Жизненная позиция. Что такое жизненная позиция.

У каждого человека есть своя главная цель в жизни, к которой он стремится. Или даже несколько целей. На протяжении жизни они могут меняться: теряя свою важность, одни удаляются, а взамен их появляются другие, более актуальные. Сколько же их должно быть, этих целей?

Успешные люди утверждают, что 50 жизненных целей человека – вовсе не максимум. Чем длиннее будет список ваших целей, тем лучше вы сможете разобраться в своих истинных желаниях.

Жизненный успех Джона Годдарда

Например, Джон Годдард ещё в пятнадцатилетнем возрасте поставил перед собой даже не 50 жизненно важных, главных целей, которых он стремился достичь, а 127! Для не посвящённых справка: речь идёт об исследователе, учёном-антропологе, путешественнике, обладателе научных степеней, Члене Общества французских исследователей, Королевского Географического общества и Археологического Общества, многократном рекордсмене Книги рекордов Гиннеса.

В свой полувековой юбилей Джон отметил — 100 из поставленных 127 целей он реализовал. Его насыщенной жизни можно только позавидовать.

Цели для того, чтобы не было стыдно и больно

Счастливого человека называют состоявшимся, успешным. Никто не назовёт неудачника счастливым — успешность является составляющей счастья. Знаменитую фразу Островского из «Как закалялась стать» о том, как нужно прожить свою жизнь, помнят практически все. Особенно ярко окончание цитаты: «Чтобы не было мучительно больно…» Чтобы на закате жизни не было больно и стыдно за бесцельно прожитое время, ставить задачи перед собой нужно сегодня.

Чтобы считать жизнь успешной, 50 самых важных жизненных целей человек к старости должен достичь обязательно. Подводя итоги своей жизни, человек сопоставляет то, о чём он мечтал, с тем, чего добился. Но бывает так, что с годами трудно вспомнить многие свои желания-цели, поэтому трудно делать сравнения. Оттого-то так важно написать 50 важнейших целей в жизни на листе бумаги, периодически перечитывать список.

Еще один важный аспект — старайтесь записывать . Это означает, что ваши цели должны соответствовать пяти важным критериям: конкретность, измеримость, актуальность, достижимость, ограниченность во времени.

Человеческие потребности

Перед тем, как составлять список, следует понять, что является приоритетным, жизненно необходимым для человека. Воздух, питьё, пища, сон – 4 самых важных потребностей органической жизни. Вторым рядом идут здоровье, жильё, одежда, секс, отдых – необходимые атрибуты жизни, но второстепенные. В отличие от животных, человеку свойственно не просто элементарное удовлетворение жизненных потребностей, ему хочется делать это, получая эстетическое удовольствие.

Жить человеку без удовлетворения первостепенных потребностей невозможно, а без удовлетворения второстепенных – трудно. Поэтому если хотя бы одно звено этой цепочки разрушено, человек страдает физически — во-первых, морально – во-вторых. Он несчастен. Но даже если все жизненно важные потребности индивидуума удовлетворены, жизнь его нельзя назвать счастливой. Вот такой парадокс.

Поэтому, в 50 жизненно важных, приоритетных целей человека обязательно должны входить пункты, благодаря реализации которых удовлетворялись бы первостепенные и второстепенные потребности человека.


Внесение в список таких целей, как «купить собственный дом» или «отдохнуть на море», «сделать необходимую медицинскую операцию» или «вылечить и вставить зубы», «купить шубу» и «приобрести автомобиль» пусть не столь важно для полного счастья (почему – будет рассмотрено ниже), но достижение их делает обитание на земле людей комфортнее. Для удовлетворения этих потребностей, достижения перечисленных выше целей, индивидууму необходимы деньги. И, отбирая 50 самых важных целей человека, в список обязательно нужно включить пункт, касающийся финансового состояния индивидуума. Примеры таких целей:

  • найти высокооплачиваемую работу;
  • открыть свой бизнес;
  • добиться того, чтобы бизнес приносил чистый доход более 10 000 долларов в месяц, и тому подобные.

Примерный список 50 целей

Духовное самосовершенствование:

  1. Прочитать собрание сочинений Дж. Лондона.
  2. Закончить курсы английского языка.
  3. Простить обиды на родителей, друзей.
  4. Перестать завидовать.
  5. Повысить личную эффективность в 1,5 раза.
  6. Избавиться от лени и откладывания дел.
  7. Ежедневно писать не менее 1000 символов для своего незаконченного романа (личного блога).
  8. Помириться с сестрой (мужем, мамой, отцом).
  9. Начать писать личный дневник каждый день.
  10. Посещать церковь не реже раза в месяц.

Самосовершенствование физическое:

  1. 3 раза в неделю посещать тренажёрный зал.
  2. Еженедельно ходить в сауну и бассейн.
  3. Ежедневно по утрам делать комплекс упражнений;
  4. Каждый вечер совершать пешие прогулки не менее получаса быстрым шагом.
  5. Отказаться полностью от списка вредных продуктов.
  6. Раз в квартал устраивать трёхдневную очистительную голодовку.
  7. Через три месяца научиться садиться на шпагат.
  8. Зимой вместе с внуком (сыном, дочкой, племянником) сходить в лыжный поход в лес.
  9. Похудеть на 4 килограмма.
  10. Обливаться по утрам холодной водой.

Финансовые цели:

  1. Повысить ежемесячный доход до 100 000 рублей.
  2. Поднять ТиЦ своего сайта (блога) к концу этого года до 30.
  3. Перейти на уровень получения пассивного дохода.
  4. Научиться играть на бирже.
  5. Научиться самостоятельно делать сайты на заказ.
  6. Досрочно погасить кредит в банке.
  7. Всю работу по дому поручить выполнять автоматам с тем, чтобы экономить время для заработка.
  8. Экономить на бессмысленных и вредных вещах: сигаретах, алкоголе, сладостях, чипсах, сухариках.
  9. Продукты закупать в оптовых магазинах все, кроме скоропортящихся.
  10. Купить дачу для выращивания свежих экологически чистых продуктов.

Комфорт и удовольствия:



Благотворительность:

  1. Ежемесячно отчислять в детский дом на подарки детям 10% прибыли.
  2. Устроить для детей-сирот новогоднее представление с подарками силами местного театра – финансировать.
  3. Не проходить мимо просящих подаяния – обязательно подавать милостыню.
  4. Помочь приюту для бездомных животных – отчислить денег на питание собакам.
  5. К Новому году всем малышам в подъезде сделать маленький презент.
  6. В день пожилых одарить всех пенсионеров набором продуктов.
  7. Многодетной семье купить компьютер.
  8. Отдавать ненужные вещи нуждающимся.
  9. Построить во дворе детскую площадку.
  10. Помочь финансово талантливой девочке Тане съездить на конкурс в Москву «Зажги свою звезду».

Востребованность как основная составляющая счастья

Кроме этого для полноценного счастья личности необходимо ещё кое-что. И это «кое-что» называется признанием. Только будучи востребованной, личность ощущает свою значимость, чувствует удовольствие, счастье. Критерий признания у каждого человека свой. Некоторым достаточно простого «спасибо» за приготовленный ужин. Другие ощущают чувство полного счастья от проявлений нежности сексуального партнёра – это признание, выделение личности среди всех прочих.

Одним достаточно навести в доме стерильную чистоту и услышать слова восхищения от соседей, другим требуется увидеть восторг в глазах встречных при виде их внешности, фигуры, нарядов, причёски. Для третьих важно признание их в роли прекрасных родителей. Для четвёртых же необходимо признание на более широком уровне. Эти четвёртые не ограничивают круг людей, которыми они хотят быть признанными, родственниками, любимыми, соседями, попутчиками, прохожими.

Таковыми являются учёные, первооткрыватели, крупные бизнесмены, люди творческих и ещё ряда профессий. Самыми успешными считаются люди, которые получают признание как от своих любимых, друзей, детей, соседей, так и от коллег, поклонников, зрителей, читателей – более широкого круга лиц. Важно внести соответствующие пункты в список «50 целей в моей жизни». Примеры таких целей могут быть такими:

  • найти свою вторую половинку для создания семьи, которая (который) будет такой-то, к которому буду испытывать уважение, любовь (страсть), чувства должны быть ответными;
  • помочь сыну успешно закончить школу;
  • дать детям высшее образование;
  • защитить диссертацию;
  • выпустить собственный сборник рассказов (диск песен) или организовать выставку картин.

Сюжет «Жизненные цели»:

Промежуточные цели

Для достижения глобальных целей необходимы действия, помогающие двигаться вперёд. Поэтому нужно написать и промежуточные цели, касающиеся повышения квалификации, образования, приобретения навыков. И в списке «50 жизненных целей человека» примерами таковых могут быть:

  • прочитать собрание сочинений Достоевского;
  • прочтение пособий для бизнесмена, автором которых является Джон Рокфеллер (например, « » успеха;
  • изучение жизненных историй и путей к успеху крупных деятелей науки и культуры;
  • изучение иностранного языка;
  • получение второго образования.

Список этот можно продолжать по собственному усмотрению, опираясь на основные цели.


Цели-мотиваторы

Для достижения главных целей необходимы стимулы, занимающие позицию промежуточных целей. Их включают в список, обозначив; «50 промежуточных жизненных целей человека» . В список этих целей входят пункты:

  • съездить в кругосветное путешествие;
  • купить новый ноутбук;
  • сделать ремонт в квартире;
  • обновить гардероб к новому сезону.

Некоторые могут написать пункты «сделать пластику лица» или «провести абдоминопластику живота». Ведь для многих улучшить внешность – скрытое желание, которого подчас стыдятся. Но, составляя список целей-мотиваторов, нужно обязательно написать те, которые дадут человеку удовольствие в жизни. Эти цели не имеют важных жизненных потребностей, но без радости и удовольствия человек чахнет, ему скучно жить, теряется смысл достижения главных целей.

Благотворительность – важнейшая человеческая цель

Изучая путь к успеху Джона Рокфеллеров, каждый видит: он – филантроп. Жертвовать десятую часть прибыли на благотворительность – главное правило его жизни. По утверждениям психологов, помогать людям полезно и чрезвычайно приятно. Поэтому в «50 жизненно важных целей», составляя список, следует внести пункты, касающиеся этой стороны жизни. Занимаясь благотворительностью, человек наслаждается получением признания.

Даже делая добро инкогнито, он удовлетворяется, наблюдая плоды своих благодеяний. Совершение благотворительных актов должно входить в список жизненно важных целей. «50 благотворительных целей в жизни» в общем списке может иметь пункты «построить приют для брошенных животных», «открыть детский сад для детей-инвалидов», «регулярно оказывать материальную помощь дому сирот» и другие.

Здесь же можно написать более мелкие конкретные цели, например, «подарить «Дому малютки» 100 фланелевых пелёнок» или «приносить старушке-соседке бесплатно еженедельно паёк, якобы от собеса». Составив список 50 жизненных целей, человек получает план действий в жизни, видит, чего ему нужно добиваться, к чему стремиться.

Читать еще статьи на эту тему:



ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - направленность жизнедеятельности личности, ее т. эр. относительно своего места и роли в общественной жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нравственном плане Ж. п.-система поведения личности, определяемая ее убеждениями, идейностью, совестью. Позиция человека по любому общественно значимому вопросу является Ж. п. постольку, поскольку она отвечает объективной логике развития социальной действительности, отражает расстановку реальных социальных сил, воздействующих на это развитие. Критерий истинности, правильности той или иной Ж. п. - ее соответствие прогрессивным тенденциям развития об-ва, интересам передовых социальных сил. Чтобы определить Ж. п. людей, надо, по словам В. И. Ленина, выяснить, «какой социальной обстановкой и как именно обусловливаются их действия» (т. 1, с. 430). Ж. п. - один из важнейших признаков личностного развития индивида, определения его места в историческом процессе. Становление личности есть в то же время сознательный выбор человеком той или иной Ж. п. (Выбор моральный). Содержание личного выбора определенной Ж. п. в конечном счете обусловлено идеалами и ценностями об-ва, класса или социальной группы, к к-рым данная принадлежит. Но это не умаляет роли самого субъекта, личности в определении своего отношения к миру. Жизнь и В. И. Ленина - и образец сознательно сделанного выбора и последовательного осуществления активной Ж. п, личности. Ж. п. есть выражение такой социальной активности человека, к-рая зиждется на идейной определенности и принципиальности, предполагает общественную сознательнрсть. Активность Ж. п. выражается и мировоззренчески -в заинтересованном, пристрастном, партийном отношении к идеалам, целям, теоретическим установкам об-ва, класса, и поведенчески, характеризуя последовательность, и мужественность в отстаивании человеком своих взглядов, убеждений, в реализации их на деле. Поэтому Ж. п. следует четко отличать от делячества, «хватки», хитроумного приспособленчества (выбора чьей-то стороны или т. зр. по соображениям эгоистического интереса, расчета, выгоды). Нравственной основой активной Ж. п. является принцип единства слова и дела, выражающийся в стремлении человека реализовать общественный, в т. ч. и нравственный, на практике. Соответствие, слияние теории и практики, единство , мысли и действий, когда за людей можно ручаться, говорил В. И. Ленин, что «они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести» (т. 45, с. 391),-важнейшее условие действенности избранной массами или личностью Ж. п. Активной Ж. п. противостоит позиция пассивная, когда человек встает на т. зр. стороннего созерцателя, нейтрального наблюдателя, руководствуясь принципом «моя хата с краю». В моральном смысле такая пассивность тождественна равнодушию, нередко питающему , ренегатство. Особый случай отхода от активной Ж. п. - расхождение между словом и делом, свидетельствующее о декларативном, формальном характере убежденности человека, а иногда и о моральном лицемерии. Коммунистической нравственности чужда общественная и личная пассивность во всех ее видах; исключение составляют лишь те особые случаи, когда пассивность выступает своеобразной формой активности (напр., в условиях буржуазной демократии сознательное уклонение от голосования на выборах, не дающих альтернативы, и т. п.). Огромное нравственное значение имеет борьба против морального инфантилизма, безынициативности и бездеятельности, против социального самодовольства, упоения успехами, несамокритичности, против идейных шатаний, уступок в принципиальных вопросах.

Словарь по этике. - М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .

Смотреть что такое "ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ" в других словарях:

    жизненная позиция - сущ., кол во синонимов: 1 • жизненная установка (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - [ангажированность engagement]: проявление неравнодушия и активности при разрешении конфликта обязанностей или идей; противоположно отвлеченности, равнодушию, нейтральности. Само слово, ставшее популярным в последнее время благодаря работам… … Философский словарь

    Жизненная позиция - – это выбранный человеком способ своей собственной жизни, совокупность жизненных отношений, ценностей идеалов и найденный характер их реализации, который обеспечивает становление человека и дальнейший ход его жизни. Одной из характерных черт… … Словарь-справочник по социальной работе - мотивированная направленность жизнедеятельности индивида, его понимание смысла жизни, социальных ценностей и норм, положенное в основу выбора линии поведения; проявляется через рационально осмысленное и эмоционально окрашенное отношение к… … Профессиональное образование. Словарь

    ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - результат овладения человеком своим поведением он становится субъектом поведения, т. е. человеком, самостоятельно достигающим поставленные цели … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Жизненная позиция - внутренняя установка, обусловленная мировоззренческими, моральными и психологическими качествами личности и отражающаяеё субъективное отношение к обществу … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - внутренняя установка, обусловленная мировоззренческими, моральными и психол. качествами личности и отражающая ее субъективное отношение к обществу. Ж. п. проявляется в реальном поведении человека, м. б. активной (постоянное стремление изменить… … Педагогический словарь

    Жизненная позиция личности - наиболее важные идеи, выражающие отношение личности к различным жизненным реалиям, которыми добровольно руководствуется человек в своей жизнедеятельности. Эти ведущие по жизни идеи выражаются в самых различных формах: убеждении, принципах,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) , . Авторы книги, известные советские философы, в форме публицистических очерков освещают важнейшие положения марксистской концепции личности. Ключевой для книги является ленинская мысль о том,…

Понятие психологической позиции является в трансактном анализе одним из основных. В первую очередь, понятие стало популярным благодаря работам Т. Харриса.

В своей книге “Я о’кей – ты о’кей” он выделяет четыре таких позиции; другой учёный (F. English) выделяет дополнительную, пятую позицию.

Первая позиция: “я о’кей – ты о’кей”. Эта позиция довольства и принятия других, однако если ребёнок на ней застревает, полагая, что всю жизнь он будет оставаться самой важной персоной, то со временем возникнут разочарования и отрицательные переживания. Вторая позиция: “я не о’кей – ты не о’кей”. Если ребёнка в начале жизни окружали вниманием и заботой, а затем в силу обстоятельств отношение к нему радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблагополучным, жизнь утрачивает позитивные аспекты, вплоть до приобретения убеждения, что жизнь ничего не стоит. Третья позиция: “я не о’кей – ты о’кей”. В этом сценарии главную роль играют депрессия и чувство неполноценности. Обычно это происходит от переживаний ребёнка по поводу того, что он зависим от взрослых, менее ценен, чем окружающие. Четвёртая позиция: “я о’кей – ты не о’кей”. Если ребёнка не “поглаживают”, плохо с ним обращаются, то он может заключить, что “другие – плохие”.

Наконец, пятая позиция “я о’кей – ты о’кей” похожа на первую, но это позиция реализма, она выбирается осознанно, к ней человек приходит через жизненный опыт, посредством переоценки ценностей. В этой позиции проигравших нет, но каждый приходит к своей победе: “Жизнь стоит того, чтобы жить”.

Жизненные позиции возникают не только в отношении себя и других, но и в отношении другого пола. Приняв жизненную позицию, личность старается укрепить её, чтобы стабилизировать самооценку и сохранить своё восприятие окружающего мира.

Психологическая позиция человека становится жизненной, и исходя из неё люди играют в игры и осуществляют жизненный сценарий. Например, женщина, которую в детстве третировал алкоголик-отец, может принять две позиции: “Я ничего не стою” (я не о’кей) и “Мужчины – это животные, которые будут обижать меня”. Легко представить, что в согласии с этой жизненной позицией ею будут выбраны люди, играющие те роли, которые соответствуют её жизненному сценарию: она может выйти замуж за алкоголика или человека с деспотичными наклонностями.

        1. Сценарные послания и родительское программирование.

Эрик Берн определяет предписания как самую важную часть сценарного аппарата и классифицирует их по трём степеням. Родительские предписания первой степени

мягки по форме и социально приемлемы – это прямые указания, подкрепляемые одобрением или неодобрением. Предписания второй степени лживые и жёсткие, их внедрение происходит окольным путём соблазнительных улыбок или угрожающих гримас. Третья степень (очень грубые и жёсткие предписания) – это неоправданные запреты, внушаемые чувством страха, – верный способ воспитания неудачника. Среди других видов сценарных посланий Берн выделяет “толчок” (провокация, совращение, скрытое поощрение быть неудачником), “электрод”, “заповеди” (исходящие от Опекающего Родителя).

Роберт и Мэри М. Гулдинги выделили предписания, названные “родительскими директивами”. Директивы они определяют как сообщения родительского эго-состояния Ребёнок, переданные (детям) вследствие обстоятельств их собственных болезненных проблем. Основной список родительских директив включает в себя: Не делай. Не будь. Не сближайся. Не будь значимым. Не будь ребёнком. Не взрослей. Не добейся успеха. Не будь собой. Не будь нормальным. Не будь здоровым. Не принадлежи.

А. И. Луньков и В. К. Лосева приводят собственную классификацию директив, расширенную до двенадцати и привязанную уже к повседневной жизни взрослого человека, а не ребёнка: Не живи. Не будь ребёнком. Не расти. Не думай. Не чувствуй. Не достигай успеха. Не будь лидером. Не принадлежи. Не будь близким. Не делай. Не будь самим собой. Не чувствуй себя хорошо.

Сценарная матрица – это диаграмма, изображающая указания, адресованные родителями и прародителями последующему поколению, в значительной степени определяющая жизненный план личности и жизненный итог. Решающие сценарные воздействия исходят от эго-состояния Ребёнок родителя противоположного пола; эго-состояние Взрослый родителя того же пола даёт человеку модель, которая определяет интересы и особенности осуществления жизненного плана. В то же время эго-состояния Родитель обоих родителей наделяют человека “рецептами” поведения, которые составляют так называемый антисценарий, который заполняет пустоты в поступательном движении сценария и при определённых обстоятельствах способен подавить сценарий.

Также в трансактном анализе выделяется понятие эпискрипта (эписценария), возникающего в том случае, когда родители чувствуют себя обязанными преподносить своему ребёнку наставления и советы в объёме гораздо большем, чем этого требует родительский долг и нормальное “сценарное программирование”. В эпискрипте выделяются стремление продлить свою жизнь в потомках, требования собственных родительских сценариев или желание избавиться от собственных тяжёлых сценарных характеристик.

Избежать родительских директив нельзя, но главное для родителя состоит в том, чтобы самому в аутодидактическом процессе освобождаться от собственных директив и показать ребёнку, что у него есть возможность изжить полученные директивы. Директивы являются вызовом человеческой способности к развитию, их можно принимать или не принимать, и осознание в себе бессознательных влияний даёт ценный опыт, который нельзя получить иным путём.

    Виды общения в трансактном анализе.

Для Берна характерна специальная терминология, которая обозначает события, происходящие между людьми в общении.

"Игра" - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости (т.е. полноценного контакта) путем манипулятивного поведения. Близость- это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Под играми понимается продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Ради получения чувств часто и совершаются действия игры. Каждое действие игры сопровождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая максимума в конце игры.

Выделяют три степени игр: игры 1-й степени приняты в обществе, они не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям; игры 2-й степени скрываются, не приветствуются обществом и приводят к ущербу, который нельзя назвать непоправимым; игры 3-й степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего. Игры могут разыгрываться человеком с самим собой, зачастую - двумя игроками (при этом каждый игрок может исполнять несколько ролей), и иногда игрок устраивает игру с организацией.

Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.

"Поглаживания и удары" - взаимодействия, направленные на передачу положительных или отрицательных чувств. Поглаживания могут быть: • позитивными: "Вы мне симпатичны", "Какая вы милая"; • негативными: "Ты мне неприятен", "Ты сегодня плохо выглядишь"; • условными (касаются того, что человек делает и подчеркивают результат): "Вы хорошо это сделали", "Ты бы мне больше нравился, если бы..." • безусловными (связаны с тем, кем человек является): "Вы специалист высшего класса", "Я принимаю тебя таким, какой ты есть"; • фальшивыми (внешне они выглядят как позитивные, а на самом деле оказываются ударами): "Вам, конечно же, понятно, что я вам говорю, хотя вы и производите впечатление недалекого человека", "Вам очень идет этот костюм, обычно костюмы на вас висят мешками".

Любое взаимодействие людей содержит поглаживания и удары, они составляют банк поглаживаний и ударов человека, который во многом определяет самооценку и самоуважение. Каждый человек нуждается в поглаживаниях, особенно остро эту потребность испытывают подростки, дети и старики. Чем меньше физических поглаживаний получает человек, тем более он настроен на психологические поглаживания, которые с возрастом становятся более дифференцированными и изощренными. Поглаживания и удары находятся в обратной зависимости: чем больше человек принимает позитивных поглаживаний, тем меньше отдает ударов, и чем больше человек принимает ударов, тем меньше он отдает поглаживаний.

"Трансакции" - все взаимодействия с другими людьми с позиции той или иной роли: "Взрослого", "Родителя", "Ребенка". Различают дополнительные, перекрестные некрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям взаимодействующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия неконфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время.

Перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, едкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью. В этом случае на стимул дается реакция, активизирующая неподходящие "эго-состояние". Скрытые трансакции включают более двух "эго-состояний", сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что составляет суть психологических игр.

"Вымогательство " - способ поведения, с помощью которого люди реализуют привычные установки, вызывая у себя отрицательные чувства, как бы требуя своим поведением, чтобы их успокаивали. Вымогательство - это обычно то, что получает инициатор игры в ее конце. Так, например, обильные жалобы клиента направлены на получение эмоциональной и психологической поддержки со стороны окружающих.

"Запреты и ранние решения " - одно из ключевых понятий, означающее послание, передающееся в детстве от родителей к детям из "эго-состояния" "Ребенок" в связи с тревогами, заботами и переживаниями родителей. Эти запреты можно сравнить с устойчивыми матрицами поведения. В ответ на эти послания ребенок принимает то, что называется "ранние решения", т.е. формулы поведения, вытекающие из запретов. Например, "Не высовываться, надо быть незаметным, а иначе будет плохо". - "А я буду высовываться".

    Общая характеристика современной гештальттерапии.

Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 1920-х гг. в Германии. Его создание связано с именами М. Вертгеймера (1880-1943), В. Келера (1887-1967), К. Коффки (1886-1941) и К. Левина (1890-1947), заложившими методологию этой школы. Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии - «Экспериментальные исследования видимого движения» была опубликована в 1912 г., однако окончательное оформление нового направления произошло уже после Первой мировой войны.

Гештальтпсихология, как уже отмечалось, исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. Таким образом, в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

Тем не менее, оставив практически в неприкосновенности предмет психологии, гештальтпсихология существенно трансформирует прежнее понимание структуры сознания и когнитивных процессов. Главная идея этой школы - в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалась новая идея - познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые и определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представители этого направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они видели доказательства правильности своих постулатов.

Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что эта школа является одной из первых, которая существенное внимание обращала на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Это была и первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях - понятии психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие «поле» было заимствовано ими из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются му, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны физическим и психофизическим, т.е. процессы, которые происходят в головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как взаимно-однозначные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее пере-стурктурирование.

Субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Этот феноменологический подход бьш заимствован гештальтпсихологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно распространены в то время и близки немецким психологам. С этим была связана и недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. С этим связано и в результатах исследования между бихевиористами и гештальтпсихологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», т.е. влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левиным, в которых вводилось понятие «временная перспектива», правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта.

В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить весь процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления. Таким образом, когнитивная психология XX в. во многом опирается на открытия, сделанные в этой школе.

Не меньшее значение имеют и работы Левина, подробнее о которых будет рассказано ниже, для психологии личности и для социальной психологии. Достаточно сказать, что его идеи и программы, намеченные им в исследовании этих областей психологии, все еще актуальны и не исчерпали себя спустя почти лет после его смерти.

    Особенности когнитивной психологии XX

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) - современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму - ровно потому, что других направлений естественно-научного плана в психологии в то время не существовало. Гештальт-психология к тому времени умерла, а психоанализ и гуманистическая психология к науке отношения не имеют. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации. Наиболее известные представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.

Предмет когнитивной психологи - модели познавательных процессов. Понятие "когнитивное" (когнитивные процессы, когнитивная психология и когнитивная психотерапия...) - получило распространение в 60-е годы XX века, во время увлечения кибернетикой и электронным моделированием интеллектуальных процессов, переросшим в привычку представлять человека как сложный биокомпьютер. Исследователи пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке. Что получилось смоделировать - назвали когнитивными процессами . Что не получилось - аффективными. На практике "когнитивными" называют психические процессы, которые возможно представить как логичную и осмысленную последовательность действий по переработке информации.

Или: которые можно разумно промоделировать в терминах переработки информации, где в переработке информации можно разглядеть логику и рациональность .

К когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия - в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями...). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки.

Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие , распознаваниеобразов ,внимание ,память ,воображение ,речь , психология развития,мышление и принятие решения, в целом естественныйинтеллект и отчасти искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность – это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер «Познание и реальность»).

С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления , долговременной памяти и структурыинтеллекта . Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже ),культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.),деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). С другой стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в том числе российских ученых (в частности, А. И. Назаров), которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод).

Когнитивный подход имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок (Хабер, 1964):

    Представление о поэтапной переработке информации , т.е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований.

    Допущение об ограниченной емкости системы переработки информации . Именно ограниченность способности человека осваивать новую информацию и прообразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи.

    Вводится постулат о кодировании информации в психике . Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции.

Вариантом когнитивной теории, завоевывающим все большую популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации (Ф.Крейк, Р.Локхард, 1972). В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.

Определение человеком жизненных целей является одним из главных условий достижения успеха. Причем важно не только ставить цели, но и часто думать о том, что вы способны их достигнуть и что вы достигнете их.

Не стоит думать о препятствиях на пути к цели и воображать зловещий мрак. Сконцентрируйтесь на том, что достижение каждой поставленной цели может кардинально улучшить вашу жизнь. Чем больше вы будете думать о том, как ваши цели изменят жизнь к лучшему, тем сильнее будет желание их реализовать. В вас проснется естественное желание конкретных действий.

Если цель вдохновляет вас, значит вы в любом случае начнете действовать в направлении ее достижения. Не имеет значения, сколько времени у вас на ее реализацию, ведь вам нравится сам путь и то, что вы чувствуете все большее удовлетворение собой. Подобное состояние побуждает действовать активно, поэтому уровень вашей производительности будет только расти.

Если вы испытываете трудности с выбором жизненных целей, можете воспользоваться примерами целей других людей из списка 100 жизненных целей человека.

100 жизненных целей

Личные цели:

  1. Найти свое дело жизни;
  2. Стать признанным экспертом в своем деле;
  3. Бросить пить и курить;
  4. Завести множество друзей и знакомых по всему миру;
  5. Научиться свободно говорить на 3 языках, кроме родного;
  6. Стать вегетарианцем;
  7. Найти 1000 последователей своего дела/блога;
  8. Просыпаться каждый день в 5 утра;
  9. Читать по книге в неделю;
  10. Объездить весь мир.

Семейные цели:

  1. Завести семью;
  2. Сделать счастливым супругу/супруга;
  3. Родить детей;
  4. Воспитать детей достойными членами общества;
  5. Дать образование детям;
  6. Сыграть свадьбу детей;
  7. Отпраздновать собственную серебряную свадьбу;
  8. Понянчить внуков;
  9. Отпраздновать золотую свадьбу;
  10. Собираться на праздники всей семьей.

Финансовые цели:

  1. Жить без долгов и кредитов;
  2. Организовать пассивные источники дохода;
  3. Получать ежемесячно совокупный стабильный высокий доход;
  4. Каждый год увеличивать накопления в 1,5-2 раза;
  5. Собственная недвижимость на берегу моря;
  6. Построить дом мечты;
  7. Дача в лесу;
  8. Автомобиль у каждого члена семьи;
  9. Оставить солидное наследство своим детям;
  10. Регулярно помогать нуждающимся.

Спортивные цели:

  1. Обрести спортивную форму;
  2. Пробежать марафон;
  3. Сесть на шпагат;
  4. Заняться дайвингом;
  5. Научиться серфингу;
  6. Прыгнуть с парашютом;
  7. Постигнуть боевое искусство;
  8. Научиться верховой езде;
  9. Научиться играть в гольф;
  10. Заняться йогой.

Духовные цели:

  1. Познать искусство медитации;
  2. Прочитать 100 лучших книг мировой литературы;
  3. Прочитать 100 книг по личному развитию;
  4. Регулярно заниматься благотворительностью и волонтерством;
  5. Достигнуть душевной гармонии и мудрости;
  6. Укрепить свою волю;
  7. Научиться радоваться каждому дню;
  8. Каждый день испытывать и выражать благодарность;
  9. Научиться достигать поставленные цели;
  10. Заняться благотворительностью;

Творческие цели:

  1. Научиться играть на гитаре;
  2. Научиться рисовать;
  3. Написать книгу;
  4. Каждый день делать записи в блоге;
  5. Оформить интерьер квартиры по своему вкусу;
  6. Сделать своими руками полезную вещь;
  7. Сделать свой сайт;
  8. Научиться публичному ораторству и не испытывать страха сцены;
  9. Научиться танцу и танцевать на вечеринках;
  10. Научиться вкусно готовить.

Путешествия цели:

  1. Объездить города Италии;
  2. Отдохнуть в Испании;
  3. Отправиться в Коста-Рику;
  4. Побывать в Антарктиде;
  5. Провести месяц в Тайге;
  6. Прожить 3 месяца в Америке;
  7. Отправиться в автомобильное путешествие по Европе;
  8. Уехать на зимовку в Таиланд;
  9. Отправиться в йога-тур в Индию;
  10. Отправиться в кругосветное путешествие на круизном лайнере;

Приключения цели:

  1. Поиграть в казино в Лас-Вегасе;
  2. Полетать на воздушном шаре;
  3. Прокатиться на вертолете;
  4. Исследовать океан на подводной лодке;
  5. Отправиться в поход на байдарках;
  6. Провести месяц в палаточном лагере дикарем;
  7. Поплавать с дельфинами;
  8. Посетить средневековые замки по всему миру;
  9. Съесть грибов у шаманов в Мексике;
  10. Отправиться на неделю на фестиваль трансмузыки в лесу;

Другие цели:

  1. Отправить своих родителей на отдых за границу;
  2. Познакомиться лично с известным человеком, которым восхищаешься;
  3. Проживать каждый день, как последний;
  4. Организовать позитивный флешмоб в центре Москвы;
  5. Получить второе или третье высшее образование;
  6. Простить обиду всем;
  7. Побывать на святой земле;
  8. Знакомиться с новыми людьми каждую неделю;
  9. Провести месяц без интернета;
  10. Обрести космическое сознание.
  11. Найти наставника;
  12. Изменить к лучшему чужую жизнь;
  13. Увидеть северное сияние;
  14. Вырастить дерево;
  15. Подняться на вершину горы;
  16. Преодолеть свой главный страх;
  17. Завести новые полезные привычки;
  18. Покататься на американских горках;
  19. Принять участие на костюмированном маскараде в другой стране;
  20. Стать наставником для кого-то.


Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми:

И выяснили, что дело в самом человеке и его жизненной позиции . Так почему у одних людей все получается, а у других — нет? В чем секрет успеха ? Мы все ищем какую-то методику, которая поможет нам справиться с проблемами и достичь успеха во всем… Но причины успеха или неуспеха не в методике, а в нашей голове.

Если мы и вправду хотим «прожить жизнь так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» и собрались начинать новую жизнь, то нам нужно сначала «поменять голову», а точнее — жизненную позицию в целом. Именно она играет определяющую роль в том, достигнем ли мы успеха в жизни, а если правильнее — будем ли мы счастливы и удовлетворены.

Жизненная позиция бывает всего двух видов: активная и пассивная. Все успешные и удовлетворенные жизнью люди обладают про-активной (или просто активной ) жизненной позицией. У большинства же из нас жизненная позиция реактивная (или пассивная ) — и именно в ней кроется причина большинства наших несчастий.

Жизненная позиция — это база, фундамент нашей личности и нашего отношения к жизни и к миру. Ее первичное формирование происходит в детстве — под влиянием воспитания и по образу и подобию родителей, но вполне в наших силах ее изменить в сознательном возрасте. Однако, перестроить фундамент, на котором уже построено здание, сложно и боязно, поэтому мало кто на это решается. Тут нужно иметь серьезную мотивацию и быть готовым к преодолению трудностей. Для начала стоит еще раз ответить себе на вопрос: «Хочу ли я на самом деле стать успешным человеком и хозяином своей жизни или обойдусь тем, что есть, зато ничего не меняя и не рискуя?»

Пассивная и активная жизненная позиция — в чем разница?

Реактивная (пассивная) жизненная позиция характеризуется, как ясно из названия, тем, что вся жизнь ее обладателя — и внешняя, и внутренняя, состоит из реакций на внешние обстоятельства. Реакции бывают разные, но суть в том, что они — лишь реакции на что-то, не зависящее от нас. Иногда обстоятельства нас устраивает — и мы радуемся и благодарим небеса. Но чаще они нас не устраивают — и тогда мы начинаем или возмущаться и ругаться, то есть реагируем негативно. Вот так и живем: ждем милости небес, расстраиваемся по причине ее отсутствия и бесконечно оправдываем свои неудачи стечением непреодолимых и неблагоприятных обстоятельств.

Что, как правило, представляют собой наши планы? «Я хочу …!» Если …, то…» «Когда …, то …» Мы — заложники этих если и когда, которые зависят не от нас . Если «повезет», конечно, мы достигнем того, чего хотим, но чаще «не везет»… А что мы сами сделали для того, чтобы достичь желаемого? «Хотеть» и «поставить цель и идти к ней» — это очень разные вещи. И разница в том, что тот, кто идет к цели, действует , а не просто хочет , и ныть, что у него что-то «не получается», ему просто некогда. Если не получается — он ищет свои ошибки, исправляет их и идет дальше.

Конечно, и от обстоятельств многое зависит, но человек с активной жизненной позицией всего лишь принимает обстоятельства во внимание, учитывает их, прокладывая свой маршрут. Источник его цели и начало пути к ней — в нем самом, а в обстоятельствах он видит возможности для реализации своих планов, вырабатывая эффективный план своих действий. Если он попал в ситуацию, которая его не устраивает, он анализирует, почему он в нее попал (свои ошибки) и думает, как ему из нее выйти.

Многие наши обстоятельства случились с нами не по злой воле судьбы, а потому что они нам зачем-то нужны. Мы их бессознательно выбрали , и они нам нравятся . «Как же «нравятся», если мне совсем не нравится то, что со мной происходит?» Нравится может не само происходит, а тот неявный бонус , который мы получаем попутно. Например, мы встряли в деструктивные отношения — плохо, но зато можно ныть, истерить, срываться на близких, есть сладкое, пить… — кто во что горазд, а главное, можно ничего не решать и не делать! Ибо что мы можем сделать в таких ужасных обстоятельствах? Вот этот-то комфорт бездействия нас часто и привлекает!

А как быть с теми несчастьями, которые уж точно никак не связаны с нашим выбором? Да, обстоятельства бывают очень жесткие, но вспомним Мересьева… — и все встанет на свои места. Успешный человек очень трезво видит реальность и цели ставит реально достижимые в имеющихся обстоятельствах . И относится он к этим обстоятельствам совсем по другому — как к возможности, а не как к «наказанию» или «злому року». Помните поговорку: «Кто хочет сделать — ищет способа, а кто не хочет — повода»?

Как сформировать активную жизненную позицию?

Различия между активной и пассивной жизненной позицией, как видно, лежат в области ответственности за себя и свою жизнь. Проактивный человек берет ее на себя, реактивный — все время норовит переложить на кого-то или что-то. Значит, все, что нужно сделать для формирования активной жизненной позиции и отказа от пассивной, в общих чертах сводится к двум пунктам:

  1. Взять на себя ответственность за то, что сейчас с нами происходит и происходило раньше
  2. Взять на себя ответственность за свое будущее

Однако, взять эту самую ответственность — не такая простая задача для того, кто с детства привык ее избегать и вырос среди таких примеров… Ее даже увидеть не всегда получается. Предлагаю следующий план для решения задачи смены пассивной жизненной позиции на активную:

Алгоритм формирования активной жизненной позиции

  1. Первый пункт самый сложный. Слишком «очевидно», что «виновато» в нашем положении правительство, экология, начальник, родители, муж (жена), квартирный вопрос, время такое… В чем же наша-то ответственность? Во-первых, в том, что мы ничего не делали, а просто плыли по течению, принимая то, что оно несет. Я встречала людей, которые в 50 лет оправдывали свои неудачи тем, что их родители не так воспитали! Хочется спросить: «А где ты -то был последние 35 лет после того, как родители тебя воспитывали?» Причем ведь не может человек совсем ничего не делать, даже абсолютное бездействие — это тоже наш выбор , который имеет последствия. И выбор у нас всегда был и остается.
  2. Во-вторых, наша ответственность в том, как мы относимся к обстоятельствам нашей жизни. Если они вызывают у нас депрессию, возмущение или еще какой вид , и мы поглощены переживанием этих эмоций — то все ясно, эти обстоятельства нам нравятся! Признаемся себе в этом честно! Чтобы признаться было легче, можно прочитать книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» — очень хорошо промывает мозги. Наша реакция — это тоже наш выбор, и это надо постараться признать. На одни и те же обстоятельства люди реагирует по-разному, так что не надо больше говорить, что «Меня довели» и «Я не мог иначе». И если бы мы в свое время реагировали иначе в сотне случаев, то мы имели бы сейчас совсем другие обстоятельства… Подумаем об этом в красках. Чувствуете, как окрыляет сознание своей свободы и того, что от вас все зависит? Человеку очень не комфортно чувствовать себя жертвой, даже если он всю жизнь так чувствовал.
  3. После того, как удалось признаться в том что мы — виновники того, что с нами происходит и происходило, не стоит тратить силы на то, чтобы ругать себя последними словами и, опять же, впадать в депрессию от своей никчемности. Наоборот, все негативные эмоции лучше выбросить, а жалость к себе — в первую очередь. «Слезами горю не поможешь». С этой привычкой непросто справиться, но возможно. Причем, не надо пытаться побороть в себе эту жалость или гнев — от внимания такие эмоции только разрастаются. Энергию лучше направить на более конструктивный вопрос: «Что теперь делать?» Теперь, когда мы осознали свою свободу в выборе реакции, мы можем поискать положительные моменты и возможности в обстоятельствах. И вот мы уже задумываемся о будущем.
  4. Следующий очень важный вопрос: Чего мы хотим? Не «хотелось бы дачу на Мальдивах…», а реально — чего? А принимая во внимание то, что этого придется достигать, прилагая ряд усилий и принося определенные жертвы? — Просто так ведь ничего не бывает. Еще одна черта реактивной позиции — «хотеть, чтобы у нас все было, а нам за это ничего не было». Именно за счет этой нашей любви к «халяве» живут десятки и сотни тысяч мошенников, которых сейчас столько развелось. Они предлагают легкое решение всех наших проблем — и решают таким образом свои. А наши проблемы не решаются — зато у нас появляется повод возмущаться их нечестностью и жалеть себя бедненького, которого опять «кинули»… Но согласитесь, если у нас, например, есть здоровье (обстоятельства) и мы хотим стать олимпийским чемпионом, то нам придется приготовится к тому, что нас ждут годы изнурительных тренировок — иначе никак. Почему же в других областях жизни должно быть по-другому?
  5. Определившись с желаниями, трансформируем их в цели. Здесь возникает еще один важный вопрос: «Что мы готовы сделать и чем пожертвовать для достижения своих целей?» Готовы ли мы дополнительно учиться и работать, чтобы разбогатеть, например? В обстоятельствах, в которых мы находимся, у нас есть два пути: потрудиться для создания других обстоятельств или научиться с жить и радоваться с имеющими (для чего тоже придется потрудиться). Может, мы выберем второй путь — главное, что это наш выбор. И мы уже не чувствуем себя жертвой и не имеем морального права ныть. Зато можем подумать над тем, что мы можем сделать для того, чтобы что-то изменить в лучшую сторону — наладить или порвать отношения, например. Главное — определиться с целями. Успешный человек, который сам строит свою жизнь, имеет план этого строительства — без плана ничего построить нельзя.

Описать в одной статье все нюансы того, чем отличается активная и пассивная жизненная позиция и как поменять одну на другую, конечно, нереально. Но надеюсь, что мне удалось хотя бы в общих чертах прояснить этот вопрос. Формирование активной позиции происходит исключительно в нашей голове — путем осознания и принятия на себя ответственности. В принципе, это единовременный акт, но углубление позиции и перестройка привычных реакций займет какое-то время.

Тут очень могут помочь различные книги и тренинги по успеху. Они все говорят по сути одно и тоже, но пока мы не усвоили эту философию как «свою родную», нам необходимо повторение и разъяснение. И только после того, как мы укрепимся в активной жизненной позиции , приняв на себя ответственность за свою жизнь и обозначив свои цели, можно начинать искать конкретные методики, которые помогут нам эффективнее этих целей достигнуть или создавать для себя методики самим — это уж кому как нравится. Успехов вам! До новых встреч !

Похожие статьи