Кто написал рассказ слон. XV. Работа над выработкой эмоциональной окраски текста. I. Вступительное слово

Цели урока:

Совершенствовать навыки анализа художественного теста, опираясь на поставленные вопросы;

Развивать навыки выборочного чтения;

Развивать мышление и речь;

Воспитывать чувства сопереживания и уважения.

Оборудование:

Мультимедийный проектор;

Презентация;

Выставка книг А. И. Куприна;

Философские размышления, которые помогают нам понять причину, почему некоторые поездки, в которые мы возлагали все наши надежды, были встречены с крахом. И все, не теряя юмора, используя иронию и кислотность, критикуют авантюриста пакотилы и путешественников мундштука. Наконец, автор прибегает к классике, чтобы обосновать свою теорию. Через страницы этой книги проходят комментарии и тексты Гюстава Флобера, Винсента Ван Гога или Чарльза Бодлера, сочные вклады в искусство путешествий по планете. Путешествие в Тибет Доминика Агниля и Мишеля Готина, путешественника и географа Викрама и Ричарда Бертона, освоившего десятки языков и изучавших Спике источники Нила, был первым переводчиком «Тысячи и одной ночи».

Учебник “Литературное чтение” 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Просвещение, – М., 2012;

Рабочая тетрадь

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке. (“Слон”)

Сколько частей в этом тексте? (Шесть)

XVII. Домашнее задание

Это издание представляет собой одиннадцать историй этой работы. История вращается вокруг великого короля по имени Викрам, который, чтобы выполнить обещание, сделанное юнгуи или магу, должен захватить и взять перед собой жизнерадостную жизнь, которая висит на дереве. Трудности, которые должен преодолеть царь Викрам и его сын, чтобы выполнить свою задачу, - это серия рассказов о приключениях, магии и любви.

I. Организационный момент

К встрече Марракеша Элиаса Канетти, Сердца мрака Джозефа Конрада, любого звания Хулио Верна и завершения этих чтений с каким-то приключенческим фильмом, основанным на поездке. «Жизнь смеется над предсказаниями и ставит слова, где мы воображали молчание и внезапные возвращения, когда мы думали, что мы больше никогда не встретимся».

Вспомним, какой мы составили план.

1. Девочка больна.

2. Дочка от всего отказывается.

3. Желание увидеть живого слона.

4. Папа в зверинце.

5. Ночное путешествие слона.

6. Слон в гостях у Нади.

Прочитайте разговор отца и дочери.

В чьих словах должны звучать: просьба, настойчивость, недоумение, удивление, капризы, решительность?

Прошлое - это огромный валун, который многие хотели бы путешествовать, как если бы это была автострада, в то время как другие терпеливо шли от камня к камню и поднимали их, потому что им нужно было знать, что находится под ними. «Трудный жизненный опыт показал нам, что нецелесообразно слишком полагаться на природу человека в целом».

«Судьба, когда ее выдают, умеет писать в скрученных строках, а также в боге, или еще лучше». Вот великая ошибка небес, потому что для него нет ничего невозможного, он думает, что люди, которые, как говорят, находятся по образу и подобию своего могущественного арендатора, пользуются той же привилегией.

(Дети распределяют карточки со словами).

Чтение по ролям 3 части.

III. Работа с текстом.

1. Выборочное чтение.

Найдите строки из текста к иллюстрациям.

Соотнесите с планом.

2. Работа в парах.

Прочитайте описание слона.

Найдите отрывок в рассказе и подчеркните слова автора.

Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть – чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём (твёрдая, грубая, крепкая), в тяжёлых складках. Ноги толстые, как (брёвна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем – то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые.

«Мы все больше и больше имеем недостатки, а не качества». «Это не я, кто играет со словами, это они играют со мной». «Хвала в собственном устах - это упрек». «Платить за свои мечты должно быть худшим отчаянием». «Тот, кто расскажет историю, не может обойтись без добавления точки, а иногда и запятой».

VIII. Домашнее задание

«Хорошо понимаемая справедливость всегда должна учитывать смягчение внимания». «До свидания, ты становишься хуже». «Как учил никогда недостаточно популярной хвалебной мудрости, и, как еще раз доказано, Бог пишет прямо с искривленными линиями, и это те, которые он предпочитает».

Желание маленькой девочки Нади увидеть слона - это каприз или мечта?

Надя проводит со Слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы было капризом, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке.

3. Беседа по вопросам.

Как писал поэт, сосны вопрошают хорошо, но небо не отвечает им. Он также не реагирует на мужчин, хотя большинство из них знают точные предложения в раннем возрасте, проблема заключается в том, чтобы правильно понять язык, который Бог может понять. Говорят, даже холод, когда он родился, для всех, но не каждый получает ту же порцию на спине.

II. Проверка домашнего задания

«Скептики правы, когда утверждают, что история человечества - это бесконечная последовательность потерянных случаев». «Когда хорошие вещи не происходят сами по себе в реальности, свободное воображение помогает сбалансированному составу картины». Внизу мы должны признать, что история не является избирательной, она также является дискриминационной, принимая жизнь, которая интересует его как материально социально воспринимаемую как историческую, и презирает остальных, именно там, где можно найти истинное объяснение факты, вещи, чертову реальность.

Как вы думаете, могло ли быть то, о чем рассказывает А. Куприн?

Что кажется вам невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону?

Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки?

Речь идет о здоровье, и даже о жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки.

«Уважение к чувствам других - лучшее условие для процветающей и счастливой жизни отношений и привязанностей». «Общественный голос может поклясться, чего он не видел, и утверждать, чего он не знает». «Эмм, э-э, примитивный звук, если не начальный, который каждый попытается интерпретировать так, как он тебе подходит».

«Из окрашенных деревьев не падайте листьями». «Хорошего понимания достаточно для слова». Конечно, с самого начала читатель чувствует, что ему есть что открыть: кинжалы должны быть созданы, а задержка автора в описании некоторых деталей направлена ​​на то, чтобы направить наше внимание, преднамеренно предал существование тайны. Нам нужны детали, и мы получаем их страницу за страницей, разжигаем размывание настоящей истории и воспоминания о прошлом.

Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?

Самый большой слон - самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей.

Как девочка общалась со слоном?

Она называла слона на “Вы”, интересовалась именем слона: тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждала, пока его покормят булками. Желание девочки все делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером.

I. Вступительное слово

Но в нижней части ожидания мы обойдемся без, и не случайно, если автор позволяет нам догадываться о многом, прежде чем они будут раскрыты. Римини и море, когда море не идет, потому что холодно. И Милан на дне не может быть признан, несмотря на стальное небо и никогда не синее над Дуомо и, несмотря на туман, который порой покрывает все.

Милан, который имеет тот же аромат зимнего моря: нам даны некоторые детали, дворцы, элементы для определения мест, но он остается ароматом вне сезона, на расстоянии. Есть проходы, в которых эта ностальгия имеет немного артефактов, чрезмерных деталей или в любом случае слишком кодифицирована, потому что их красота все еще сильна: провода, лежащие на крыше кондо в Милане, письмо, которое Питер пишет на бумаге рис, а на дне также Бьянки снят и окрашен в красный цвет, который приносит с собой из Римини в Милан или на обе стороны широких сторон прекрасного характера Аниты.

IV. Физкультминутка

Сейчас проверим, насколько вы внимательны и отдохнем.

(Ответ “да” - хлопаем в ладоши)

1) К девочке приходил доктор Михаил Иванович?
2) Девочка больна равнодушием к жизни?
3) Во сне Наде приснился лев?
4) Девочке подарили игрушечного мишку?
5) Папа отправился в зверинец за слоном?
6) Папа добирался до зверинца 1 час?
7) В представлении участвовал тюлень, стрелявший из пистолета?
8) Слона зовут Томми?

Но эти подробности добавляют к тысячам более близким и личным: вы остаетесь наблюдать их, допрашивать их, спрашивая, например, как он когда-либо выбирал ненавистные макароны между своей красной рубашкой и перчатками. И побеждать, однако, является деликатесом.

Бывший священник Пьетро покидает Римини, чтобы приземлиться в Милане, новый дворник в кондоминиуме. Мы сразу понимаем, что это не случайно, и мы понимаем, что Петр прежде всего отец: учит детей играть пальцами и проецировать на стену тени животных, попугаев с или без хребта и слонов из больших ушей и длинный хоботок. Пьетро - Отец в наших глазах, прежде чем мы обнаружим, что он на самом деле биологический отец Люки, педиатр Мартини, который живет со своей женой и маленькой девочкой в ​​одной из квартир кондоминиума и что он несет не только страдания каждого ребенка, которого он предлагает ее лечения, но и жизни, которые она тайно сопровождает смерть с последней отчаянной смертельной инъекцией.

V. Анализ прочитанного текста. Какие еще вопросы по содержанию можно задать? (Запишите в тетрадь)

Давно ли болеет девочка?
- Что посоветовал доктор родителям девочки?
- Что приснилось однажды Наде?
- О каком желании она рассказала матери?
- Какого слона принёс ей папа?
- Куда отправился отец девочки в поисках живого слона?
- Как отреагировал хозяин зверинца на странную просьбу папы девочки?
- Обрадовалась ли девочка, когда увидела игрушку, купленную папой?

В кондоминиуме, кроме супругов Мартини, одинокая женщина со странным ребенком; адвокат гомосексуальной вдовы, владелец и администратор кондоминиума; и другие проявления: Риккардо, по-видимому братский друг супругов Мартини, но, как мы найдем, любовник его жены и истинного отца ребенка, и в воспоминаниях Даниэле, спутника адвоката и Селесты, мать Луки умерла незадолго до прибытие в Милан из Пьетро.

Нет никаких хороших и плохих, даже нечеткое между ними, что скучно и раздражает, как и любые грубые маниакальные. Есть печальные истории, скрепленные глубоким чувством интимной и истинной солидарности между людьми, есть хрупкие тела, чувство принадлежности, глубокая и коварная, а может быть и извращенная сила связей. И если можно упрекнуть молодого автора в том, что он сконцентрировал слишком много ситуаций только на одной истории, сделав этот кондоминиум тиглем человеческих болезней, можно видеть, что путь, который он перемещает между ними, и чувство персонажи и их отношения, не ориентированы на маргинальность в центре или благочестие в качестве главного героя, и только через несколько минут звуки зазвучат и касаются мелодрамы.

Ребята задают друг другу свои вопросы.

VI. Работа в программе ПервоЛого.

Ребята, нарисуйте иллюстрацию в программе ПервоЛого. Напишите строки из текста к вашему рисунку.

VII. Итог урока.

Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”? (Ответы детей)

О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство?

В то время как они могли бы, потому что драма растет каждую страницу и каждое открытие, растет со смертью Лоренцо, маленького ребенка под опекой Луки, или когда мы знаем, отчаяние отца, который просит пощады убивать для себя и его сын провел искусственная жизнь; драма растет как забота и отеческая любовь, это то, как слон, священная преданность, шаг за границами того, что допустимо без автора сказать, позволить себе думать или думать иначе. Дело не только в том, что он не судит больше: он не стремится понять или использовать силу чувств, чтобы убедить доброту или нет в некоторых ситуациях.

Обоснуйте своё мнение.

В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье)

А как вы относитесь к своим родителям? Как вы должны отвечать на их чувства, на их любовь к вам?

Мечта шестилетней девочки Нади сбылась.

А о чем мечтаете вы?

Я уверена, если очень верить в мечту, стремиться к неё, не лениться, сбудутся и ваши мечты.

Просто доставляя, оставляя нас к нашей неопределенности, не предлагая нам легкого утешения суждения или боли. Черный на белом, интервью как один раз. Любовь как преданность, важность защиты своих секретов, отцовство: интервью с Марко Миссироли. Что осталось от памяти? На всех выделяется Пьетро, ​​новый дворник из Римини, убежавший из своего прошлого, здесь, чтобы защитить то, что может - но не будет - новое будущее. Начиная с самого Питера, в этой истории так много людей скрывает что-то: дворник может просто зажать в квартире семьи Мартини, вытащить его сюда и там, а иногда и забрать что-то, а затем Лука Мартини, врач в отделе педиатрической онкологии и отвечал за «параллельную деятельность», которая могла только вызвать у него проблемы, или его жена Виола, которая скрывала самую болезненную истину, или старый адвокат, который управляет конюшней, единственный, кто может знать их все секреты его арендаторов.

VIII. Домашнее задание.

Подготовьте пересказ от лица Нади.

Здесь выложена бесплатная электронная книга Слон автора, которого зовут Куприн Александр Иванович . В библиотеке АКТИВНО БЕЗ ТВ вы можете скачать бесплатно книгу Слон в форматах RTF, TXT, FB2 и EPUB или же читать онлайн книгу Куприн Александр Иванович - Слон без регистраци и без СМС.

Существует непроницаемость человеческого сердца, и есть тайна смерти. Есть обещания сохранить и невыносимую измену. Мы любезны защищать любую ценою и неизбежные поражения. В вашем романе у многих персонажей, или почти, есть секрет, чтобы скрыть, или прошлое, чтобы забыть. Мое впечатление - мой опыт - в том, что мы слишком часто склонны воспринимать людей, особенно тех, кого мы действительно знаем, как само собой разумеющееся. Но это никогда не было так. Это, на мой взгляд, является темой, которая связана с привычкой и доверием.

Те, кто не защищают его, будут трудно узнать друг друга или не защищаться. Секрет - это сила, как для тех, кто ее охраняет, так и если она открывается нам. Опора на кого-то другого означает дать немного времени существования, будучи более уязвимым. Шанс, в данном случае, частично находится в руках других. Другие общие черты в вашей истории - предательство и отказ. В какой-то момент, в диалоге между двумя персонажами, расскажите о «минимальной любви» и «максимальной любви» и скажите одному из двух, что величайшая любовь заключается в том, что для одного человека, и что вы можете защитить его, если хотите.

Размер архива с книгой Слон = 9.31 KB


А. И. Куприн
Слон
I
Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с собою еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз нижнее веко и смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке.
Потом переходят из детской в гостиную, где их дожидается мама. Самый главный доктор – высокий, седой, в золотых очках – рассказывает ей о чем-то серьезно и долго. Дверь не закрыта, и девочке с ее кровати все видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Мама глядит на доктора большими, усталыми, заплаканными глазами. Прощаясь, главный доктор говорит громко:
– Главное, – не давайте ей скучать. Исполняйте все ее капризы.
– Ах, доктор, но она ничего не хочет!
– Ну, не знаю… вспомните, что ей нравилось раньше, до болезни. Игрушки… какие-нибудь лакомства…
– Нет, нет, доктор, она ничего не хочет…
– Ну, постарайтесь ее как-нибудь развлечь… Ну, хоть чем-нибудь… Даю вам честное слово, что если вам удастся ее рассмешить, развеселить, – то это будет лучшим лекарством. Поймите же, что ваша дочка больна равнодушием к жизни, и больше ничем… До свидания, сударыня!
II
– Милая Надя, милая моя девочка, – говорит мама, – не хочется ли тебе чего-нибудь?
– Нет, мама, ничего не хочется.
– Хочешь, я посажу к тебе на постельку всех твоих кукол. Мы поставим креслица, диван, столик и чайный прибор. Куклы будут пить чай и разговаривать о погоде и о здоровье своих детей.
– Спасибо, мама… Мне не хочется… Мне скучно…
– Ну, хорошо, моя девочка, не надо кукол. А может быть, позвать к тебе Катю или Женечку? Ты ведь их так любишь.
– Не надо, мама. Правда же, не надо. Я ничего, ничего не хочу. Мне так скучно!
– Хочешь, я тебе принесу шоколаду?
Но девочка не отвечает и смотрит в потолок неподвижными, невеселыми глазами. У нее ничего не болит и даже нет жару. Но она худеет и слабеет с каждым днем. Что бы с ней ни делали, ей все равно, и ничего ей не нужно. Так лежит она целые дни и целые ночи, тихая, печальная. Иногда она задремлет на полчаса, но и во сне ей видится что-то серое, длинное, скучное, как осенний дождик.
Когда из детской отворена дверь в гостиную, а из гостиной дальше в кабинет, то девочка видит папу. Папа ходит быстро из угла в угол и все курит, курит. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну. Он что-то насвистывает, глядя на улицу, но плечи у него трясутся. Затем он торопливо прикладывает платок к одному глазу, к другому и, точно рассердись, уходит к себе в кабинет. Потом он опять бегает из угла в угол и все… курит, курит, курит… И кабинет от табачного дыма делается весь синий.
III
Но однажды утром девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. Она что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно, и смотрит долго и внимательно в глаза матери.
– Тебе что-нибудь нужно? – спрашивает мама.
Но девочка вдруг вспоминает свой сон и говорит шепотом, точно по секрету:
– Мама… а можно мне… слона? Только не того, который нарисован на картинке… Можно?
– Конечно, моя девочка, конечно, можно.
Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас же надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с дорогой, красивой игрушкой. Это большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков. Но девочка глядит на игрушку так же равнодушно, как на потолок и на стены, и говорит вяло:
– Нет. Это совсем не то. Я хотела настоящего, живого слона, а этот мертвый.
– Ты погляди только, Надя, – говорит папа. – Мы его сейчас заведем, и он будет совсем, совсем как живой.
Слона заводят ключиком, и он, покачивая головой и помахивая хвостом, начинает переступать ногами и медленно идет по столу. Девочке это совсем не интересно и даже скучно, но, чтобы не огорчить отца, она шепчет кротко:
– Я тебя очень, очень благодарю, милый папа. Я думаю, ни у кого нет такой интересной игрушки… Только… помнишь… ведь ты давно обещал свозить меня в зверинец посмотреть на настоящего слона… и ни разу не повез…
– Но, послушай же, милая моя девочка, пойми, что это невозможно. Слон очень большой, он до потолка, он не поместится в наших комнатах… И потом, где я его достану?
– Папа, да мне не нужно такого большого… Ты мне привези хоть маленького, только живого. Ну, хоть вот, вот такого… Хоть слоненышка.
– Милая девочка, я рад все для тебя сделать, но этого я не могу. Ведь это все равно как если бы ты вдруг мне сказала: папа, достань мне с неба солнце.
Девочка грустно улыбается.
– Какой ты глупый, папа. Разве я не знаю, что солнце нельзя достать, потому что оно жжется. И луну тоже нельзя. Нет, мне бы слоника… настоящего.
И она тихо закрывает глаза и шепчет:
– Я устала… Извини меня, папа…
Папа хватает себя за волосы и убегает в кабинет. Там он некоторое время мелькает из угла в угол. Потом решительно бросает на пол недокуренную папиросу (за что ему всегда достается от мамы) и кричит горничной:
– Ольга! Пальто и шляпу!
В переднюю выходит жена.
– Ты куда, Саша? – спрашивает она.
Он тяжело дышит, застегивая пуговицы пальто.
– Я сам, Машенька, не знаю куда… только, кажется, я сегодня к вечеру и в самом деле приведу сюда, к нам, настоящего слона.
Жена смотрит на него тревожно.
– Милый, здоров ли ты? Не болит ли у тебя голова? Может быть, ты плохо спал сегодня?
– Я совсем не спал, – отвечает он сердито. – Я вижу, ты хочешь спросить, не сошел ли я с ума? Покамест нет еще. До свиданья! Вечером все будет видно.
И он исчезает, громко хлопнув входной дверью.
IV
Через два часа он сидит в зверинце, в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина выделывают разные штуки. Умные собаки прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку, складывают слова из больших картонных букв. Обезьянки – одни в красных юбках, другие в синих штанишках – ходят по канату и ездят верхом на большом пуделе. Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие обручи. Неуклюжий тюлень стреляет из пистолета. Под конец выводят слонов. Их три: один большой, два совсем маленькие, карлики, но все-таки ростом куда больше, чем лошадь. Странно смотреть, как эти громадные животные, на вид такие неповоротливые и тяжелые, исполняют самые трудные фокусы, которые не под силу и очень ловкому человеку. Особенно отличается самый большой слон. Он становится сначала на задние лапы, садится, становится на голову, ногами вверх, ходит по деревянным бутылкам, ходит по катящейся бочке, переворачивает хоботом страницы большой картонной книги и, наконец, садится за стол и, повязавшись салфеткой, обедает, совсем как благовоспитанный мальчик.
Представление оканчивается. Зрители расходятся. Надин отец подходит к толстому немцу, хозяину зверинца. Хозяин стоит за дощатой перегородкой и держит во рту большую черную сигару.
– Извините, пожалуйста, – говорит Надин отец. – Не можете ли вы отпустить вашего слона ко мне домой на некоторое время?
Немец от удивления широко открывает глаза и даже рот, отчего сигара падает на землю. Он, кряхтя, нагибается, подымает сигару, вставляет ее опять в рот и только тогда произносит:
– Отпустить? Слона? Домой? Я вас не понимаю.
По глазам немца видно, что он тоже хочет спросить, не болит ли у Надиного отца голова… Но отец поспешно объясняет, в чем дело: его единственная дочь, Надя, больна какой-то странной болезнью, которой даже доктора не понимают как следует. Она лежит уж месяц в кроватке, худеет, слабеет с каждым днем, ничем не интересуется, скучает и потихоньку гаснет. Доктора велят ее развлекать, но ей ничто не нравится; велят исполнять все ее желания, но у нее нет никаких желаний. Сегодня она захотела видеть живого слона. Неужели это невозможно сделать?
И он добавляет дрожащим голосом, взявши немца за пуговицу пальто:
– Ну вот… Я, конечно, надеюсь, что моя девочка выздоровеет. Но… спаси бог… вдруг ее болезнь окончится плохо… вдруг девочка умрет?.. Подумайте только: ведь меня всю жизнь будет мучить мысль, что я не исполнил ее последнего желания!..
Немец хмурится и в раздумье чешет мизинцем левую бровь. Наконец он спрашивает:
– Гм… А сколько вашей девочке лет?
– Шесть.
– Гм… Моей Лизе тоже шесть. Гм… Но, знаете, вам это будет дорого стоить. Придется привести слона ночью и только на следующую ночь увести обратно. Днем нельзя. Соберется публикум, и сделается один скандал… Таким образом выходит, что я теряю целый день, и вы мне должны возвратить убыток.
– О, конечно, конечно… не беспокойтесь об этом…
– Потом: позволит ли полиция водить один слон в один дом?
– Я это устрою. Позволит.
– Еще один вопрос: позволит ли хозяин вашего дома вводить в свой дом один слон?
– Позволит. Я сам хозяин этого дома.
– Ага! Это еще лучше. И потом еще один вопрос: в котором этаже вы живете?
– Во втором.
– Гм… Это уже не так хорошо… Имеете ли вы в своем доме широкую лестницу, высокий потолок, большую комнату, широкие двери и очень крепкий пол? Потому что мой Томми имеет высоту три аршина и четыре вершка, а в длину четыре аршин. Кроме того, он весит сто двенадцать пудов.
Надин отец задумывается на минуту.
– Знаете ли что? – говорит он. – Поедем сейчас ко мне и рассмотрим все на месте. Если надо, я прикажу расширить проход в стенах.
– Очень хорошо! – соглашается хозяин зверинца.
V
Ночью слона ведут в гости к больной девочке.
В белой попоне он важно шагает по самой середине улицы, покачивает головой и то свивает, то развивает хобот. Вокруг него, несмотря на поздний час, большая толпа. Но слон не обращает на нее внимания: он каждый день видит сотни людей в зверинце. Только один раз он немного рассердился.
Какой-то уличный мальчишка подбежал к нему под самые ноги и начал кривляться на потеху зевакам.
Тогда слон спокойно снял с него хоботом шляпу и перекинул ее через соседний забор, утыканный гвоздями.
Городовой идет среди толпы и уговаривает ее:
– Господа, прошу разойтись. И что вы тут находите такого необыкновенного? Удивляюсь! Точно не видали никогда живого слона на улице.
Подходят к дому. На лестнице, так же как и по всему пути слона, до самой столовой, все двери растворены настежь, для чего приходилось отбивать молотком дверные щеколды. Точно так же делалось однажды, когда в дом вносили большую чудотворную икону.
Но перед лестницей слон останавливается в беспокойстве и упрямится.
– Надо дать ему какое-нибудь лакомство… – говорит немец. – Какой-нибудь сладкий булка или что… Но… Томми!.. Ого-го!.. Томми!
Надин отец бежит в соседнюю булочную и покупает большой круглый фисташковый торт. Слон обнаруживает желание проглотить его целиком вместе с картонной коробкой, но немец дает ему всего четверть. Торт приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем. Однако немец оказывается хитрее. Держа в руке лакомство, он подымается вверх со ступеньки на ступеньку, и слон с вытянутым хоботом, с растопыренными ушами поневоле следует за ним. На площадке Томми получает второй кусок.
Таким образом его приводят в столовую, откуда заранее вынесена вся мебель, а пол густо застлан соломой… Слона привязывают за ногу к кольцу, ввинченному в пол. Кладут перед ним свежей моркови, капусты и репы. Немец располагается рядом, на диване. Тушат огни, и все ложатся спать.
VI
На другой день девочка просыпается чуть свет в прежде всего спрашивает:
– А что же слон? Он пришел?
– Пришел, – отвечает мама, – но только он велел, чтобы Надя сначала умылась, а потом съела яйцо всмятку и выпила горячего молока.
– А он добрый?
– Он добрый. Кушай, девочка. Сейчас мы пойдем к нему.
– А он смешной?
– Немножко. Надень теплую кофточку.
Яйцо быстро съедено, молоко выпито. Надю сажают в ту самую колясочку, в которой она ездила, когда была еще такой маленькой, что совсем не умела ходить, и везут в столовую.
Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижной, гибкий палец. Если бы слон вытянул хобот во всю длину, то наверно достал бы он им до окна.
Девочка вовсе не испугана. Она только немножко поражена громадной величиной животного. Зато нянька, шестнадцатилетняя Поля, начинает визжать от страха.
Хозяин слона, немец, подходит к колясочке и говорит:
Доброго утра, барышня. Пожалуйста, не бойтесь. Томми очень добрый и любит детей.
Девочка протягивает немцу свою маленькую бледную ручку.
– Здравствуйте, как вы поживаете? – отвечает она. – Я вовсе ни капельки не боюсь. А как его зовут?
– Томми.
– Здравствуйте, Томми, – произносит девочка и кланяется головой. Оттого, что слон такой большой, она не решается говорить ему на «ты». – Как вы спали эту ночь?
Она и ему протягивает руку. Слон осторожно берет и пожимает ее тоненькие пальчики своим подвижным сильным пальцем и делает это гораздо нежнее, чем доктор Михаил Петрович. При этом слон качает головой, а его маленькие глаза совсем сузились, точно смеются.
– Ведь он все понимает? – спрашивает девочка немца.
– О, решительно все, барышня!
– Но только он не говорит?
– Да, вот только не говорит. У меня, знаете, есть тоже одна дочка, такая же маленькая, как и вы. Ее зовут Лиза. Томми с ней большой, очень большой приятель.
– А вы, Томми, уже пили чай? – спрашивает девочка слона.
Слон опять вытягивает хобот и дует в самое лицо девочки теплым сильным дыханием, отчего легкие волосы на голове девочки разлетаются во все стороны.
Надя хохочет и хлопает в ладоши. Немец густо смеется. Он сам такой большой, толстый и добродушный, как слон, и Наде кажется, что они оба похожи друг на друга. Может быть, они родня?
– Нет, он не пил чаю, барышня. Но он с удовольствием пьет сахарную воду. Также он очень любит булки.
Приносят поднос с булками. Девочка угощает слона. Он ловко захватывает булку своим пальцем и, согнув хобот кольцом, прячет ее куда-то вниз под голову, где у него движется смешная, треугольная, мохнатая нижняя губа. Слышно, как булка шуршит о сухую кожу. То же самое Томми проделывает с другой булкой, и с третьей, и с четвертой, и с пятой и в знак благодарности кивает головой, и его маленькие глазки еще больше суживаются от удовольствия. А девочка радостно хохочет.
Когда все булки съедены, Надя знакомит слона со своими куклами:
– Посмотрите, Томми, вот эта нарядная кукла – это Соня. Она очень добрый ребенок, но немножко капризна и не хочет есть суп. А это Наташа – Сонина дочь. Она уже начинает учиться и знает почти все буквы. А вот это – Матрешка. Это моя самая первая кукла. Видите, у нее нет носа, и голова приклеена, и нет больше волос. Но все-таки нельзя же выгонять из дому старушку. Правда, Томми? Она раньше была Сониной матерью, а теперь служит у нас кухаркой. Ну, так давайте играть, Томми: вы будете папой, а я мамой, а это будут наши дети.
Томми согласен. Он смеется, берет Матрешку за шею и тащит к себе в рот. Но это только шутка. Слегка пожевав куклу, он опять кладет ее девочке на колени, правда немного мокрую и помятую.
Потом Надя показывает ему большую книгу с картинками и объясняет:
– Это лошадь, это канарейка, это ружье… Вот клетка с птичкой, вот ведро, зеркало, печка, лопата, ворона… А это вот, посмотрите, это слон! Правда, совсем не похоже? Разве же слоны бывают такие маленькие, Томми?
Томми находит, что таких маленьких слонов никогда не бывает на свете. Вообще ему эта картинка не нравится. Он захватывает пальцем край страницы и переворачивает ее.
Наступает час обеда, но девочку никак нельзя оторвать от слона. На помощь приходит немец:
– Позвольте, я все это устрою. Они пообедают вместе.
Он приказывает слону сесть. Слон послушно садится, отчего пол во всей квартире сотрясается и дребезжит посуда в шкафу, а у нижних жильцов сыплется с потолка штукатурка. Напротив его садится девочка. Между ними ставят стол. Слону подвязывают скатерть вокруг шеи, и новые друзья начинают обедать. Девочка ест суп из курицы и котлетку, а слон – разные овощи и салат. Девочке дают крошечную рюмку хересу, а слону – теплой воды со стаканом рома, и он с удовольствием вытягивает этот напиток хоботом из миски. Затем они получают сладкое – девочка чашку какао, а слон половину торта, на этот раз орехового. Немец в это время сидит с папой в гостиной и с таким же наслаждением, как и слон, пьет пиво, только в большем количестве.
После обеда приходят какие-то папины знакомые, их еще в передней предупреждают о слоне, чтобы они не испугались. Сначала они не верят, а потом, увидев Томми, жмутся к дверям.
– Не бойтесь, он добрый! – успокаивает их девочка.
Но знакомые поспешно уходят в гостиную и, не просидев и пяти минут, уезжают.
Наступает вечер. Поздно. Девочке пора спать. Однако ее невозможно оттащить от слона. Она так и засыпает около него, и ее уже сонную отвозят в детскую. Она даже не слышит, как ее раздевают.
В эту ночь Надя видит во сне, что она женилась на Томми, и у них много детей, маленьких, веселых слоняток. Слон, которого ночью отвели в зверинец, тоже видит во сне милую, ласковую девочку. Кроме того, ему снятся большие торты, ореховые и фисташковые, величиною с ворота…
Утром девочка просыпается бодрая, свежая и, как в прежние времена, когда она была еще здорова, кричит на весь дом, громко и нетерпеливо:
– Мо-лоч-ка!
Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне.
Но девочка тут же вспоминает о вчерашнем и спрашивает:
– А слон?
Ей объясняют, что слон ушел домой по делам, что у него есть дети, которых нельзя оставлять одних, что он просил кланяться Наде и что он ждет ее к себе в гости, когда она будет здорова.
Девочка хитро улыбается и говорит:
– Передайте Томми, что я уже совсем здорова!

Похожие статьи