Задания на рифму. Развиваем воображение: игра в рифмы. Как объяснить ребёнку понятие рифмы

— 1 —
Он большой,
Как мяч футбольный!
Если спелый - все довольны!
Так приятен он на вкус!
Это что? ...
Ответ: Арбуз

— 2 —
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? ...
Ответ: Тетрадь

— 3 —
Кто один имеет рог?
Отгадайте!...
Ответ: Носорог

— 4 —
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт -
Золотистые глаза.
Кто же это?...
Ответ: Стрекоза

— 5 —
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровоза сестричка
Кто такая?
Ответ: Электричка

— 6 —
Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их...
Ответ: Лыжи

— 7 —
Носят их дети,
Носят старички,
Чтобы лучше видеть!
Что это?...
Ответ: Очки

— 8 —
Есть и брюшки, есть и шляпки -
Развесёлые ребятки!
А живут на ветках дуба!
Много тут не надо думать!
Очень любит их свинья.
И любуюсь ими я.
Цветом тёмно-жёлтые
Гладенькие...!
Ответ: Жёлуди

— 9 —
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это...
Ответ: Электричество

— 10 —
В руки ты его возьмёшь -
И тебе не страшен дождь!
Дождь пройдёт - его ты сложишь
И гулять под солнцем можешь.
Если ясен горизонт,
Что оставим дома? ...
Ответ: Зонт

— 11 —
Жёлтые комочки,
Лёгкие, как вата!
Бегают за квочкой
Это кто? ...
Ответ: Цыплята

— 12 —
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай!
Это...
Ответ: Сыроежки

— 13 —
Силачом я стать хочу.
Прихожу я к силачу:
- Расскажите вот о чём -
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он вот ответ:
- Очень просто. Много лет
Ежегодно, встав с постели,
Поднимаю я...
Ответ: Гантели

— 14 —
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её ...
Ответ: Лиса

— 15 —
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные...
Ответ: шары

— 16 —
Ты со мной не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - ...
Ответ: Осьминог

— 17 —
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто это это?...
Ответ: Соловей

— 18 —
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня...
Ответ: Луной

— 19 —
Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много...
Ответ: Пчёл

— 20 —
По реке плывёт бревно -
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит...
Ответ: Крокодил

— 21 —
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт.
Только мышь его боится…
Угадали? Это - ...
Ответ: Кот

— 22 —
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков...
Ответ: Горох

— 23 —
Не огонь - а жжётся,
В руки не даётся.
Выросла под ивой,
Звать её ...
Ответ: Крапива

— 24 —
Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не знает страха,
Гуляет...
Ответ: Черепаха

— 25 —
Куда бежит - сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнётся у порога.
Что это? ...
Ответ: Дорога

— 26 —
День рожденья у меня -
Подарили мне коня.
Замечательный такой!
Голубой-преголубой.
Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно,
Жаль вот только - гривы нет.
Что за конь?...
Ответ: Велосипед

— 27 —
Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое?...
Ответ: Самолёт

— 28 —
Летом - в огороде,
Свежие зелёные,
А зимою - в бочке,
Жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?...
Ответ: Огурцы

— 29 —
Стала бабушка Ночь
Звёзды-зёрна толочь.
Испекла ребятишкам лепёшку.
Подойдите, внучата, к окошку!
До чего ж аппетитна она:
Золотая лепёшка - ...
Ответ: Луна

— 30 —
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом...
Ответ: Картошка

— 31 —
Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежит в нём задачник,
Букварь и...
Ответ: Пенал

— 32 —
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?...
Ответ: Мел

— 33 —
Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица...
Ответ: Грач

— 34 —
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? ...
Ответ: Карандаш

— 35 —
Молодчина, эта Лина:
Лепит всё из...
Ответ: Пластилина

— 36 —
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин -
Это спелый...
Ответ: Апельсин

— 37 —
Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под...
Ответ: Зонт

— 38 —
Ранним утром во дворе
Лёд улёгся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает...
Ответ: Иней

— 39 —
Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он...
Ответ: Жираф

— 40 —
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
«Я не остров! я же...»
Ответ: Кит

— 41 —
И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
Но всё же называются
Они морские...
Ответ: Морские свинки

— 42 —
Бабке скоро 40 лет,
Но прыгает как дурочка.
Дайте правильный ответ -
Кто она?...
Ответ: Снегурочка

— 43 —
В узкий глазок вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьёт, зашивает и колется колко,
А называют кораблик...
Ответ: Иголка

— 44 —
По тёмному небу ты долго летала,
Потом ты, наверное, очень устала
И вниз головою над нами висишь,
И все мы глядим на летучую...
Ответ: Мышь

— 45 —
Горит на грядке светофор,
И люди ждать согласны,
Пока зелёный...
Не сделается красным.
Ответ: Помидор

— 46 —
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Носит обувь из резины,
А зовут её ...
Ответ: Машина

— 47 —
Приходит к людям вновь и вновь
Большое чувство под названием...
Ответ: Любовь

— 48 —
Вместо шёрстки иглы сплошь,
Враг мышей - колючий...
Ответ: Ёж

— 49 —
«Ухвачу-ка! Проглочу-ка!» -
Щёлкает зубами...
Ответ: Щука

— 50 —
Не то стойло, не то хата.
В ней скотинушка рогата.
Рожки высунуть боится.
Не мычит и не доится.
Не корова, не коза,
Непонятно, где глаза.
Для неё прогулка - пытка!
А зовут её...
Ответ: Улитка

— 51 —
Ходит рыжий, пьёт из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, чёрный нос.
Кто же это?
Рыжий...
Ответ: Пёс

— 52 —
Если ты устал играть,
То ложишься на...
На рассвете и закате
Сладко спится на...
Ответ: Кровать

— 53 —
Ох, и острый же предмет -
Нанесёт любому вред.
С ним веди себя построже -
Будь предельно осторожен.
Стоит только зазеваться -
Ранит, некуда деваться.
Хоть опасен он, но всё ж,
Повседневно нужен...
Ответ: Нож

— 54 —
Он орудует так быстро:
Аккуратно, тонко, чисто.
Режет, режет всё подряд:
Фрукты, овощи, салат.
На пилу чуть-чуть похож.
Осторожно, острый...
Ответ: Нож

— 55 —
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят,
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
Ответ: Май

— 56 —
Словно вихрь летит спасаясь
От врага пугливый...
Ответ: Заяц

— 57 —
На носу зверь носит рог
И зовётся...
Ответ: Носорог

— 58 —
На себе везёт не прытко
Домик собственный...
Ответ: Улитка

— 59 —
Много платьев,
Много хруста.
Как зовут её?
Ответ: Капуста

— 60 —
Хлоп - и конфета стреляет, как пушка?
Каждому ясно: это - ...
Ответ: Хлопушка

— 61 —
Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?
Ответ: Самолёт

— 62 —
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
И зовут объект...
Ответ: Комета

— 63 —
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза.
И что это?
Ответ: Машины

— 64 —
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляюсь я в полёт,
Кто же это?
Ответ: Вертолёт

— 65 —
Ходит мать с надменной мордой.
Рядом дочь - походкой гордой.
С длинной шерстью дочь и мама,
Весь их род зовётся...
Ответ: Лама

— 66 —
Он большой и очень сильный,
Очень мощный и красивый.
Всем знаком в Саванне он,
Кто же? Африканский...
Ответ: Слон

— 67 —
Он в Австралии живёт -
Этот сумчатый зверек,
На земле он гнёзда строит.
Он всеяден. Землю роет.
Сад и луг - он там и тут
Длинноносый...
Ответ: Бандикут

— 68 —
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нём,
Нос приделали - и вмиг
Получился...
Ответ: Снеговик

— 69 —
На тебя он глядит свысока -
Не найдешь горделивей цветка.
Он в осеннем саду властелин,
Это яркий цветной...
Ответ: Георгин

— 70 —
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан...
Ответ: Иней

— 71 —
Этот маленький ребёнок
Спит без простынь и пелёнок.
Под коричные ушки
Не кладут ему подушки.
У него четыре ножки,
Но гуляет без пальто,
Он калоши и сапожки
Не наденет ни за что.
Он сказать не может:
«Мама, есть хочу!»
А потому весь день
Мычит упрямо: «Му-у!»
Это вовсе не ребёнок -
Это маленький...
Ответ: Телёнок

— 72 —
Любимая детская игрушка,
Озорной шутник...
Ответ: Петрушка

— 73 —
В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь:
- Я тут! Я начеку-у-у!
Я всех вас допеку-у-у!
Уснули дети. Свет потух.
Молчи, горластенький...
Ответ: Петух

— 74 —
Над цветком она летала,
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
И зовут её...
Ответ: Пчела

— 75 —
Берегись мышиный род,
На охоту вышел...
Ответ: Кот

— 76 —
Исток - на Северном Урале
(возможно, вы об этом знали).
Сперва бежит на юго-запад,
Зовется горною рекой.
Затем, на север устремляясь,
Приобретает и покой.
Течет спокойно к морю скоро
Её величество...
Ответ: Печора

— 77 —
Верещунья белобока, а зовут её...
Ответ: Сорока

— 78 —
Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка Звать её ...
Ответ: Синичка

— 79 —
Жёлто-розовый бочок,
А размером - с кулачок!
Он на веточке висел,
И под южным солнцем зрел.
И весной, и летом рос
Очень вкусный...
Ответ: Абрикос

— 80 —
Кислый-кислый! Но - полезный!
И, наверно, всем известный.
Он - на даче, и в лесу.
Я нарву и принесу
Гладких, будто зёрна риса,
Красных ягод...
Ответ: Барбариса

— 81 —
Цветочки открыто глядят на меня,
И утром глядят, и в течение дня.
На них с удивленьем я тоже гляжу,
Ведь сходство с лицом я в цветах нахожу!
Назвали красиво! Вот чудное слово -
Зовут ясноглазый цветочек - ...
Ответ: Виола

— 82 —
Редька разная бывает.
А такую кто узнает?
Длинный хвостик - вкусный он!
Называется...
Ответ: Дайкон

— 83 —
Рядом с ласковой малиной
Мы недавно посадили
Ягоду чудесную,
Очень интересную!
Цветом - будто бы чернила,
Никогда «лицо» не мыла.
Только это - не черника,
Это наша...!
Ответ: Ежевика

— 84 —
Ах, какой же ты колючий!
Плавники и хвост - липучки!
Ты меня не проведёшь! -
Я тебя поймаю,...!
Ответ: Ёрш

— 85 —
Ветки деревца - как руки,
Серебристые листы.
А из гибких, тонких прутьев
Можно многое сплести:
И диваны, и корзины,
Стулья, кресла и гардины.
И полезна, и красива
Вечно плачущая...
Ответ: Ива

— 86 —
А на даче иногда
Может встретиться беда.
Разобьёшь коленку если,
Не найдёшь его полезней!
Хоть немного и пожжёт,
Но зато поможет...
Ответ: Йод

— 87 —
Обжигает, как огонь!
Ты смотри, ёё не тронь!
Расплелась под старой сливой
Очень жгучая...
Ответ: Крапива

— 88 —
Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
Вот опять уселись в ряд,
И о чём-то говорят,
И щебечут ласково
Божьи птички - ...
Ответ: Ласточки

— 89 —
Ищет он во тьме маяк, потому что он...
Ответ: Моряк

— 90 —
Быстрее ветра мчится зверь -
Был здесь, а где же он теперь?
Мгновенно взяв отличный старт,
Уже у финиша...
Ответ: Гепард

— 91 —
И зимой, и летом
В чёрный фрак одет он.
Очень важный господин
По фамилии...
Ответ: Пингвин

— 92 —
Живут на земле очень древние жители,
Давние предки их мамонтов видели.
Люди не жили, когда...
Уже много лет по планете ходил.
Ответ: Крокодил

— 93 —
Посмотри на меня,
Как похож я на коня!
Но за то, что невысок,
Все зовут меня...
Ответ: Конёк

— 94 —
Шерсть как шёлк у киски,
А на ушах кисти.
Только вряд ли скажешь «брысь»,
Посерьёзней киски...
Ответ: Рысь

— 95 —
По пустыне он идёт,
Груз несёт, не ест, не пьёт.
Передать бы два-три блюда
Для несчастного...
Ответ: Верблюд

— 96 —
Очень медленно ползёт,
Долго, говорят, живёт.
Голову втянув от страха,
Скрылась в панцирь...
Ответ: Черепаха

— 97 —
Широк, приземист, мускулист,
Силён и крепок, как штангист.
Красавцем, правда, не слывёт
Большеротый...
Ответ: Бегемот

— 98 —
На дереве висит и спит.
Его пища - эвкалипт.
- Тебе еды такой не мало,
Плюшевый, смешной...
Ответ: Коала

— 99 —
Под водою целый склад!
Плот из веток мастерят.
Зубы так у них остры!
Точат дерево...
Ответ: Бобры

— 100 —
Симпатичен, сер, усат,
Хвост - шлагбаум полосат.
Пищу грязной не грызёт -
Моет всё в воде...
Ответ: Енот

— 101 —
На белочку чуть-чуть похож -
Спина в полосках, мал, пригож.
Полна кладовка, как сундук -
Запаслив крошка...
Ответ: Бурундук

— 102 —
Толст, морщинист, два клыка
Он похож на старика.
Он на льду лежит - и что ж?
Не мёрзнет толстокожий...
Ответ: Морж

— 103 —
Он толстокож и неуклюж,
Ему река - не глубже луж.
Всю жизнь несёт свой мощный рог -
За что ж наказан...
Ответ: Носорог

— 104 —
Фрукт похож на шишку ели,
Мы рискнули - шишку съели...
Самый лучший, высший класс -
Спелый, сочный...
Ответ: ананас

— 105 —
Сегодня я второй пилот.
Готов к полёту самолёт!
Палят, меня встречая, пушки.
А я кричу: - Привет, ...
Ответ: игрушки

— 106 —
На речке-речушке
Весенней порой
Строили избушку
Дружной семьёй.
Ветка да хворост,
Деревьев - груда,
Вот и готова
Плотина-запруда.
В тихой речушке
У самой воды
Мыли лапки, ушки...
Кто они?
Ответ: бобры

— 107 —
Солнце светит - молчит,
Дождь припустит - гремит:
Бом, бом, бом, бом!
Это грохочет...
Ответ: Гром

— 108 —
Куст с шипами - но не роза,
Боится ветра и мороза,
Любит очень много света,
Ягоды крупные, чёрного цвета.
- У нас в саду, - сказала Вика, -
Уже созрела...
Ответ: ежевика

— 109 —
Я у дерева спросила:
- Что грустишь, склоняясь в пруд,
Косы в воду опустила?
Все серёжки уронила.
Видишь - вот они плывут.
- А ты и без них красива,
Плакучая...
Ответ: ива

— 110 —
Его дом под землёй -
Потолки низки,
И висит над головой
Репа и редиска.
Кто без света живёт?
Догадались? Это - ...
Ответ: крот

— 111 —
В небе кружатся,
На землю ложатся,
Белые, резные,
Холодные такие
Звёздочки-пушинки
Что это?...
Ответ: снежинка

— 112 —
В поле рожь качается,
Колосья наливаются.
Тут как тут один зверёк -
Срезал спелый колосок.
Он зерна намолотил,
За щекой домой носил.
Посмотри, идёт толстяк,
Назови его - ...
Ответ: хомяк

— 113 —
Я на праздник спешу,
Их за ниточку держу:
Красный, жёлтый, голубой -
Плывут над головой,
Лучше нет для детворы,
Чем воздушные...
Ответ: шары

— 114 —
Сижу на лавочке,
Держу его за палочку,
Я не пойду в кино,
Пока не съем...
Ответ: эскимо

— 115 —
Весь день я верчусь,
Как Юла кручусь.
Мама, мама, посмотри,
Раз, два, три - раз, два, три.
Я ещё бы покрутилась,
До головка закружилась.
- Ох, - вздохнула Любочка, -
Виновата...
Ответ: юбочка

— 116 —
Гибко шейку изгибает,
И красива, и стройна,
Ловко хвостик поднимает,
Что за цифра? Цифра...
Ответ: два

— 117 —
Что за цапля, каждый знает,
За шестёркою ступает.
Да, она известна всем
Эта цапля - цифра...
Ответ: семь

— 118 —
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою...
Ответ: четыре

— 119 —
Встали цифры, как отряд,
В дружный числовой свой ряд.
Первой по порядку роль
Нам сыграет цифра...
Ответ: ноль

— 120 —
Не забьешь так просто гол,
На воротах стоит кол.
И в бою с ним не сразиться,
Это цифра...
Ответ: единица

— 121 —
Светит солнце, пруд цветет,
Лебедь по нему плывет,
Ближе он подплыл едва -
Оказалась цифра...
Ответ: два

— 122 —
Букву З я обведу,
К цифрам в гости приведу.
Ты внимательней смотри -
Получилась цифра...
Ответ: три

— 123 —
Решили фильм про цифры снять,
Стали камеры включать.
Откуда буква Ч в эфире?
Не бойтесь! Цифра я!...
Ответ: четыре

— 124 —
В школе надо не лениться:
Рисовать, писать, учиться,
На уроках отвечать
И в дневник поставят...
Ответ: пять

— 125 —
Я устроила парад,
Цифры строю, как солдат!
И порядок четкий есть -
После пять шагает...
Ответ: шесть

— 126 —
Она похожа на топор,
Но не колит дров во двор.
Как коса, но не совсем,
Просто это цифра...
Ответ: семь

— 127 —
Друг на друге два кольца,
Удалых два молодца.
В числовой их ряд попросим
И получим цифру...
Ответ: восемь

— 128 —
Ах, какая запятая
На листе лежит большая!
Можно ею даже мерить,
Просто это цифра...
Ответ: девять

— 129 —
Поспевает жарким летом
И становится при этом
Он таким, как круглый мяч,
Но его не пустишь вскачь.
Он тяжелый и большой,
Спелый, крепкий, наливной,
Сладкий, сочный и упругий,
Замечательный на вкус,
Всем полезен нам...
Ответ: арбуз

В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала-…(шишка)

Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий…(шарик).

Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша).

Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался-…(сом).

В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят-…(ком).

Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много-…(дыр).

Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный …(гул).

Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает-…(варан).

Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же…(гол).

На палубу упала пачка,
Потому, что была -…(качка).

Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-…(точка).

Портной выбрал красный шёлк,
Значит, знает в моде…(толк).

В КВН играли сутки,
Залу нравились все-…(шутки).

На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила-…(чайка).

Дымится в миске кашка,
С чаем стоит -…(чашка).

Было в сказке очень худо,
Пока не появилось-…(чудо).

Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом…(пальчик).

В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский …(жук).

Было мишке мёду мало,
Пчёлка показала …(жало).

В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей…(журчал).

Ночью спал Аркадий чутко,
Темноты боялся…(жутко)

Надел спортсмен свою жакетку,
В руках держит он…(ракетку).

Ребятня каникул ждёт-
Лето красное …(идёт).

В группе самый старший- Веня,
У него дружок есть-…(Женя).

Петрушки зелёной пучок
Прожорливый съел…(жучок).

Закричала громко баба-
Испугала её -…(жаба).

В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен…(мир).

На стройке делают бетон,
В метро потребуют-…(жетон)

Купил модный Клим жилет,
Приобрёл в театр …(билет)

Жил на свете мальчик Жора,
У него сестрёнка…(Лора)

Всех хвастливей Таня-крошка,
У неё на шляпе-…(брошка)

Мечтал о звёздах старый барс.
Хотел он улететь на …(Марс).

Проиграл Серёжа фант,
Девчонки повязали…(бант).

Со стола упала банка,
Теперь у Светы болит…(ранка)

Дежурным Вася в классе был,
Полы он тряпкой чисто…(мыл)

Жил на свете старый пёс,
Он исправно службу…(нёс)

Подарили Рэму дудку,
И сторожевую…(будку).

У Ильи красивый волос
И приятный, звонкий…(голос).

Клич победный издал вождь,
Не помеха ему…(дождь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиграем в рифмы

Консультация для родителей "Учим детей рифмовать".

В данном материале вниманию родителей предсталены варианты игр с рифмами, которые помогут развитию памяти ребенка, внимания, логического мышления, а также позволят детям лучше овладеть род...

«ПОДБЕРИ РИФМУ»

учить детей подбирать рифмы, изменяя слово с помощью суффиксов, ставя его во множественном числе, используя синонимы....

Наш онлайновый словарь рифм в сравнении с другими подобными сервисами обладает рядом серьёзных преимуществ:

Как подобрать рифму

По умолчанию сервис ищет точные рифмы . Может оказаться, что для вашего слова или вообще нет точных рифм, или их так мало, что ни одна вам не подходит. В этом случае попробуйте поискать рифмы с несколько худшим фонетическим совпадением (например, хорошие).

Другая крайность — это когда у вашего слова есть огромное количество точных рифм. Как среди них поскорее найти приемлемый вариант? Вы можете существенно сократить полученный список рифм, применив фильтры в любом сочетании. Используйте смысловые и грамматические ограничения, которые накладывает тема и форма вашего стихотворения. Например, для исключения глагольных рифм примените фильтрацию по части речи, для подгонки рифмы под заданный размер строфы оставьте только слова с нужным количеством слогов. Особенно важным нам представляется частотный фильтр , который позволяет отбросить слова, редко употребляемые в стихосложении (специализированные термины, устаревшие слова и т. п.).

Отметим также, что для постоянной работы лучше использовать наше бесплатное приложение Rhymes , не требующее доступа в Интернет. Оно значительно функциональнее и удобнее. Сочиняйте стихи с комфортом .

Идет с помощью заданий и упражнений, представляемые им как игры.

Игра «О ком? О чем?».

Цель:

Учить анализировать структуру стихотворения.

Игровой мотив:

Соревнование кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель читает детям небольшое стихотворение. Предлагает быстро ответить на вопросы:

  • О каком объекте идет речь?
  • Какими признаками наделен объект?
  • Какие действия он совершал?
  • Какой вывод сделал автор?

Итог:

Ребенок запоминают эти вопросы и, затем, задает их самому себе после прослушивания стихотворения.

Игра «Отгадай по признакам».

Цель:

Учить детей называть объект (-ы) по признаку (-ам).

Игровой мотив:

Загадывание объектов.

Ход игры:

Ведущим называется 1-2 признака, а дети называют что такое это может быть. Обязательное условие – объяснить наличие данного признака у объекта. Н-р: Кудрявое: облако, волосы, барашек, береза.

Итог:

Ребенок может объяснить наличие любого признака у объекта с достаточной степенью достоверности.

Игра «Найди и объясни противоположные слова».

Цель:

Учить детей находить антонимические пары в пословицах и поговорках.

Игровой мотив:

Волшебник «Путанник» дает задания на сообразительность.

Ход игры:

Воспитатель читает пословицы и поговорки, а дети находят противоположные по значению слова:

Мягко стелет, да жестко спать.

Нет худа без добра .

Побуждать детей объяснять значение этих антонимических пар в пословицах и поговороках.

Итог:

Ребенок знает антонимические пары и может объяснить их значение в тексте.

Игра «Придумай словосочетание».

Цель:

Учить детей составлять словосочетания на основе антонимических пар.

Игровой мотив:

Волшебник «Наоборот».

Ход игры:

Детям дается пара антонимов, необходимо составить с ними словосочетания. Н-р: веселый – грустный веселый праздник грустная мелодия

Усложнение – объединить в одно предложение два словосочетания.

Н-р: В веселый праздник звучит иногда грустная мелодия.

Итог:

Ребенок умеет составлять фразы на основе антонимических пар.

Игра «Доскажи словечко».

Цель:

Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Игровой мотив:

У воспитателя то появляется, то пропадает голос.

Ход игры:

Воспитатель читает детям стихотворный текст, и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети. См. приложение № 2.

Вариант игры: воспитатель читает стихотворение – загадку, а играющие должны назвать отгадку — рифму. Например:

Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (василек).

Итог:

Ребенок умеет заканчивать стихотворный текст рифмованным словом или фразой.

Игра «Склад — несклад».

Цель:

Игровой мотив:

Игра с мячом или другим предметом.

Ход игры:

Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему. Например:

рогатая – бодатая, жевалка — глоталка.

Возможно усложнения: игра без водящего. Один ребенок называет слово – другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке. В данном варианте можно использовать мяч либо передавать какой-нибудь предмет.

Итог:

Ребенок умеет подбирать рифму к слову.

Игра «Чистоговорки».

Цель:

Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

Игровой мотив:

Соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.

Ход игры:

Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. Например:

Са – са – са –

Прилетела в сад оса.

Ща – ща – ща –

Мы нашли в траве клеща.

Итог:

Ребенок умеет составлять рифмованные чистоговорки.

Игра «Сочини дальше».

Цель:

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Игровой мотив:

Соревнование команд.

Ход игры:

Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.

На-р: воспитатель говорит «В море плавает тюлень..»

Ребенок продолжает «По лугу бежит олень».

Возможны варианты рифмовок от других детей или путаницы.

Н-р: «В море плавает олень,

По лугу бежит тюлень».

Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составит двустишье про изображенный на картинке объект.

Итог:

Ребенок умеет создавать двухстрочные рифмовки.

Игра «Исправь меня».

Цель:

Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

Игровой мотив:

Исправления ошибок воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.

Итог:

Ребенок умеет согласовывать слова в роде и падеже.

Игра «Сочиним стишок и его запишем».

Цель:

Учить детей составлять рифмовки и записывать их схемами.

Игровой мотив:

Кто точнее запишет схемами.

Ход игры:

Дети составляют рифмовку и записывают его схемами.

Примечание:

  • схематическая фиксация должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста.
  • на уровне схематической фиксации можно работать над интонационной выразительностью. То есть при помощи определенных условных знаков обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную интонацию, повествовательную, паузу и т. д.

Итог:

Ребенок умеет схемами записывать рифмовку.

Мастер-класс по теме «Рифмы».

(Для детей дошкольного и младшего школьного возраста)

    Инсценировка отрывка из произведения Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».

Незнайка решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт, который жил на улице Одуванчиков. Этого поэта по-настоящему звали Пудиком, но, как известно, все поэты очень любят красивые имена. Поэтому, когда Пудик начал писать стихи, он выбрал себе другое имя и стал называться Цветиком.

Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал:

    Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

    А у тебя способности есть? - спросил Цветик.

    Конечно, есть. Я очень способный,-ответил Незнайка.

    Это надо проверить,-сказал Цветик.-Ты знаешь, что такое рифма?

    Рифма? Нет, не знаю.

    Рифма -это когда два слова оканчиваются одинаково,-объяснил Цветик.-Например: утка -шутка, коржик- моржик. Понял?

    Понял.

    Ну, скажи рифму на слово «палка».

    Селёдка,-ответил Незнайка.

    Какая же это рифма: палка - селёдка? Никакой рифмы нет в этих словах.

    Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

    Этого мало,- сказал Цветик.- Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка.

    Понял, понял! - закричал Незнайка.-Палка -галка, печка - свечка, книжка - шишка! Вот здорово! Ха-ха-ха!

- Ну, придумай рифму на слово «пакля»,-сказал Цветик.

    Шмакля,- ответил Незнайка.

    Какая шмакля? - удивился Цветик.-Разве есть такое слово?

А разве нету?

Конечно, нет.

Ну, тогда рвакля.

Что это за рвакля такая? – снова удивился Цветик.

    Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля,-объяснил Незнайка.

    Врёшь ты всё,-сказал Цветик,-такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.

    А если я не могу подобрать другого слова?

    Значит, у тебя нет способностей к поэзии.

    Ну, тогда придумай, сам какая тут рифма,-ответил Незнайка.

Сейчас,-согласился Цветик.

Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом поднял голову кверху и стал думать, глядя на потолок. Потом ухватился руками за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол. Проделав всё это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя:

    Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля...- Он долго так бормотал, потом сказал: - Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы.

    Ну вот! - обрадовался Незнайка.-Сам задаёт такие слова, на которые нет рифмы, и ещё говорит, что я неспособный.

    Ну, способный, способный, только отстань! - сказал Цветик.-У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи.

    Неужели это так просто? - удивился Незнайка.

    Конечно, просто. Главное -это способности иметь.

Незнайка пришёл домой и сразу принялся сочинять стихи. Целый день он ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок, держался руками за подбородок и что-то бормотал про себя.

Наконец стихи были готовы, и он сказал:

    Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил.

    Ну-ка, ну-ка, про что же это стихи? - заинтересовались все.

    Это я про вас сочинил,-признался Незнайка.-Вот, сначала стихи про Знайку:

Знайка шёл гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

    Что? - закричал Знайка.-Когда это я прыгал через овечку?

Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы,- объяснил Незнайк

Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять? - вскипел Знайка.

    Конечно,-ответил Незнайка.-Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть.

    Вот попробуй ещё, так узнаешь! - пригрозил Знайка.- Ну-ка, читай, что ты там про других сочинил?

    Вот послушайте про Торопыжку,-сказал Незнайка.

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

Братцы! - закричал Торопыжка.- Что он про меня сочиняет? Никакого холодного утюга я не глотал.

    Да ты не кричи,-ответил Незнайка.-Это я просто для рифмы сказал, что утюг был холодный.

    Так я же ведь никакого утюга не глотал в жизни, ни холодного, ни горячего! - кричал Торопыжка.

    А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что можешь успокоиться,-ответил Незнайка.-Вот послушайте стихи про Авоську:

У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.

Авоська подошёл к своей кровати, заглянул под подушку и сказал:

    Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.

    Ты ничего не понимаешь в поэзии,- ответил Незнайка.- Это только для рифмы так говорится, .что лежит, а на самом деле не лежит. Вот я ещё про Пилюлькина сочинил.

    Братцы! - закричал доктор Пилюлькин.-Надо прекратить это издевательство! Неужели мы будем спокойно слушать, что Незнайка тут врёт про всех нас?

    Довольно! - закричали все.-Мы не хотим больше слушать! Это не стихи, а какие-то дразнилки.

    Ну ладно, братцы, не буду,-согласился Незнайка.-Только вы уж не сердитесь на меня.

С тех пор Незнайка решил больше не сочинять стихов.

    Мастер-класс « Подбираем и сочиняем рифмы».

1). « Подбираем рифмы».

Цветик: А вы, ребята поняли, что такое рифма? Рифма – это не просто

слова, оканчивающиеся одинаково. Этого мало. Еще важно,

чтобы эти рифмованные слова связывались с другими словами

в стихотворении по смыслу.

Незнайка: А вы, ребята, умеете сочинять рифмы? Давайте попробуем это

сделать. Мы с Цветиком будем зачитывать четверостишия, а

ваша задача - закончить их, подбирая нужные по смыслу

рифмы.

Зачитываются четверостишия, а ребята должны закончить его, употебив правильно рифму.

2). «Сочиняем рифмы»

    Подберите как можно больше рифмованных слов к данному слову.

Снежок -

    Подберите к данным словам рифмы.

Урок -

мел -

Книжка -

День -

Ветка -

Учитель -

    Напишите стихотворные строчки по заданным рифмам.

………………………звонок

…………………… урок

………………………футбол

………………………гол

………………………роза

………………………мимоза

…………………………солнце

…………………… оконце

………………………цветок

………………………лепесток

    Попробуйте сами сочинить стихи, помня, что в них должны быть рифма, ритм и смысл.

3. Игра «Сказочные гонки»

Ведущий говорит о том, что сейчас все ребята будут принимать участие в гонках - будут двигаться друг за другом примерно на расстоянии вытянутой руки.

Но гонки эти будут не простые, а литературные. Во время игры все ребята поочередно будут превращаться в героев разных сказок - людей, зверей, волшебных персонажей.

Для того, чтобы обозначить, как пройдет маршрут гонок, надо поставить на расстоянии примерно 4-7 метров друг от друга два стула. Таким образом, ведущий, который встанет во главе вереницы детей, пойдет от одного стула к другому, обойдет его и направится к первому стулу. Но в этом случае надо будет идти не прямо, а наискосок, то есть маршрут гонок пройдет в виде «восьмерки», опоясывая оба стула.

Сначала, объясняет ведущий, все участники игры идут обычным шагом. Но надо быть внимательным и вслушиваться в команду ведущего. Потому что по его команде игроки должны вообразить себя тем героем, имя которого он назвал, и идти дальше «в образе» - так, как мог бы ходить этот сказочный персонаж.

Вот какие команды может подавать ведущий, и как они могут «материализоваться» в книжных гонках:

Команды ведущего

Двигательное воплощения

Иван-царевич скачет на Сивке-Бурке

Летит Жар-птица

Идет на цыпочках Василиса Прекрасная

Шагает Арлекин из кукольного театра Карабаса-Барабаса

Идет по лесу Мишка косолапый

Летят гуси-лебеди

Шагают великаны

Идут мелкими шажками гномы

Скачет лягушка-квакушка

Шагает оловянный солдатик

Руки вытянуты вперед, словно держат уздечку коня, подскакивая в полуприсяде

Руки вытянуты вверх, делают плавные взмахи

Корпус максимально вытянут, голова приподнята, глаза опущены, руки на поясе

Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены

Голова опущена, руки округлены, ступни ног повернуты вовнутрь, ходьба вразвалочку

Легкий бег на полупальцах,

руки вытянуты в стороны, делают плавные взмахи, шея вперед

Ходьба на цыпочках большими шагами с большим размахом рук

Руки прижаты к корпусу, мелкий шаг

Пальцы рук растопырены,

глаза округлены, прыжки вперед или ходьба с поворотом корпуса вправо и влево. Можно сопровождать кваканьем

Четкий военный шаг

    Подведение итогов – награждение победителей.

Анализ проведенного мероприятия.

Мастер-класс «Играем с Незнайкой в рифмы» был проведен 13 февраля 2009 года в средней и старшей группах Сынтульского детского сада и в младших классах Сынтульской СОШ.

Целью данного мероприятия было: р азвивать творческие способности воспитанников детского сада и учащихся младших классов, дать понятия стихотворной рифмы и ритма; развивать образное мышление; помочь самореализоваться учащимся в различных творческих заданиях.

На подготовительном этапе был подобран материал для выступления: отрывок из произведения Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе», четверостишия, интересная игра, придуманы творческие задания.

Инсценировка была очень интересной как для ребят дошкольного, так и школьного возраста. Они с увлечением ее посмотрели, затем им было предложено поиграть в рифмы, подобрать рифмованные слова к другим словам, написать стихотворные строчки к готовым рифмам, попробовать написать свои небольшие стишки, что они с удовольствием и сделали. После мастер-класса ребята играли в игру «Сказочные герои», которая стала своеобразной разминкой.

В конце мероприятия были подведены итоги, вручены грамоты. Ребята должны были нарисовать в книге отзывов, на листах которой нарисованы домики Солнечного города, либо цветок, если понравилось мероприятие, либо кактус, если мероприятие не понравилось.

Похожие статьи