения о собственных промахах и неудачах и может извлечь пользу из своего негативного опыта.

Таким образом, в потере интереса к учёбе ваш ребёнок не виноват. Он ещё не может понять и объяснить, что мешает ему хорошо учиться. Нотациями, нареканиями, обвинениями и наказанием его интерес к обучению вы не вернёте.

Причины отсутствия у ребёнка интереса к учению

Высокая тревожность
Ребёнок боится возможных неудач: боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку и делает их множество.

Инфантилизм, незрелость ребёнка
В 6—7 лет на первом месте по-прежнему остаются игровые интересы. А в более старшем возрасте у детей отмечается отсутствие чувства ответственности.

Несоответствие учебной программы возможностям, склонностям и интересам ребенка
Учиться слишком трудно или, наоборот, слишком легко — и в том и в другом случае становится неинтересно. С одной стороны, потеря интереса к учёбе может возникнуть, если ребёнок не имеет необходимой базы знаний, неусидчив, ленив, плохо усваивает материал. С другой стороны, если ребёнок хорошо подготовлен, умеет писать, читать, считать, ему приходится выслушивать по десять раз одно и то же, наблюдать, как другие дети с трудом отвечают на простые вопросы. Ему может стать скучно, поскольку всё даётся очень легко. Он не учится преодолевать трудности, чтобы получить новые знания. Может наступить такой момент, когда от ребёнка для усвоения нового материала потребуются усилия, а он уже отвыкнет их прилагать, надеясь на прежнюю базу. И тогда из успевающих учеников он перейдёт в категорию отстающих.

Излишняя требовательность со стороны родителей
Если родители слишком эмоционально реагируют на плохие отметки в школьном дневнике, ребёнок чувствует, что ему не доверяют. Это может вызвать протест против родительских надежд и ожиданий.

Конфликты с учителями
У детей очень развито чувство справедливости. Незаслуженное наказание, как и неполученное поощрение, они переживают острее, чем взрослые.

Конфликты с одноклассниками
В таком случае всё, что ассоциируется с совместным времяпрепровождением, вызывает у ребёнка протест и нежелание взаимодействовать с одноклассниками.

Желание ребёнка привлечь к себе внимание родителей
Отсутствие интереса к проблемам ребёнка, жизнь по принципу «Когда всё нормально, мама (папа) меня не замечает. У неё (него) слишком много дел» побуждают ребёнка плохими отметками стимулировать взрослых: «Послушайте, я здесь, посмотрите на меня!»

Завышенные ожидания родителей и постоянные упрёки от взрослых
Когда вы внушаете ребёнку всю серьёзность и необходимость образования, требуете от него результатов, вы только запугиваете его и таким образом вызываете обратную реакцию.

Неуверенность в своих силах, заниженная самооценка
Урок выучен досконально, но когда доходит до ответа, ребёнок теряется и не может сконцентрироваться. В результате он решает: «У меня ничего не получается, поэтому я ничего не буду делать, и тогда меня не будут ругать».

Отсутствие навыков самодисциплины
Ребёнку трудно сесть за уроки, когда вокруг много отвлекающих вещей: сначала интересный фильм по телевизору показывают, затем друг предложил поиграть в новую компьютерную игру. В результате уроки откладываются на потом.

Индивидуальные особенности ребёнка
Если ребёнок медлителен, невнимателен или у него плохая память, неразвитое мышление, то он плохо усваивает материал, постоянно всё забывает, не может правильно выразить свои мысли.

Плохая успеваемость во всём классе
Ребёнок не хочет выделяться из общей массы и быть «ботаником».

Отсутствие преемственности
Если ваш ребёнок не посещал дошкольных учреждений образования, у него, возможно, не сформированы навыки, уже освоенные его одноклассниками.

Посмотрите на проблему школьной неуспеваемости вашего сына или дочери с точки зрения их тревог, трудностей и переживаний. Вы сможете преодолеть их вместе!

Как сформировать у ребёнка интерес к обучению в школе

Учебные достижения ребенка - это результат совместных усилий всех членов семьи. Родители в большей степени, чем учителя, ответственны за формирование у детей интереса к учебе, стремления постоянно узнавать что-то новое. К родным, любимым людям ребенок испытывает абсолютное доверие.

1. Всё новое вызывает у человека подсознательную тревогу. Особенно это касается детей. Поэтому нужно, чтобы ребёнок познавал неизведанное совместно со взрослыми . Его желание продемонстрировать родителям свои новые достижения, отсутствие боязни в кругу близких людей совершить ошибку будут способствовать развитию интереса к учёбе. Проводите с ребёнком как можно больше времени. Изучайте его склонности и интересы, поддерживайте начинания.

2. Страх — не лучший помощник. Под излишне строгим надзором, в условиях приказов, угроз и наказаний у ребёнка будут расти отвращение и даже ненависть к учёбе и неуважение к родителям. Попробуйте связать процесс обучения с положительными ассоциациями . Делайте акцент на успехах ребёнка: например, вместо «Ты опять не сумел» говорите «Сегодня уже лучше, и хотя пока ещё недостаточно хорошо, я верю, что ты справишься» или «Неплохо, но я знаю, что ты можешь лучше». Никогда не сравнивайте своего ребёнка с кем-то другим, сравнивайте его только с ним самим: «Вчера ты сделал пять ошибок, а сегодня только три — молодец!».

3. Покупайте ребёнку такие игрушки, которые позволят ему длительное время изучать что-то, делать маленькие открытия. Организуйте место, где он мог бы практиковать свои новые навыки. Например, на даче постройте песочницу и поместите рядом воду и глину. Когда у ребёнка будет возможность что-то слепить, что-то заполнить, что-то куда-то налить, он через игру будет учиться создавать, строить, измерять. Очень полезны игрушки, стимулирующие креативность и свободу выражения, например предметы для занятий декоративно-прикладным творчеством или наборы для рисования, содержащие все необходимые инструменты, с помощью которых ребёнок сможет рисовать, чертить и раскрашивать.

4. Учёба — приятный, полезный и интересный процесс. Приучайте детей к этой мысли — сначала в играх, потом при поиске верных решений и выборе правильных вариантов в учебных ситуациях. Ребёнок не должен воспринимать учёбу как наказание, скорее как вид игры — увлекательной и неожиданной. Продолжайте играть с ребёнком в свободное от учёбы время. Успешному обучению будет способствовать развитие усидчивости и произвольности поведения в играх по правилам (шашки, лото и т. п.).

5. Чтобы вырабатывать у малыша усидчивость , учите его при выполнении домашних заданий придерживаться следующих правил:
➤ садиться за уроки только после периода отдыха;
➤ выполнять сначала лёгкое задание, потом сложное, потом снова полегче и т. д.;
➤ делать кратковременные перерывы через каждые 15—20 минут работы.

Во время выполнения домашнего задания поддерживайте положительную эмоциональную атмосферу в доме: обязательно хвалите ребёнка не только за результат, но и за старание, внимательность и усидчивость.

6. Устанавливайте связь изучаемых понятий, процессов и явлений с практической деятельностью в повседневной жизни на конкретных примерах. Постоянно обсуждайте с ребёнком всё, что происходит вокруг. Объясняйте реальную ценность знаний. Приводите примеры из вашей жизни, из жизни родственников и знакомых, из биографических фактов об известных людях. Рассказывайте, как вам пригодились те или иные знания из школьной науки.

7. Учите своего ребёнка задавать себе вопросы по заданиям и упражнениям , например: «Чему я учусь, выполняя это задание?», «Почему здесь вместо цифры точка?» Объясните ребёнку, что, если он чего-то не понял, не надо бояться признаться в этом. Не стыдно не понять что-то новое. И нужно обязательно попросить учителя объяснить ещё раз. Если же оставить пробелы в учебном материале сегодня, то завтра можно получить «двойку». Учите ребёнка сравнивать задания, которые он выполнял вчера и сегодня, пусть он видит их взаимосвязь или, наоборот, разницу при внешнем сходстве. Это будет стимулировать его желание пополнять свои знания.

8. От ошибок не застрахован никто, и ваш малыш тоже может ошибаться. Постарайтесь сохранять терпение и спокойствие, найдите способ исправить ошибку. Ребёнок может получить очень серьёзную психологическую травму, если преподнести ему его ошибку в учёбе как непоправимую трагедию. Поэтому нужно не ругать, а подбодрить, вместе ещё раз повторить то, что не получилось. Это важно не только для учёбы, но и для формирования правильного отношения к различным жизненным ситуациям.

9. Если ваш ребёнок получил неудовлетворителную отметку, не кричите, не ругайте его. Помните: постоянное чтение нотаций вызывает обратный эффект — вынуждает малыша занять оборонительную позицию. Отнеситесь к плохой отметке с пониманием, поддержите ребёнка, предложите помощь по более тщательной проработке материала, который оказался трудным. Возможно, малышу потребовалось мужество признаться вам во всём. В таком случае ваша реакция будет для него особенно важной!

10. Не лишайте ребёнка любимых вещей, лакомств или игр в наказание, поскольку сами по себе плохие отметки — это уже наказание для него. К тому же подобные меры могут вызвать ожесточение и сильное противостояние вместо ожидаемого компромисса — ваш ребёнок может почувствовать себя нелюбимым в семье.

11. Конфликты с одноклассниками и учителями — нередкое явление в школьной среде. Обсуждайте с ребёнком все ситуации, вызвавшие обиду. Настаивайте на авторитете учителя. Объясняйте, что каждый из одноклассников имеет право думать по-своему. Учите воспринимать критические замечания и понимать: сколько людей, столько и мнений. Разговаривая с ребёнком о конфликте, старайтесь не принимать ни одну из сторон. Если вы начнёте защищать учителя, то получится, что чувства ребёнка вы в расчёт не берёте. Если, наоборот, будете подрывать авторитет учителя в глазах ребёнка, то он усвоит, что в подобной ситуации со старшими соглашаться не обязательно.

Пример правильного ведения диалога родителя с ребёнком


Ребёнок. Терпеть не могу математичку! Опять на меня наорала!
Родитель. Похоже, ты очень разозлился (так вы принимаете чувства ребёнка).
Ребёнок. Да уж. Она сказала, что я опоздал на урок.
Родитель . Ах, так ты опоздал… Жалко, что так получилось (применяем способ активного слушания). Может быть, тебе попробовать больше не опаздывать на занятия (помогаем создать альтернативу)?
Ребёнок. Хорошо. Постараюсь вставать пораньше (ребёнок сам находит решение).
Родитель. Отлично придумано (вывод)!

12. Понаблюдайте за вашим ребёнком, за тем как он рассказывает о школе. Если на вопросы «У вас дружный класс?» или «С кем ты дружишь?» он начинает уходить от ответа, запинаться, нервничать, значит, причина в его взаимоотношениях с одноклассниками. Напрямую выяснять причину конфликта не стоит. Если вы спросите ребёнка: «Ну, с кем ты опять поссорился?» или «С кем ты на этот раз подрался?», решить проблему не получится, поскольку такие вопросы заставят его не только оправдываться перед вами, но и заново переживать неприятные эмоции, которые вызвала у него травмирующая ситуация.

Постарайтесь, чтобы разговор выглядел как можно непринуждённее, поэтому начните беседу о школе как бы невзначай, не касаясь неудач ребёнка. Например, посмотрите вместе детский фильм на школьную тему, где поднимаются проблемы взаимопонимания учеников, их конфликтов с учителями и родителями. Пусть школьник прокомментирует увиденное, и лишь после этого поинтересуйтесь, как дела в школе у него самого. Что в фильме показалось ему знакомым и жизненным, а какие проблемы — надуманными? Есть ли что-то общее у учителей в фильме и в его обычной школе? А чем они отличаются? Пусть ребёнок сравнит школьников из фильма со своими одноклассниками. Спросите, чем отличается «киношная» школа от его настоящей и с какими проблемами ему приходится сталкиваться.

13. Постарайтесь объяснить ребёнку, что все люди очень разные, кто-то может ему нравиться, кто-то — не нравиться. Так же и он может быть кому-то симпатичен, а кому-то нет, это абсолютно нормально. Посоветуйте ему общаться с теми одноклассниками, с которыми ему легко, интересно и комфортно.

14. Проконсультируйтесь с учителем о том, что вызывает у ребёнка трудности в усвоении предмета : он не понимает материала? Он невнимателен? Он не выполняет домашних заданий? Или что-то ещё? Попробуйте позаниматься с ребёнком дополнительно; если не можете сами, наймите репетитора. Следите, чтобы ребёнок выполнял все задания, полученные в школе. Будьте своему ребёнку другом, побуждайте его к искреннему разговору. Расскажите ему, какие трудности в учёбе возникали у вас, убедите, что в этом нет ничего страшного и что ваши родители тоже когда-то помогали вам.

15. Часто ребёнок не испытывает радости от познания, потому что не видит результата своей работы. Хорошая работа должна вознаграждаться. Порой школьник после напряжённого труда получает заслуженную четвёрку, а родители недовольны: они рассчитывали на девять-десять. У каждого свой уровень развития — и надо уметь объективно оценить его. Родители должны увидеть, действительно ли ребёнок не имеет способностей к математике или ему просто лень напрягаться и решать задачи.

16. Хвалите стремление ребёнка к знаниям. Не отмахивайтесь раздражённо от его вопросов , покупайте книги по интересующей его теме, смотрите вместе обучающие фильмы. Развивайте любознательность школьника, способствуйте зарождению новых идей. Будьте внимательны к вопросам, особенно если они звучат так: «Что это?», «Почему так происходит?». Начните объяснять, беседовать. Подробно отвечая на все вопросы, вы формируете у ребёнка установку, что процесс познания нового — это интересно, важно и вы это поощряете.

17. Трезво подходите к оценке способностей своего ребёнка. Не завышайте планку отметок, которых вы ждёте от него, не требуйте невыполнимого. Очень часто родители воспринимают ребёнка как возможность реализовать свои мечты, например: «Вот я не стал космонавтом, а ты станешь!» Важно помнить, что ваши сын или дочь — это личности, и необходимо принимать и уважать их интересы, а не навязывать им свои. Не пытайтесь прожить жизнь за своего ребёнка.

18. Будьте осторожнее с запретами.
Даже если ребёнок и понимает смысл ваших слов в его сознании они надолго не задерживаются. Если вы вводите слишком много запретов, он просто перестаёт на них реагировать. А когда ребёнок понимает, что ему ничего не предлагают взамен, то начинает злиться и ещё активнее настаивает даже на тех вещах, которые ему не очень-то и нужны, но превращаются в способ выяснения отношений с родителями.

19. Вносите разнообразие в детскую жизнь.
Вместе посещайте музеи, художественные выставки, театральные представления, просто гуляйте по городу. Так малыш овладевает простыми, но необходимыми для него приёмами запоминания и сохранения информации в памяти, обогащается его словарный запас, формируются умения оформлять в словесную форму собственные суждения.

20. Каждый день встречайте ребёнка вопросом: «Что интересного было сегодня в школе?» Он будет вспоминать самые приятные события, и именно они останутся в его памяти. А на следующее утро он пойдёт в школу, зная, что ему там интересно.

21. Учите ребёнка организовывать своё время. Для успешного обучения в школе ему нужно планировать на некоторые дисциплины больше времени, на некоторые — меньше. Ребёнок с раннего возраста должен уметь ценить своё время.

22. Поразмышляйте вместе с ребёнком над вопросом, какова цель посещения школы и какая от этого польза. Согласитесь, никто не станет стараться и прилагать усилия в каком-нибудь деле, не зная, зачем ему это нужно. Постарайтесь донести до малыша, что главное — не отметка, а понимание материала, что если сегодня он всё усвоил, то завтра ему будет легко и он даже сможет помочь тем, кто не справляется. Ребёнку нужно объяснить, что, хорошо учась, он умственно растёт и совершенствуется.

23. Вы должны убеждать ребёнка в том, что знания делают его сильнее, расширяют его возможности получать желаемое. Найдите литературные произведения, фильмы, в которых умные побеждают сильных. Приведите примеры успешных людей, которые при помощи хорошего образования и знаний смогли многого достичь в жизни. Не забывайте о мотивации ребёнка. Покажите, что его образование нужно не родителям, а ему самому. Поинтересуйтесь, какие предметы ему нравятся, кем бы он хотел стать. Так вы сможете объяснить ребёнку что, набираясь знаний, он будет приближаться к своей мечте.

24. Для каждого вида деятельности ребёнка найдите разные места Стол и стул с карандашами и бумагой может находиться в одном месте, кресло с книгами — в другом. Наличие у ребёнка разных «территорий» для занятий позволит ему лучше концентрироваться на том, чем он занимается, научит последовательности, воспитает умение доводить начатое дело до конца.

25. Сформируйте у ребёнка привычку самостоятельно выполнять домашние задания. Поначалу контролируя ребёнка полностью, постепенно переходите к выборочной проверке домашних заданий. В первое время помогайте ему удерживать внимание, не давайте отвлекаться. Перерывы планируйте заранее. Когда вы заметите, что он спокойно выполняет задания без вашего присутствия, отходите на несколько минут, потом возвращайтесь.

Достаточно научить ребёнка организовывать свой труд в течение первого школьного года. Затем дайте ему возможность посильную часть работы выполнять самостоятельно, а для вас подготовить вопросы. Выполненную работу оценивайте объективно, не стоит придираться к мелким недочётам. Хвалите ребёнка даже за самый незначительный успех. Пусть он почувствует свою силу и способности. Если ребёнок просит помощи, никогда не отказывайте ему. Проследите за своими реакциями — вместо «Ну, что там тебе задали?» спросите «Что интересное нас сегодня ждёт?».

26. Никогда не приводите в пример других детей. Когда малышу постоянно говорят о том что кто-то лучше, у него развивается комплекс неполноценности. Ребёнок растёт с сознанием того, что мир принадлежит лучшим, а он таковым не является. Не стесняйтесь повторять себе, что ваш ребёнок — самый лучший и самый умный. В будущем он станет именно таким, каким вы его видите сейчас.

27. Настраивайте ребёнка на активную работу в классе. Если он будет внимательно слушать объяснения учителя, большую часть устных уроков ему удастся выучить в школе и свободного времени будет больше. Приучите ребёнка старательно выполнять домашние задания — это позволит ему закрепить полученные на уроках знания и вовремя обнаружить те пробелы, которые могли возникнуть в пони мании материала урока.

Мотивируйте на решение проблемы: «Что можно сделать в этой ситуации?»

Вместе придумайте удобный для вас обоих вариант, например: «Можно начинать делать уроки после прогулки, в пять часов. Я приду в шесть часов, а проверю уроки в семь. После уроков можем вместе поиграть в настольную игру или посмотреть какой-нибудь мультфильм».

И самое главное — не ждите быстрых результатов. Помните: любовь, терпение и понимание — лучшие средства от плохой успеваемости.


Писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… …

- — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

Пособие по безработице - (Unemployment benefit) Пособие по безработице это социальное обеспечение людей, оставшихся без работы Определение пособия по безработице, статистика и размер пособия для лиц, являющихся безработными не по своей вине и которые готовы, желают и… … Энциклопедия инвестора

- — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия

- — Император Всероссийский, старший сын Великого Князя — впоследствии Императора — Николая Павловича и Великой Княгини Александры Феодоровны; родился в Москве 17 го апреля 1818 г.; объявлен Наследником престола 12 го декабря 1825 … Большая биографическая энциклопедия

Masterforex-V - (Мастерфорекс 5) Masterforex V это обучающий интернет проект в области валютного рынка Форекс Разоблачение обучающего проекта Masterforex V, организатор и преподаватели мошеннической академии Мастерфорекс 5, методы обмана клиентов проекта… … Энциклопедия инвестора

Происхождение термина «манипуляция» Manipulus латинский прародитель термина «манипуляция» имеет два значения: а) пригоршня, горсть (manus рука + pie наполнять), б) маленькая группа, кучка, горсточка (manus + pi слабая форма корня). Во втором… … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Биишев. Зайнаб Биишева Имя при рождении: Зайнаб Абдулловна Биишева Дата рождения: 2 января 1908(1908 01 02 … Википедия

Путеводитель - Путеводитель состоит из десяти статей, суммирующих взгляды Лема по тем вопросам, к которым он неоднократно обращался в своих текстах и к которым подходил, как к проблемам. Частота обращения сама по себе не может быть аргументом у Лема есть… … Мир Лема - словарь и путеводитель

Сура 2. Корова - 1. Алиф. Лам. Мим. 2. Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных, 3. которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили, 4. которые веруют в ниспосланное тебе и… … Коран. Перевод Э. Кулиева

- (князь Италийский, граф Рымникский) — генералиссимус Российских войск, фельдмаршал австрийской армии, великий маршал войск пьемонтских, граф Священной Римской империи, наследственный принц Сардинского королевского дома, гранд короны и кузен … Большая биографическая энциклопедия

Возможные причины задержки речевого и психического развития. Повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия) - очень распространенное и коварное заболевание, часто затаившись на некоторое время, вдруг обостряется под воздействием различной нагрузки (даже не большой: прививки, детские инфекции умственная нагрузка, высокая температура) и приводит к появлению новых симптомов: таких как, головные боли, носовые кровотечения, истерики, нарушение сна, снижение памяти и интеллектуальных способностей, высокая отвлекаемость, агрессия, в том числе ЗПРР.

Родовая травма - чаще всего так называют повреждение головного мозга в результате тяжело протекающих родов (преждевременные, стремительные, с обвитием пуповины вокруг шеи и т.д.). Перинатальная патология ЦНС - в эту группу объединяют повреждение головного мозга различными факторами, начиная от внутриутробной инфекции и угрозы прерывания беременности, заканчивая недостатком кислорода до и во время родов; Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка (слуха, зрения, осязания), большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, аденоиды, отиты, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте - они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность. Независимо от причины которая привела к повреждению головного мозга исход одинаков - разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно, а у детей с задержками психо или речевого развития в большей степени "пострадали" зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности, поэтому речевое или психическое развитие задерживается.

Что необходимо делать в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом .

1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.

2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?

3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию: врача-невролога; детского психиатра (отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития или наоборот, поэтому все дети, у которых речевое развитие задержано, должны быть протестированы на предмет интеллектуального развития, это очень важно для решения вопроса о методах коррекции и выборе лечения); психолога и логопеда; лор-врача или сурдолога (для исключения нарушений слуха, т.к. факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба).

4. При необходимости начать лечение и параллельно коррекционную работу. Для преодоления ЗРР и ЗПРР оптимальным является комплекс процедур:

Ребёнку с задержкой речи нужна помощь нескольких специалистов. Неврологи - лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития. Дефектологи, психологи - занятия можно начинать с 2х лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику, корректируют поведенческие реакции. Логопеды - помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ (большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет).

Основными подходами в медикаментозной терапии при ЗРР и ЗПР являются применение: психостимулирующих препаратов, средств, улучшающих кровоснабжение головного мозга, корректоров поведения (седативных), витаминных препаратов. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка может рекомендовать только врач-невролог, самолечением заниматься категорически запрещается!

Электрорефлексотерапия или метод транскраниальной микрополяризации был разработан в центре поведенческой неврологии Института мозга человека Российской Академии Наук (Санкт-Петербург) как способ лечения задержек речевого развития. В основе метода лежит лечебное применение постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Сила тока применяется очень слабая - в 10 раз меньше чем при самой простой физиотерапевтической процедуре - электрофорезе, это позволяет выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности, а так же уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, лежащей в основе ряда речевой патологии у детей. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга, не имеет нежелательных побочных эффектов и осложнений. Эффективность такого лечения выше, чем при приеме препаратов, за счет направленного воздействия на речевые области мозга. Очень важно, что микрополяризация позволяет не только ускорить речевое развитие, но также уменьшить излишнюю двигательную активность, улучшить внимание и память, являясь дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию - основную причину задержки речевого развития.

Самые распространенные ошибки родителей.

К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды , но логопеды - это фактически учителя. Они лишь учат ребенка - как правильно говорить различные звуки. Именно поэтому большинство логопедов ждут сознательного возраста (4-5 лет) и лишь потом начинают заниматься с ребенком, но 5 годам из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, может сформироваться задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). При отсутствии медикаментозной и педагогической коррекции,задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) может с возрастом перерастать в умственную отсталость — стабильное снижение интеллекта. А просто ожидание 5-летнего возраста без лечения, часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.

Очень часто родители не понимают всю важность проблемы своего ребёнка и отказываются идти в специализированные ДОУ, когда это рекомендует логопед или психолог, даже не задумываясь, что просто логопед не решит их проблему, что нужны совсем другие условия и среда, специалисты, программа. В настоящее время существуют специальные детские учреждения, куда можно обратиться родителям, детей со сложными нарушениями речи, за помощью. В таких учреждениях помимо основной общеобразовательной программы общеразвивающей направленности также реализуются программы коррекционной направленности с учетом специальных потребностей воспитанников, а педагогический состав, в основном имеет специальное образование, для более эффективной коррекционной работы именно с детьми с проблемами в любом развитии.

Работа с такими детьми начинается с их родителей, п.ч. они по-разному относятся к этому, не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это по-разному: он все понимает, только ленится; он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил; с мальчиками всегда так. Действительно, сегодня многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет, но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, изменения в развитии есть.

Что же делать? Советы родителям.

Обязательно проконсультироваться со специалистами медицинского учреждения: невропатолог, логопед (дефектолог), ЛОР.

Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку, Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина - би-би, кукла - ля-ля, упал - бах. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки - ку-ку, Паровозик - ту-ту). Вместе удивляйтесь увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух.

Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз. Не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой - маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один - много).

Стимулируйте речевое развитие малышей, путем тренировки движений пальцев рук. Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание; активные упражнения пальцев рук «Пальчиковая гимнастика», игры типа «Сорока-белобока». В старшем возрасте, начиная с двенадцати месяцев, кроме «пальчиковой гимнастики» надо развивать мелкую моторику рук, используя работу: с массажными мячиками, колечками; с мелкими предметами; тренажёры-игрушки со шнуровками, пуговицами, молниями, дисками телефонов, замочками и ключиками к ним; аппликацию; лепку; конструктор; «Мозаику»; «Пазлы»; «Lego» и т.п.

Уважаемые родители!

Можно много и долго рассуждать о ребенке с нарушением речи, используя различные теории, термины, догадки, предположения… Но важным всегда остается одно – это прежде всего ребенок, нуждающийся в специальной, профессиональной, незамедлительной помощи. Это ребенок, который развивается, как и всякий другой, но его развитие идет своеобразно. Это беззащитное существо, которое самостоятельно справиться со своими проблемами не может, не может противостоять нападкам безразличного, а порой даже и сурового общества. Это личность, обладающая определенными чертами характера, к которой нужен индивидуальный подход. Это маленький ранимый человечек, который должен как-то выживать в этом мире. В мире, который не понимает его или относится с жалостью, безразличием, жестокостью, но не помогает ему, зарождая в нем различные комплексы, психические нарушения: агрессию, логофобию, замкнутость, негативизм, инфантильность и т.д.

Ребенок сам должен захотеть помочь себе, активно участвовать в процессе формирования правильной, выразительной, логичной речи. И это во многом зависит от родителей: от того, как вы настроите ребенка на процесс обучения, как организуете работу с ним. Потому что именно вы являетесь важными и значимыми людьми в жизни ребенка, именно вы являетесь главными помощниками в исправлении нарушений речи ребенка, именно вы оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние своего малыша.

Просто будьте рядом с ним , помогайте ему развиваться, обучаться, познавать окружающий его мир. Читайте вместе с ним книги, рассматривайте картины, побуждайте ребенка к общению с вами и следите за правильностью его речи.

Творите вместе с ним , создавайте ваши совместные шедевры с помощью кисти, карандашей, красок, мелков, занимайтесь аппликацией, оригами, лепкой из пластилина… Важно весь этот творческий процесс сопровождать речью: пусть малыш расскажет вам, что он нарисовал, как он рисовал, что использовал для создания полотна. Поощряйте его творческий потенциал, хвалите его работы. Вы даже можете создать «стену почета», на которой будут вывешены лучшие картины ребенка.

Любую работу по дому можно делать вместе с ребенком : готовить, подметать и мыть полы, вытирать пыль, поливать цветы…. Дайте малышу поручение, объясните для чего это нужно и как это надо сделать, а по окончанию выполненной работы пусть ваш ребенок расскажет вам о том, что он сделал.

И
зучайте окружающий вас мир!
Во время прогулок, походов в зоопарк, театр, кино, магазин, аптеку, библиотеку рассказывайте ребенку о явлениях в природе, о предметах, которые вас окружают, о том, как нужно вести себя и что делать и говорить в том или ином месте. Позволяйте ему самостоятельно заказывать книжку в библиотеке, покупать продукты в магазине, пусть малыш сам расскажет вам о каком-либо явлении в природе (о котором вы недавно ему рассказали).

Во время прогулок, походов в зоопарк вы можете сделать несколько снимков, по которым малыш будет учиться строить красивый, логичный, последовательный рассказ о том, что он видел, делал, узнал.

Разучивайте стихи, разгадывайте загадки, играйте в подвижные, дидактические игры, читайте и инсценируйте сказки… Словом, все в ваших руках!!!

В работе с таким ребенком должны принимать участие различные специалисты: и психолог, и логопед, и невролог… - должно оказываться комплексное, системное, коррекционное воздействие.

Вам важно найти нужных специалистов и совместно, в плотном сотрудничестве с ними вести активную работу по развитию и обучению вашего сокровища!

Вы, родители, проводник ребенка в этот мир, и то, каким он станет, кем будет, как сложится его дальнейшая жизнь, в большей степени зависти от вас!

Похожие статьи